Раскопки Кызылкенишского дворца

27 Тамыз 2014, 07:29

Раскопки Кызылкенишского дворца

Последние работы по раскопкам Кызылкенишского дворца проводила экспедиция Карагандинского Университета под руководством археологов Ж. Смаилова и А. Бейсенова в 1986-1987 годах. Четко и грамотно проведенные археологические работы экспедиции имели результатом основательную и доказательную концепцию причин строительства и истории дворца, основанную на твердых научно проверенных фактах исследований и на исторических сведениях, подтверждающих достоверность этих фактов. Исследовательские работы, данные истории и сохранившиеся легенды и предания позволяют в совокупности считать этот дворец молитвенным домом джунгарских священнослужителей (ламаистов), воздвигнутым в ХVII веке. В этом плане дворец Кызылкениш стал одним из показателей характера казахско-джунгарских отношений и конкретным фактом религиозно-миссионерской деятельности калмыцкого духовенства на территории Казахстана. Буддийская религия была знакома народам Средней Азии, в том числе и кочевникам, еще в древние времена. Буддизм начал распространяться в Китае с І в. н. э. и к IV-VII векам стал доминирующим фактором экономической и политической жизни этой великой державы. Это был период, когда тюркские племена Центральной Азии уже имели свои государственные образования и официально контролировали Великий Шелковый путь, проходивший по их землям. Великий Шелковый Путь был не только звеном между Западом и Востоком, по которому текли материальные богатства, он был активным проводником духовных богатств. Вдоль всего маршрута встречаются следы миссионерской деятельности представителей самых разных конфессий. Об этом, в частности, свидетельствуют сохранившиеся на территории Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана буддийские храмы V-VIII веков (А.Н. Кочетов. Буддизм. — М., 1983. — С. 113). Во время походов Чингисхана и со времен арабской экспансии, принесшей сюда Ислам, буддизм как бы отошел на задний план. Но он не исчез, а на время схоронился в ожидании своего возрождения. И этот час наступил в период джунгарского нашествия. Началом буддийского ренессанса в Казахской степи был ХVI век, когда на Востоке образовалось могучее Джунгарское ханство. С того времени буддизм в форме одной из его разновидностей — ламаизма, стал проникать в Казахскую степь, набирая обороты и вытесняя остальные религиозные конфессии (А.Н. Кочетов. Ламаизм. — М., 1973. — С. 42-61). Усилению этой тенденции способствовали осевшие в то время на берегах Волги ойраты — предки современных калмыков. Следы и памятники буддизма встречаются в Казахской степи во множестве. Буддийские пагоды, рисунки на камне и священные слова «Ом-мани пад-ме-кум», оставленные на каменных стенах, каменные изваяния Будды и отлитые из металла фигуры можно встретить во всех уголках Казахстана. Фундамент буддийского храма, заложенный по приказу Абылай-тайши внутри горы Калба в Восточном Казахстане, стоит до сих пор. Аблай-Тайши был проводником политики усиливающегося Джунгарского государства. Местные жители называют эту пагоду «Аблай-кит». В 1657 году, на праздновании по случаю открытия Аблай-кита, присутствовал главный духовный чин буддистов Джунгарии и Восточной Монголии, реформатор монгольской письменности известный просветитель Зая-Пандита (1599-1662), который благословил и освятил это сооружение (Г.И. Слесарчук. Свидетельства о городах Джунгарского ханства // В кн.: Олон улсын монголч эрдемтнии 11 их курал. 11 боть. — Улан-Батор, 1973. — С. 114). В свое время профессор Г. Ф. Миллер видел на стенах этого Аблай-кита множество рисунков-изображений Будды и эпизодов из его жизни. Фигура Будды, что лежит в Чингисских горах в пещере Коныр аулие неподалеку от горы Калба, — тоже свидетельство существования буддизма в Казахских степях. Известно, что в этой пещере была найдена, кроме фигуры Будды, еще и серебряная пластина — пайцза (А.С. Сейдембеков. Поющие купола. — А.-А., 1985. — Рис. 42-43). В пещере «Коныр аулие» на внутренней стене обнаружены рисунки, выполненные цветной краской.

Акселеу Сейдимбек, "Мир казахов"

Бөлісу: