Родовые и племенные символы — знаки

4 Қыркүйек 2014, 05:13

Мезолит в Казахстане длился до XII-X тысячелетия до н. э. Неолит продолжался до III тысячелетия до н. э. 8 тысяч лет назад на берегах Урала ходили стада мамонтов.

Мезолит в Казахстане длился до XII-X тысячелетия до н. э. Неолит продолжался до III тысячелетия до н. э. 8 тысяч лет назад на берегах Урала ходили стада мамонтов. В Казахстане найдено около 400 сохранившихся свидетельств о том периоде. Эти же материальные памятники говорят о том, что уже появляются родовые и племенные символы — знаки. Именно на этом этапе происходит переход от стадного существования к этническим формам жизни.

Географические условия в Великой Степи были в то время отличными от настоящих. Происходило таяние льдов, которые к концу гляциального периода постепенно переместились на север Сибирской низменности. Однако льды оставались на Джунгарском Алатау, на Алтае, на Саянах, на южных и восточных склонах этих гор. Лед лежал на отрогах Урала, что раскинулся на Западе. А казахская степь в окружении этих ледников выглядела весной как желтоватое плоскогорье. А берущие начало с ледников Обь, Иртыш, Есиль кружили по Сарыарке и по Тургайской низменности, пока не впадали в Арал и Каспий (Машанов А., Машанова Ж. Гажайып от ошагында. — А.-А., 1978. — С. 8). В плодородной степи водились мохнатые клыкастые мамонты, пещерные медведи, барсы, куланы и тарпаны, горные козлы и серны и другие разнообразные породы животных (Баженов В.С., Костенко Н. Н. Атлас руководящих форм млекопитающих антропогенеза Казахстана. — А.-А., 1962. — С. 54). И в этой природной среде жили люди, не имевшие никакого другого оружия, кроме камня, охотясь на зверей, и сами становясь добычей более сильных хищников. Люди эпохи палеолита, прежде чем перейти в мезолит, а потом в неолит, должны были пройти долгий и мучительный путь борьбы за выживание, чтобы не исчезнуть с лица земли подобно некоторым другим видам млекопитающих. Одно удивительно: человеческое общество от периода к периоду, от эпохи к эпохе, от века к веку развивалось все быстрее и быстрее, наращивая темпы своего роста по экспоненте. «В долгих эпохах, на которые делят мировую историю, акселерация всегда выражена наглядно. Каменный век длиннее века металла, который в свою очередь длиннее века машин. В каменном веке верхний палеолит длиннее мезолита, мезолит длиннее неолита. Бронзовый век длиннее железного. Древняя история длиннее средневековой, средневековая — длиннее новой, новая — длиннее новейшей. Принятая периодизация внутри любой из них рисует в свою очередь акселерацию» (Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. — М., 1974.— С. 28).

Чтобы наглядно представить путь, пройденный человечеством от четвертичного периода, когда единственным орудием и оружием был камень, до овладения ядерным реактором, можно привести такой простой пример. Представим себе путь, пройденный человечеством от его зарождения до сегодняшнего дня, равным тысяче километров. Тогда 990 километров этого пути придутся на мучительный пеший путь, пройденный разутыми, раздетыми, голодными, доведенными до отчаяния людьми под жгучими лучами палящего солнца, в лютую стужу буранной зимы. 9 километров этого пути преодолены то на собачьих или оленьих упряжках, то верхом на волах или верблюдах, в лучшем случае, на резвых скакунах. И только последний километр из этой тысячи пройден на современных транспортных средствах. Такова картина развития человеческого общества, вызывающая, с одной стороны, чувство сопереживания, а с другой – восхищения. Такова истина: дорога жестокой борьбы за выживание, дорога мучений и страданий, дорога поиска и самосовершенствования – это тернистый путь, на котором отшлифовывается не только отдельная личность, но все общество, сменяются социальные формы общежития, идет процесс формирования устойчивых групп. Но самое главное, что на этих извилистых дорогах человекоподобное существо поднялось до уровня человека, приобрело способность говорить и думать, установило свои обычаи и традиции, свою мораль и этику, зачатки своей философии и исторического опыта. Не пройдя этими тернистыми, запутанными дорогами, не приобретешь основы, на которой вырастут культура и традиции.

Акселеу Сейдимбек, «Мир казахов»

Бөлісу: