Почему шымкентцы такие?

11 Желтоқсан 2014, 03:25

Будучи выходцем из южного региона, меня всегда смущало предвзятое отношение к людям нашего края.

Будучи выходцем из южного региона, меня всегда смущало предвзятое отношение к людям нашего края. С начала я всегда защищал, оправдывал всех своих, потом перестал. Перестал не потому, что согласился, а потому, что не видел смысла защищать и спорить.  Однако, время от времени я начал признавать правдоподобность одного факта: уровень образовательной культуры у среднего шымкентца относительно на низком уровне. Я специально добавил слово «образовательный», так как в плане традиционной культуры все оборачивается наоборот.

Образовательная культура – это прежде всего отношение к получению качественного знания.

В этом отношении, у среднестатистического жителя ЮКО большие проблемы. Безусловно, родители хотят, чтобы их дети получили качественное образование, но они имеют слабое представление о качественном образовании. Для них школьная оценка «5» важнее того, что ребенок понял после пройденных уроков. Не менее важным является наличие диплома, если у молодого человека есть 2 диплома, то он очень умный. А как эти дипломы достигнуты, мало кого интересуют. Не будет лишним сказать, что и среднее и высшее образование в ЮКО сильно хромает. В условиях сосуществования, преподаватель может давать хорошее знание, если это его призвание и он истинный педагог. Но в южном регионе таких людей остается все меньше и меньше. Я и мои ровесники, наверное, последнее поколение, которое получило нормальное знание у истинных знатоков своего дела. К сожалению, после того как мы закончили школу, все мои любимые преподаватели вышли на пенсию, на их места приходят молодые специалисты, которые в лучшем случае обучались в одном из шымкентских вузов, а многие молодые распространители знания заочно учатся на математика, физика, химика и т.д.

Даже богатые семьи, которые могут себе позволить многое, не всегда уделяют достаточное внимание образованию. Некоторые из них довольствуются тем, что их дитя получают образование в КИМЭПе (или КБТУ) или в одном из зарубежных универов (ведь учится за рубежом это выше всех понтов).

Конечно, там есть адекватные люди, умеющие смотреть далеко в будущее. Так вот они, реально вкладывают средства на обучение своих детей. Понимая безвыходность положении в средних школах и вузах, они ищут репетиторов, разных курсов, записывают своих детей на различные кружки. Но таких людей мало. Жители в основном живут прошлыми ценностями.

Прошлые ценности?

При выборе профессии множество южан хотят поступить на юриста и экономиста, чтобы в перспективе стать акимом или начальником в правоохранительном органе. Связана это с тем, что раньше мы культивировали  чиновников и судей и это сильно повлияло на сознание людей, поэтому «если ты прокурор и начальник налогового комитета ты достиг очень многое в жизни, ты уважаемый человек, ты многое можешь себе позволить». Жители забывают что они, вышеуказанные лица, всего лишь слуги народа, то что они сидят на руководящих должностях не должно давать им привилегий, наоборот это должно давать им огромную ответственность.

Вернемся к теме

Еще одной ошибкой шымкентцов  - это взаимоотношение родителей с детьми в плане образования. Все мы знаем, что маленькие дети очень любопытные, они спрашивают обо всем и сразу. Порой у родителей не хватает сил или знаний отвечать. Каждый не отвеченный вопрос уже формирует отношение к знанию. У ребенка медленно пропадает интерес к знанию. Это уже катастрофа. Не смотря на то, что ребенок перестал спрашивать вопросы, у него осталось нескончаемое количество энергии, которую нужно использовать. Лишенный возможности получать ответы на свои вопросы, ребенок становится шалуном, маленьким «беспредельщиком» (данная проблема хорошо истолкована в одном хорошем индийском фильме под названием «Звездочки на земле»).

Когда родители понимают, что сын растет непослушным, они начинают возмущаться «почему он такой, почему соседний сын другой». Это тоже трагическая ошибка. Нельзя своего сына ругать из за того, что он не такой каким является сын соседа. Подобное сравнение больше раздражает сына. Известный шоумен Турсынбек Кабатов в своей программе «Базар жок» точно описал это явление словами «Жұрттың баласы – это идеальный человек для твоей мамы». Конечно, после таких эмоциональных сравнений, проблема не решается, сын остается непослушным. Родители вдруг решают для себя быть строгими и твердыми. По их мнению, это – единственный выход из данной ситуации. Выращенный в системе сплошного запрета подросток поступает на высшее учебное заведение и уже живет в городе абсолютно самостоятельно. Он впервые выходит «на свободу». Для него свобода – вольность человека делать все что он захочет и он начинают пробовать все то, что ему «тупо» запрещали, не удосуживаясь объяснить причину «табу». В итоге, курящий, пьющий, одним словом испорченный сын обеспечен.

Прочитав до сюда у вас появляется вполне обоснованный вопрос: Не относятся ли эти проблемы всем жителям Казахстана, а не только представителям юга.  

Мой ответ: да, эти проблемы относятся ко всем жителям страны, особенно гражданам из провинциальных областей. Разница в том, что последствия этих проблем у нас проявляется больше чем у остальных.

Почему?

  1. ЮКО – это по территории самая маленькая, а по населению самая большая область Казахстана. Противоположная пропорция территории и количества людей, автоматически делает юг страны самым густонаселенным. Поэтому здесь конкуренция очень жесткая и это не та конкуренция, что представляют обеспеченные люди в г. Алматы и Астана. Это конкуренция за выживание.

У среднестатистической шымкентской семьи есть как минимум 3-4 детей, зарплата мизерная или ее вообще нет, ходить на «той» обязательно. В сложившейся ситуации вряд ли родители уделят достаточное внимание детям. Главная задача родителей – это напоить и накормить детей и конечно если есть возможность купить одежду. Этим к сожалению родительская поддержка заканчивается, что очень плохо для культурного и образовательного созревания ребенка.

Для того, чтобы образовательная культура человека была на уровне, человек с юного возраста должен читать книги, газеты и журналы, смотреть новости, ходить по музеям, кинотеатрам, записаться на разные кружки, посетить другие города, общаться с разными людьми и т.д.

Этого к сожалению на юге не хватает.

Есть одно «но»!

Во многих городах, особенно в г. Алматы и Астана наблюдается приток человеческого каптала из ЮКО и этот капитал можно разделить на 2 категории: творческий и физический.

Творческим я отношу журналистов (ведущие, редактора, корреспонденты и т.д.), деятели исскуства (режиссеры, актеры, певцы и т.д.), а также всех тех, которые зарабатывает своим интеллектуальным умом.

Физическим работникам относятся – наши соотечественники в сфере торговли (имеется в виду базары, прилавки) и строительства.

К счастью, у меня очень много знакомых как среди творческих, так и физических работников. Общаясь и разговаривая с ними я понял одну вещь.

Представители обеих категории вносят свою лепту в развитие южного края.

Как?

Большинство рабочих (физических) приехали сюда для заработки. Основную часть своих ежемесячных доходов они отправляют домой, в Шымкент или же собирают деньги для себя и также тратят там на юге. Если предположим, что таких людей по Казахстану 500 тысяч (не важно в Астане или в Алмате или даже в других городах) и каждый из них ежемесячно отправляют домой по 100 тысяч тенге (строители в крупных городах в среднем зарабатывает 200 тысяч тенге) то получается 50 млн. тенге ежемесячно. В год 600 млн. тенге. Это грубый расчет, но тот факт, что физические работники в экономическом смысле приносят прибыль южному региону трудно оспорить.

К чему это я?

Я это к тому, что эти деньги повышают покупательскую способность жителей юга. Теперь когда сын простой семьи из аула каждый месяц отправляет  домой 100 тысяч тенге, родители делают покупку (на базаре, в магазине, в сервис центре и т.д.) на эти 100 тысяч. В итоге, малый и средний бизнес развивается.

Что это дает в смысле образовательной культуры?

Развитие МСБ означает появление среднего класса, который уже не думает только о хлебе и воде. Среднему классу относятся те люди, у которых есть небольшое сбережение, которые могут себе позволить качественную иномарку с салона, хороший двухэтажный дом и даже ежегодно посещать туристические города мира. Дети выращенные в такой среде уже по другому относятся образованию, ведь они отошли от первобытного мышления (кушать, спать), они увидели мир, новый взгляд.

Что касается творческих людей, они возможно не отправляют столько денег, как физические рабочие. Потому что, к сожалению у нас интеллектуальная и творческая среда зарабатывает меньше чем физические работники, а расходы  у них побольше: встреча с друзьями, одеваться солидно, ходить на кинотеатры и гулять с коллегами по работе и т.д.

Но, они влияют на культуру и общественное самосознание своих родственников, друзей из юга. Живя и работая в другом городе, где они каждый день видят представителей всех регионов, более того, среди них есть специалисты, которые получили образование за рубежом.  В результате их самосознание меняется и они стараются изменить устаревшие взгляды оставшихся южан в Шымкенте. Таким образом, вклад творческих людей заключается в культуре и сознании.

P.S. Некоторые мои сограждане ненавидят и презирают южан за их «культуру» и не стараются понять откуда такая «культура». Я призываю их относиться с пониманием, ведь тоже граждане этой страны, казахи, мусульмане. Единственное что их отличает это их менталитет и мировоззрение, что не является константой и время от времени меняется в хорошем смысле этого слова.

Дархан Өмірбек

Бөлісу: