Правовые основы сотрудничества Республики Казахстан с Европейским Союзом

28 Қазан 2016, 06:26

Казахстан

Являясь «плотной тканью взаимовыгодных отношений Казахстана с его соседями и ведущими странами мира», международные договора Республики составляют значительную базу соглашений о взаимовыгодных отношениях с зарубежными странами и международными организациями. Прочно установившись как суверенное, независимое государство, с каждым годом, Казахстан подтверждает стремление участвовать в делах мирового сообщества, и на современный период является участником многочисленных международных договоров.

Договорная практика Европейского Союза в отношении внешних сношений основывается на компетенции по заключению международных договоров с третьими странами, не входящих в состав Союза. Компетенция вытекает из правосубъектности ЕС как организации и субъекта международного права.

В учредительном договоре Европейского Союза содержится емкое, но краткое положение о том, что Союз обладает правосубъектностью. Это определяет то, что организация обладает такими же полномочиями что и юридическое лицо в национальном праве в пределах каждого государства-участника и полномочиями на международной арене в сфере внешних сношений. Представляется, что основные полномочия организации утверждены Союзом в учредительных договорах. Также, это вытекает из компетенции Союза и его государств-участников.

Роль Союза в заключении двусторонних и многосторонни договоров в сфере дипломатических отношений и других сфер, создает новую категорию правосубъектности наднационального характера, что позволяет разделять компетенции между Европейским Союзом и государствами-членами. Необходимо отметить отдельно компетенцию ЕС по заключению международных договоров, таких как Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, Европейскими Сообществами и их государствами-членами 1995 года заменило положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве 1989 года в отношении для Казахстана, которое стало по своему характеру типовым соглашением для договора РСА с другими странами СНГ.

В праве ЕС Соглашение о партнерстве и сотрудничестве относится к категории смешанных договоров, которые отличаются своими особенностями. Тем не менее, к категории смешанных договоров относятся договоры об ассоциации с ЕС, которые также отличаются своими особенностями, но схожи по характерам с РСА.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и ЕС представляет собой по форме международный договор и, безусловно, является источником международного права. Помимо этого, как международный договор РК оно является источником казахстанского права. Точно так же и в отношении права Европейского Союза, РСА - это соглашение, заключенное Союзом и государствами членами с третьей страной, которое входит в группу источников вторичного права ЕС. И поскольку государства члены являются полноправными участниками РСА, оно выступает источником для их правовых систем.

Договорная практика Республики Казахстан

Не ограничиваясь в стремлении участия в деятельности мирового сообщества, Казахстан признает и уважает основополагающие принципы международного права, и выражает волю проводить политику добрососедских отношений и сотрудничества между государствами, что закреплено в статье 8 Конституции РК.

Можно определить, что важнейшим инструментом поддержания добрососедских отношений и сотрудничества между государствами является международный договор. Поддерживая стремление к сотрудничеству, международный договор формирует правовую основу взаимоотношений, и как следствие, определяет международные обязательства.

Договорная практика РК охватывает большой круг субъектов, с которыми Казахстан связывает обязательства и заключает международные соглашения. На современном этапе, около 5000 договоров составляют количество документов, заключенные с государствами в сфере прав человека, международной безопасности, экологии, энергетики и другие. А по количеству субъектов с которыми заключены международные договора составляют более 90 стран и 70 международных организаций. Кроме того, существует практика заключения международных договоров Казахстана с непризнанными образованиями в рамках суверенных полномочий или частично признанными странами. Такая практика требует особого подхода при заключении международных договоров, не затрагивая при этом статуса субъектов. Зачастую, международные соглашения имеют узкую направленность в области взаимоотношений. Примером может являться Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Государства Палестина о предоставлении в безвозмездное пользование офисного помещения в городе Астане для нужд Посольства Государства Палестина в Республике Казахстан 2010 года, и также совместный договор между Республикой Таджикистан, Кыргызской Республикой, Республикой Казахстан и непризнанным объединением Имаматом исмаилитов по созданию Университета Центральной Азии.

За недолгое время независимости, Казахстан уже имеет обширный опыт внешней политики сотрудничества на международной арене, в особенности с международными организациями. Закон Республики Казахстан «О международных договорах», содержащий положения о процедуре, механизме, порядка и способов заключения международных договоров, определяет международную организацию как сторону, с которой РК заключает международное соглашение.

Практика заключения международных договоров с международными организациями обуславливается содержанием внешней политики Казахстана, содержащей создание эффективных систем безопасности, отвечающих взаимоприемлемостью, в рамках СНГ, в Центрально-Азиатском регионе. «Партнерство во имя мира», заключенное с НАТО, устанавливает Программу, в которой совершенствуются аспекты военного сотрудничества с НАТО. Ключевые моменты внешней политики РК затрагивают сотрудничество с СНГ, с которыми договорно-правовая база составляет более двухсот соглашений и договоров, заключенных во всех сферах деятельности.

Внутригосударственное право подразделяет международные договоры на несколько видов, отмечая, что они заключаются как с иностранным государство, так и международной организацией.  в зависимости от кого они заключаются: Республики Казахстан, Правительства и государственных органов, центральных органов в пределах своей компетенции. Парламент же принимает законы о ратификации международных договоров.

Международные договора, заключаемые от имени Республики Казахстан Президентом государства в основном касаются высшего международного уровня предметом которых является вопросы сотрудничества, дружбы и отношений между государствами. Договора, заключаются Правительством РК в отношении сотрудничества в определенных сферах или установлении конкретных режимов между государствами, например, «О проекте закона Республики Казахстан О ратификации Конвенции о временном ввозе», или в отношении двойного налогообложения между странами или взаимовыгодных экономических отношений. Органы подотчетные Президенту РК, центральные исполнительные заключают международные соглашения межведомственного характера с органами других государств, по вопросам, входящие в их полномочия.

Международные договора, как уже известно, являются ключевой связкой взаимоотношений Казахстана с субъектами международного права. Для их заключения, Республика Казахстан предварительно оговаривает условия заключения и дальнейшее сношения с международными организациями на основе статьи 6 закона «О международных договорах» непосредственно от лица МИД РК с официальными представителями международной организации.

Договора, заключенные по всем процедурам внутреннего права РК, с международными организациями зачастую несут специальный характер, затрагивая конкретные сферы и области сотрудничества. К примеру, Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Организацией Объединенных Наций относительно освобождения владельцев паспортов Организации Объединенных Наций (Laissez-Passer) от визовых требований или «О миротворческой деятельности».

На сегодняшний день, Казахстан заключил международные соглашения с международными организациями такими как: Азиатский Банк Развития, с которым первое соглашение было подписано еще 1965 году и регулирует области технической помощи, международного транзита; Всемирная организация здоровья животных, предусматривающая создание координационного офиса организации в Астане 2012-2013 годов; НАТО, с которым Казахстан впервые заключил двусторонний договор в 1996 году относительно партнерства и статуса Вооруженных сил, и другими.  

12 декабря 1995 года был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Казахстан», а затем 30 мая 2005 года и закон «О международных договорах». Это основополагающие документы национального права государства, которые регламентируют порядок, способ, процедуру заключение международных договоров. Данными нормативными правовыми актами регулируется вся договорная практика РК. Закон о международных договорах регулирует весь процесс и стадии заключения, внесения предложений, ратификации, выполнения, изменения, прекращения международных договоров.

Во внутреннем праве РК уделяется особое значение ратификации как акту официального подтверждения согласия государства на обязательства по международному договору. Согласно статье 54 Конституции, Парламент уполномочен ратифицировать международные договоры путем принятия законов о ратификации.

В Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, к которой Казахстан присоединился 31 марта 1993 года термин «договора» аналогичен термину «международного договора» в законе РК «О международных договорах» от 30 мая 2005 года, что является результатом гармонизации международно-правовых норм во внутреннее законодательство. 

Исследование казахстанскими учеными правовой природы международного договора и его законов о ратификации привели к выводам, что эти нормативны правовые акты являются документами особого рода. Так как, закон о ратификации становится частью внутреннего права государства согласно пункту 2 статьи 3 закона «О нормативных правовых актах», по определению его можно отнести к производным актам, которые по своей природе не являются самостоятельными. Их реализация неотъемлема с актами основного вида. Так, согласно пункту 4 статьи 3 закона о НПА, акты производного и основного вида составляют единое целое.

По определению, международный договор не подпадает под термин «нормативного правового акта», и как следствие, не является ни частью внутреннего права, ни актом НПА основного вида, и не составляет с законом о ратификации, Указом Президента РК или постановлением Правительства единое целое. Это устанавливает неопределенное значение международного договора в системе и структуре национального права и ее иерархии. Для определения юридической силы международного договора необходимо определять, перед какими источниками права он имеет приоритет. В иерархии казахстанского права, законы, в том числе законы о ратификации следуют после кодексов. Но имеет ли приоритет нормы международного договора перед нормами, прописанными в кодексе в случае коллизии? Противоречие принципам международного права – есть международная ответственность. В таком случае, законы о ратификации тоже являются актами особого рода и обладают приоритетом перед положениями в кодексе, в отличие от других законов и указов Президента, имеющих силу закона.

Ратификация в международном праве не является обязательной для заключения международного соглашения, только те, в чьих положениях есть обязательность ратификации. Тем не менее, в РК ратификация представляет собой важнейшую форму принятия договора, что выражается в официальном подтверждении высшего органа государства. Это обосновывается п.3 статьи 4 Конституцией РК, где говорится о приоритете ратифицированных международных договоров перед ее законами.

Официальное толкование пункта 3 статьи 4 Конституционного Совета обращает внимание на то, что применение этих договоров не отменяют нормы и положения действующего закона, а также, предполагают ситуативное превосходство в случае столкновений норм. Положения международного договора имеют определенное преимущество в конкретных ситуациях, когда есть место коллизии норм с нормами законов. Тем не менее, существует доктрина казахстанских ученых, которая утверждает безусловную приоритетность перед любыми категориями законов, исключая Конституционного характера, что подтверждается принципом pacta sunt servanda и нормами Венской конвенции о праве международных договоров. На основании этого же принципа Венская Конвенция, заключенная до принятия Конституции 1995 года, имеет силу для РК.

Вопрос о статусе международных договоров встал после принятия Конституции 1995 года, которая определяет их приоритетность и необходимость ратификации как условия вступления, в отличии от Конституции 1993 года, где не предусматривалась ратификация. Таким являлась Венская Конвенция, присоединение к которой в 1993 году проводилась без ратификационной процедуры.

Верховный Совет РК постановлением 10 июля 2008 года определил, что международные договора, заключенные до принятия Конституции 1995 года, являются действующими и имеют приоритет перед законодательством РК.

Договорная практика Европейского Союза

Учитывая статус особого рода организации, практика заключения международных соглашений формируется в рамках политики внешних сношений Союза с третьими странами и международными организациями. Выводы Суда ЕС по ряду дел признают международные договоры, которые заключаются с третьими странами и международными организациями частью интегрального права ЕС. На основе дела Европейской Комиссии против Суда ЕС, Суд указал, что институты ЕС наделены компетенцией по заключению международных договоров для достижения целей, содержащихся в положениях учредительных договорах. Государства-члены не могут принимать на себя обязательства вне рамок институтов, затрагивающие принятые нормы Союза. Внешние сношения осуществляются на основе положений учредительных договоров Союза, которые прямо выражают полномочия по заключению международных соглашений. На основе таких полномочий, ЕС может заключать международные договора с третьими странами и международными организациями в рамках исключительной компетенции. Однако, сфера внешних сношений на международной арене значительно шире, чем объем полномочий, которыми наделили Союз Учредительные договора. Суд ЕС является источником постепенного расширения компетенции ЕС, опираясь на телеологическое толкование учредительных договоров.

В отношении договоров, заключенными государствами-членами ЕС до их вхождения в Союз с третьими странами, учредительные договора не затрагивают возникшие права и обязанности, вытекающие из международных соглашений, которые были заключены до 1 января 1958 года. Однако, в случае, если некоторые положения противоречат праву ЕС, то государства-члены всеми мерами должны устранить несоответствия.

Полагается, что это положение зарождает некоторые противоречия, касающееся принципа pacta sund servаnda. А также, противоречия праву ЕС государства-члены согласно учредительным договорам, обязаны устранить. 

Деятельность Суда ЕС по толкованию положений права Союза расширяет компетенцию организации, основываясь на телеологическом толковании, при котором Суд исходит из целей и задач Союза. В деле ERTA, Комиссия оспорила право государств-участников в заключении соглашения об автоперевозках. Совет придерживался мнения, что Союз может заключать соглашения, только прямо предусмотренные учредительным договором. Комиссия же придерживалась мнения, что после переходного периода в полноправные участники организации, государства передают свои полномочия в области транспортной политики Союзу, что в последствие обретает характер исключительной компетенции. Суд определяет исключительную и подразумеваемую компетенцию Союза в заключении договоров с иными субъектами международного права в сферах, предусмотренные Договором о ЕС. Подразумеваемая компетенция может исходить из совместных действий институтов организации в рамках положений договоров. В этом деле Суд выработал доктрину параллельной компетенции, которая сводится к тому, что организация может заключать международные соглашения во всех областях, в которых имеет внутренние законодательные полномочия. В том же числе вопросы, относящиеся к совместной, координационной или дополняющей компетенции, в случаях, когда это необходимо для реализации внутренней компетенции или предусмотрено законодательными актами. С этой же деятельностью, когда Союз действует в рамках общей внешней политики в соответствии с Договором, государства-члены впоследствии не имеют права принимать такие меры, которые будут противоречить этим правилам.

Такая позиция была изменена в другом деле Kramer. Суд постановил, что Европейская Комиссия могла бы обладать подразумеваемой внешней компетенцией, хотя и не принимала меры для осуществления определенной политики, но затем пока Союз не осуществляет надлежащим образом внутреннюю компетенцию, государства-участники могут сохранять свою компетенцию, если она совместима с целями Союза.

В деле Inland Waterways vessels case, Суд постановил, что исключительная компетенция Союза отражает его внутреннюю компетенцию. Вывод Суда состоит в том, что ЕС обладает компетенцией для присоединения к международным договорам. Учредительные договора наделяют внутренней компетенцией ЕС в этой области с целью достижения конкретной ц

Бөлісу: