СТЕПНЫЕ ОКРЕСТНОСТИ

27 Тамыз 2014, 04:52

СТЕПНЫЕ ОКРЕСТНОСТИ

По подсчетам энциклопедиста Аллана, в научной литературе слово «степь» встречается в 54 значениях. А в «Геоботаническом словаре» О.С. Гребенщикова по характеру свойств слово «степь» имеет 23 категории. «Самая огромная степь в мире расстилается между горами Хинган и Карпатскими горами Европейского материка — неоглядный мир длиной в 7500 км и шириной от 150 до 600 км. Эта Великая степь является колыбелью, в которой выросли кочевники, занимающие своеобразное место в человеческой цивилизации» (Л.Н. Гумилев). Самая широкая часть этой степи протянулась по меридиану более чем на тысячу километров беспредельной земли. Этот край и есть Родина цивилизации конных кочевников, слившихся с окружающим природным миром, со своими нормами традиций, самобытным хозяйственно-культурным образом жизни. «По сравнению с другими системами биосферы степь можно считать самой «молодой». Несмотря на это, степь служит источником самых мощных материальных и энергетических потоков, стремящихся в беспредельную даль Земли. Из степных недр только через хлеб ежегодно в другие экосистемы мира распространяются 8 млн. тонн азота и 160 млн. тонн углерода» (В.Г. Маркович. Степные экосистемы. — Новосибирск, 1982. — С. 10). В развитии общественных цивилизаций особое место занимает степной край. Превращение богатого опыта в познание о времени и пространстве, первоначальное формирование религиозных поверий и убеждений, содействие их в создании морально-этических норм, приручение лошади для освоения пространств, улучшение пород прирученного скота, создание колеса и телеги, стремени и кривой сабли и многое другое — любое из перечисленного впервые было освоено в степных краях. Все это стало открытиями, имеющими историческое значение, и содействовало дальнейшему общечеловеческому развитию. Бескрайнее степное пространство не только манит человеческий взор далями, изменчивая природа степи также обогащает познание и чувства: высокое небо над степью с лучистым солнцем не только окрыляло мечты человека, но и звало к поискам всемогущества, Бога. Люди, живущие в критических экологических условиях, приходят к выводу, что только слияние с природой, уважение к ней могут явиться гарантом жизни. Если считаться с концептуальным положением о том, что всякая жизнь есть результат предыдущей экосистемы, то всю реальность этносов, возникших в степных краях, можно глубже познать только в контексте окружающей среды. В конце концов, сам степной край является источником степной самобытности. Современная природа Казахстана сформировалась примерно на 10 тысяч лет раньше нашего летоисчисления. Известно, что на фоне любой экосистемы формируется определенная хозяйственно-культурная модель, и вместе с ней формируются соответствующие ей роды и племена. Между Х и III тысячелетиями до нашего летоисчисления люди, живущие на территории Казахстана, стали объединяться в роды и племена. Чем ближе исторический период, тем ярче его признаки. Имеются сотни признаков, знакомящих с периодами объединения родов и племен Казахстана.

Акселеу Сейдимбек, "Мир казахов"

Бөлісу: