29 Қараша 2016, 04:34
Исследование мотивации и стимулирования учебной деятельности учащихся в средней школе №37 имени Сырбая Мауленова
Основными типами деятельности в повседневной жизни любого человека могут быть такие процессы как игра, обучение посредством игры и трудовая деятельность. В такой классификации, учение уже не является частью игры, а ближе всего к труду, в связи с обязанностью соблюдения дисциплины, выполнения определенных заданий и обязанностей. Высокий коэффициент мотивации учения является неотъемлемой частью для достижения успеха в учебе, поэтому исследование мотивационной сферы имеет колоссальную значимость.
Толчком к деятельности в одинаковом размере могут послужить и желание добиться успеха, и боязнь неудачи. При подробном изучении этих типов мотиваций наиболее оптимизированным методом служит наблюдение. Это связано с тем что педагог имеет возможность следить за поведением своего ученика, а также его деятельностью в разнообразных жизненных и учебных ситуациях.
Изучив источники по проблеме мотивации, мы говорили о двух видах мотивов. К первым относятся познавательные мотивы, сопряженные с содержанием учебным процессом и ее реализации. И вторые - социальные, связанные с всевозможными социальными взаимодействиями ученика с социумом (одноклассниками, учителями, родителями и т.п.).
Проблема положительной мотивации к учебной деятельности наблюдается, в большинстве случаев, у учащихся школ. По мнению педагогов, у многих из сегодняшних школьников существует проблема в мотивационной области. Наша задача состоит в исследовании мотивационного поля деятельности учащихся средней школы №37, а также определении наиболее эффективных способов ее стимулирования.
Базой исследования явилась средняя школа №37, где введена дисциплина английский язык, на изучение которой отводится 2 час в неделю. Данная дисциплина является обязательной.
Для проведения исследования выбраны два класса из параллели 11 классов: 11 «В» и 11 «Г», так как уровень развития, знаний у этих классов одинаков, количество учащихся в классах 28 и 27 человек, возраст учащихся составляет 17-18 лет, т.е. эти дети легко восприимчивы к нововведениям, легко идут на контакт, полны энтузиазма.
Цель исследования: провести исследование учебной мотивации и стимулирования учащихся средней школы №37.
Задачи исследования:
1 Ознакомиться с видами мотивации учащихся старшего звена;
2 Раскрыть ориентированность мотивации учащихся старшего звена;
3 Разработать программу повышения мотивационной области для учащихся 11-классов;
4 Внедрить программу повышения мотивации школьников;
5 Проверить эффективность программы за счет внедрения методов стимулирования в учебный процесс.
Для проведения исследования необходимо применить следующие методы: анкетирование, беседа и наблюдение.
«Анкетирование – это осуществление опроса в письменной форме». Для проведения анкетирования прибегают к набору структурно организованных вопросов (анкета). Главным преимуществом этого метода является возможность проведения исследования большой группы людей одновременно, оперативно, жесткая регламентация процедуры позволяет получить хорошо структурированные и сопоставимые результаты, анонимность респондентов повышает объективность и искренность получаемых ответов.
Цель анкетирования – исследовать, какой уровень, тип и вид мотивов преобладает у учащихся 11-х классов. Для этого может применяться анкета, разработанная Окуневой О.Ю. и Васильевой Л.А. (Приложение А)
Анкетирование проводится фронтально – с наличием всех учеников в классе. После раздачи бланков анкеты ученикам предлагается прочесть инструкцию, затем экспериментатор должен ответить на все задаваемые учениками вопросы. Нужно обязательно проверить, как каждый из учеников выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого ученики самостоятельно проводят всю работу. Заполнение анкеты вместе с чтением инструкции — 15 – 20 мин.
Анкета включает в себя 9 вопросов на выявление вида и типа мотивов. Каждый вопрос включает несколько вариантов ответа к нему. Учащимся предлагается выбрать в каждом вопросе по 2 ответа, чтобы исключить случайность выборки. Обработка результатов анкетирования представлена в приложении А.
Вопросы 1, 2, а также 3 – выявляют направленность мотивации на социальную и познавательную сферы, в поэлементном анализе, дав оценку характера выбранных мотивов, нам предоставляется возможность представить, какие из мотивов являются характерными для школьников.
В сущности, социальный мотив проявляется в стремлении получить как можно больше знаний, чтобы быть полезным для своей Родины, общества, желании исполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Особо велико осознание значения мотивов социальной значимости, долженствования, а также можно отнести желание хорошо подготовиться к избранной профессии.
В более узком смысле - состоят в устремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрительную оценку, и завоевать у них авторитет.
Эти мотивы сопряжены с явной потребностью в общении с другим человеком, в желании получить положительные эмоции от процесса общения, от формирования отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.
Познавательный мотив – преобладание у школьника в ходе учения направленности на содержание учебного предмета.
В широком смысле познавательный мотив проявляется в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями, а также в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в самообразовании.
С 4 по 9 вопросы характеризуют такой показатель мотивации – как стремление успеха в учебе или боязни неудачи: варианты ответов по этому показателю оцениваются с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5; -5. Ответам, в которых выражается стремление к достижению успеха в учебе, начисляется +5 баллов, если ответы удостоверяют о стремлении к избеганию неудачи, то они оцениваются в -5 баллов.
Личности с мотивацией успеха динамичны, многозадачны и инициативны. Если встречаются преграды – ищут способы их решения. Эффективность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Выделяются настойчивостью в целедостижении. Они склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.
Такие ученики предпочитают возлагать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и весьма выполнимые обязательства. Ставят перед собой действительно достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Как правило именно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от несущественных достижений при заниженных обстоятельствах, так и от случайной удачливости при завышенных.
Личности с мотивацией боязни неудачи стремятся избежать прежде всего порицания, наказания. Не сделав ничего, человек уже испытывает страх провала и направляет свои мысли на то, как его избежать, а не достичь успеха. Ожидание нежелательных последствий – вот что является определяющей его работы.
По результатам анкетирования можно сделать выводы о том, какой тип и уровень мотивации характерен для учеников данной школе или какого-либо другого учебного заведения. После изучения полученных данных, скорее всего, будет заметен самый "популярный" урoвень мотивации. Нужно изучить, причину того что подавляющие большинство дали тот или иной ответ. Весьма любопытно будет узнать отношение данного большинства к тем, кто узнал себя в другом описании из анкеты, которое окажется "непопулярным", то есть в меньшинстве.
В период процесса обучения важно обеспечивать появление положительных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Мотивация школьников к учению возрастет, если использовать необходимые методы стимулирования.
Для разработки программы повышения мотивационной сферы необходимо провести беседу с учителями и учениками средней школы №37 для выявления наиболее эффективных способов стимулирования учащихся.
Беседа – это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В беседе можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.
Преимущества беседы как метода исследования в том, что беседа обеспечивает высокую степень доверительности, допускает значительную продолжительность интервью, позволяет проводить опросы среди узкой или труднодоступной целевой группы.
Цель беседы - выявить, какие методы и приемы стимулирования наиболее характерны для учителей и учащихся.
Беседа сводится к тому, чтобы выяснить насколько часто учитель использует тот или иной метод мотивации и стимулирования, и как они влияют на учащихся.
Анализ учебной мотивации и стимулирования учащихся средней школы №37
Исследование мотивационной сферы учащихся проводилось в период прохождения преддипломной практики с 21 января по 30 апреля 2016 года в средней школе №37 имени Сырбая Мауленова. Исследование мотивации и способов ее стимулирования целесообразно проводить в одиннадцатых классах, так как количество учащихся, возрастной состав, уровень знаний в 11 «В» и 11 «Г» классах сходны, что позволит наиболее точно провести эксперимент.
Учащимся 11 «В» и 11 «Г» классов на внеклассном уроке была предложена анкета из 9 вопросов для определения вида и типа мотивов, присутствующих у учеников, разработанная Окуневой О.Ю. и Васильевой Л.А.
Поскольку анкетирование было анонимным, многие испытуемые воспользовались возможностью не подписывать вопросник, поэтому имеющиеся индивидуальные данные, с одной стороны, выражают истинную самооценку, а с другой стороны, могут быть использованы лишь в обобщенном виде.
После обработки результатов анкетирования необходимо данные занести в таблицу, чтобы выявить преобладающий тип и вид мотивации учеников. Для построения диаграммы необходимо посчитать процентные соотношения по каждому типу мотивации по формуле 1 и заносим результаты в таблицу.
Таблица 1 – Результаты анкетирования учащихся СШ№37 на выявление типов мотивов
Класс |
Типы мотивов |
|||
Мотивация успеха |
Мотивация боязни неудачи |
|||
чел |
% |
чел |
% |
|
11«В» |
18 |
64,3% |
10 |
35,7% |
11 «Г» |
19 |
70,4% |
8 |
29,6% |
Всего |
37 |
67,3% |
18 |
32,7% |
Процентное соотношение школьников с мотивацией успеха и боязни неудачи подсчитывается по формуле 2.1:
ТМ%=МУНуч*100%/Куч (2.1)
где МУНуч – количество учащихся с мотивацией успеха (неудачи), чел;Куч – общее количество учащихся в классе, чел.
Определяем типы мотивов в 11 «В» классе:
ТМ1%= 18*100%/28=64,3%
Тип мотивов в 11 «В» классе подсчитывается по формуле 2.1: количество учащихся с мотивацией успеха - 18 умножается на 100%, затем это произведение делим на общее количество учащихся – 28 человек. Получается 64,3% - количество учащихся с мотивацией успеха.
ТМ2%= 10*100%/28=35,7%
Подсчитаем процентное соотношение учеников с мотивацией боязни неудачи. Для этого берем из таблицы 2.1 количество учащихся с мотивацией боязни неудачи, умножаем на 100% и полученное значение делим на общее количество учеников в классе – 28 человек. Количество учащихся с мотивацией боязни неудачи – 35,7%.
Определяем типы мотивов в 11 «Г» классе:
ТМ1%= 19*100%/27=70,4%
Аналогично определяем мотивацию успеха в 11 «Г» классе. Для этого количество учащихся с мотивацией успеха- 19 человек умножаем на 100% и полученное значение делим на общее количество человек в 11 «Г» классе – 27 человек.
ТМ2%= 8*100%/27=29,6%
По результатам анкетирования из таблицы 2.1 количество учеников с мотивацией боязни неудачи – 8 человек. Это значение мы умножаем на 100% и делим на 27 – число учеников в 11 «Г» классе.
Из таблицы 2.1 видно, что у учащихся 11 «В» и 11 «Г» классов преобладает мотивация успеха. У 11 «В» класса мотивация успеха составляет 64,3%, мотивация боязни неудачи 35,7%. В 11 «Г» классе данные показатели составляют 70,4% - мотивация успеха, 29,6% - боязни неудачи.
На основе результатов, представленных в таблице 1 составим диаграмму (рисунок 1).
Рисунок 1 – Типы мотивов у учащихся 11 «В» и 11 «Г» классов
Результаты анкетирования позволяют сделать вывод и о таком показателе, как вид мотивов – познавательном и социальном.
Таблица 2 – Результаты анкетирования учащихся СШ№37
Класс |
Вид мотивов |
|||
Познавательный Мотив |
Социальный Мотив |
|||
11 «В» |
10 |
35,7% |
18 |
64,3% |
11 «Г» |
8 |
29,6% |
19 |
70,4% |
Всего |
18 |
32,7% |
37 |
67,3% |
Подсчет данных о направленности мотивации производится по формуле 2.2:
НМ%=НМуч*100%/Куч, где
НМуч– количество учащихся с направленностью мотивации на социальную (познавательную) сферы, чел;
Куч – общее количество учащихся в классе, чел.
Определяем виды мотивов в 11 «В» классе:
НМ1%=10*100%/28=35,7%
Для определения познавательного мотива в формулу 2.2 подставляем данные из таблицы 2.2: 10 учеников из 11 «В» класса с познавательным мотивом умножаем на 100% и делим на общее количество учеников в классе – 28 человек, получаем 35,7%.
НМ2%=18*100%/28=64,3%
Для определения социального мотива также в формулу 2.2 подставляем число учеников с социальным мотивом – 18 человек умножаем на 100% и делим на 28 – общее число учеников в классе.
Определяем виды мотивов в 11 «Г» классе:
НМ1%=8*100%/27=29,6%
Аналогично в формулу 2.2 для определения познавательного мотива подставляем данные из таблицы 2.2 для 11 «Г» класса: 8 учеников с познавательным мотивом умножаем на 100% и делим на 27 – число учеников в 6 «Б» классе.
НМ2%=19*100%/27=70,4%
Социальный мотив в 11 «Г» классе равен: 19 учеников с социальным мотивом умножаем на 100% и делим на общее количество учеников в данном классе – 27 человек, получаем 70,4%.
Данные анкетирования в таблице 2.2 позволяют сделать вывод о том, что у учащихся шестых классов преобладает социальный мотив. Причем в 11 «В» классе учащиеся с социальной мотивацией составляют 64,3%, а в 11 «Г» 70,4%. Познавательный мотив в данных классах находится на низком уровне.
Данные таблицы 2.2 представлены в графическом виде на рисунке 2.2
Рисунок 2 – Виды мотивов в 11 «В» и 11 «Г» классах
Из рисунка 2.2 видно, что познавательные мотивы в 11 «В» и 11 «Г» классах находится на низком уровне, то есть 11 «В» - 35,7%, 11 «Г» - 29,6%.
Полученные данные позволяют сделать вывод о преобладании у учащихся среднего звена:
- по типу – мотивации успеха;
- по виду – социальный мотив, который указывает на низкую познавательную мотивацию, а, следовательно, низкую сформированность мотивации учащихся.
Для повышения полученных данных необходимо использовать в работе методы стимулирования для повышения познавательной активности, что способствует формированию мотивации учения.
Для того чтобы выявить какие методы стимулирования и мотивации наиболее эффективны для учащихся шестых классов, мы провели беседу с учителями и учащимися в данной школе. Были опрошены 20 учителей предметников и 20 школьников, учащихся 6-х классов с разной успеваемостью.
Учителям были заданы вопросы: какие методы мотивации и стимулирования Вы используете, какие из этих методов считаете эффективными?
Ученикам же заданы вопросы: какие методы использует учитель чаще всего, какие методы мотивации и стимулирования наиболее воздействуют на вас?
После анализа и систематизации данных беседы, составлена таблица 2.3, где выявлены наиболее «популярные» методы мотивации и стимулирования.
Таблица 3 – Результаты беседы с учителями и учащимися СШ№37
Респонденты |
Поощ-рение и наказа-ние |
Метод соревно-вания |
Создание ситуации познавательного спора |
Метод учебной отметки |
Работа в микрогруп-пах |
Другие методы |
|||||||||
Учителя |
5 |
25% |
5 |
25% |
2 |
10% |
2 |
10% |
4 |
20% |
2 |
10% |
|||
Ученики |
4 |
20% |
8 |
40% |
1 |
5% |
2 |
10% |
4 |
20% |
1 |
5% |
|||
Рисунок 3 – Результаты беседы с учителями и учащимися средней школы №37
Исходя из данных результатов, представленных на рисунке 2.3, можно предположить о том, что одними из наиболее эффективных методов мотивации и стимулирования являются соревнование и работа в микрогруппах. Поэтому возникает необходимость разработки программы для повышения мотивационной сферы учащихся с использованием именно этих методов стимулирования.
Наблюдение показывает, учащиеся испытывают потребность в деятельности, которая ведет приобретению знаний, понимают, что без знаний нельзя успешно организовать жизнь, правильно мыслить, правильно действовать.
Т.е. характеристика классов дает возможность понять, что любые нововведения в процессе обучения будут восприняты ребятами с энтузиазмом, и можно будет ожидать хороших результатов от совместной деятельности. В целом, успеваемость в классах оставляет желать лучшего. Что в 11 «В» классе, что в 11 «Г» классе, примерно равные условия учебной деятельности, начальный уровень знаний и навыков учащихся также схож, но по всем параметрам 11 «В» класс опережает показатели 11 «Г» класса. Это говорит о том, что целесообразно будет провести педагогический эксперимент по введению в процесс обучения методов мотивации и стимулирования в 11 «В» классе.
Формирование желания учения в школьном возрасте бесспорно можно назвать одной из первостепенных проблем современной системы обучения, делом общественной важности. А ее значительность и актуальность определена обновлением содержания обучения, установкой зaдач формирования у детей приёмов самостоятельного освоения знаний и познавательных процессов, осуществления в совокупности нравственного, патриотического, трудового, воспитания учащихся, прививанием активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Одной из задач образования является нахождение информации из всевозможных источников и умение оперировать ею. Но в современной внутри школьной системе этому вопросу отводится ещё недостаточно внимания, отсюда образуется проблема: расхождение общей подготовки обучающихся и перечня требований, предъявляемым к современному школьнику. Поэтому процесс обучения должно основываться не в накачке и заучивании информации, а в предъявлении ученикам максимальных возможностей для её самостоятельного изыскания и овладения, а также стимулирование навыков самостоятельного оперирования информацией.
Ученика невозможно чему-либо научить, если он относится к учению и получению знаний равнодушно, без особого интереса и, не осознавая стремления и потребности в них. Поэтому перед учителем, а также и вся школа встречается лицом к лицу с задачей по развитию и воспитанию у ребёнка положительной мотивации к учебному процессу.
Необходимость разработки и внедрения данной программы определена следующими причинами:
- высокий уровень мотивации страха потерпеть неудачу у учащихся средней школы №37 города Астана;
- спад школьной мотивации по среднему звену.
Целями разработки коррекционной программы являются развитие мотивационной сферы учащихся среднего звена, развитие самостоятельности мышления и выбора, которые ориентированы на решение следующих задач: способствовать осознанию своих мотивов, помочь укрепить уверенность в себе, развить самосознание, обучать приемам регуляции и само регуляции, развитие способности самостоятельно принимать верные решения.
Продолжительность урока: 45 минут
Используемые методы: соревнование, работа в микрогруппах.
Условие проведения и оборудование: учебный класс - кабинет 203, мультимедиа доска, компьютер.
Участники: учащиеся 11 «В» и 11 «Г» классов, с выявленной в ходе исследования, проблемой в мотивационной сфере.
Отличительной особенностью данной программы является то, что её осуществление способствует формированию у учащихся четкой мoтивации к изучению:
- формирование и регулирование мотивации к учебному процессу у учащихся;
- «подкрепление» мотивов познавательной деятельности и учебной мотивации;
- формирование эмоции благотворно влияющих на процесс учебной деятельности и появляющихся от дальнейшего процесса деятельности и достигнутых результатов;
- сравнительный анализ достижений с заблаговременно поставленных задач и оценкой проделанной работы.
Программа по комплектованию мотивационной сферы рассчитана на применение в 11-х классах, но также может быть применена и для другого класса или группировок внутри класса. Это зависит от индивидуально-психологических особенностей школьников, формирующих коллектив класса.
Для накапливания наблюдений и составления первичных заключений можно посоветовать ведение педагогических дневников, где в произвoльной форме фиксируются всевозможные проявления мотивации учащихся.
Опыт полученный во время прохождения педагогической практики в качестве учителя, а также пассивного наблюдателя уроков своих товарищей и другим учителей доказывает, что для того, чтобы поддержать необходимую напряженность процесса обучения самым оптимальным является ни что иное как изменение формы общения. Под этими самыми формами общения понимаются типы и способы группирования учащихся на уроках. Необходимо практико