27 Қараша 2014, 11:50
Территория Улытауского района Карагандинской области была освоена древним человеком в эпоху полеолита, о чем свидетельствуют археологические памятники. Древние люди занимались рыбной ловлей, охотой, собиранием растительной пищи. В эпоху бронзы зарождается скотоводческо-земледельческое хозяйство. Железный век характеризуется проникновением сакских племен исседонов. Здесь были древнейшие очаги цветной металлургии. X-VII вв. до н.э. - это расцвет самобытной бегазы-дандыбаевской культуры. В процессе исторического развития на месте старых племен и племенных союзов возникали новые, менялись их названия. В XIII в. с образованием Золотой Ор ды территория Карагандинской области вошла в состав улуса Джучи. Крупным археологическим памятником этого периода является Кызыл-Кентский дворец.
Последующая история региона тесно связана с процессами формирования казахской народности, джунгарскими набегами, становлением и трансформацией экономических укладов. На просторах края сооружены и сохранились до наших дней памятники этих исторических эпох – Теректи-аулие, высеченные на камнях в Тамгалы Нура родовые знаки (тамга) почти всех родов и племен казахского народа.
К сожалению, как и во многих регионах страны есть большая проблема – это интенсивное разрушение наскальных рисунков вследствие невежества и вандализма, а также деструкции скальной поверхности под воздействием естественных и техногенных факторов. Также актуальны проблемы реставрации, консервации и музеефикации наиболее выразительных комплексов с петроглифами. Эти уникальные памятники требуют на сегодняшний день особого внимания. Государственным историко-культурным и природным заповедником-музеем «Улытау» ведется определенная работа с целью войти в состав ЮНЕСКО и сохранения имеющихся памятников как культурное наследие. Число туристов и паломников, желающих посятить Теркти-аулие растет с каждым днем. Ведется благоуйстройство на территории памятников. Отведено место для археологических раскопков.
Наскальные изображения Казахстана входят в обширную провинцию центральноазиатского наскального изобразительного искусства, созданного творческим гением многих поколений художников-монументалистов. Они охватывают время от неолит-энеолита до позднего средневековья, хотя некоторые факты указывают на более ранний период появления наскального изобразительного искусства на территории современного Казахстана. Свыше тысячи наскальных рисунков остались как память о прошлом в Байконыр, Тасоткел, Зенгиртау. Природный ландшафт этих мест оставляют неизгладимое впечатление. Если на правом берегу озера Байконур красуются наскальные рисунки, то слева, далеко в горизонт, уходит свод холмов. В труде археолога В.А. Новоженова «Петроглифы Сарыарки» описывается течение реки Байконур с севера-запада на юго-восток протяженностью 65 км. В летнее время вода высыхает и собирается в оврагах, образуя небольшое озеро. Во времена Великого Шелкового Пути караванщики утоляли жажду и оставались на ночлег.
Наскальные рисунки расположены на скалах с двух сторон реки. Петроглифы изображены на плоских глыбах над уровнем реки на 2-4 м., а в некоторых местах на неровной поверхности. Многие рисунки имеют копии. По версии В.А.Новоженова копирование наскальных рисунков зависило от состояния плоских камней и от техники изображения. Во многих случаях петроглифы выбиты тонким предметом, вырисовывая фигуры тонкими линиями. На одной стороне изображены люди, косули, лук – предмет охоты, а на другой стороне: лоси, лошади. В некотрых местах можно увидеть бегущих волков, людей на лошадях, на заднем плане караван (верблюды).
Для петроглифов раннего периода кочевой цивилизации характерно изображение мифологических сюжетов со сложной композицией.
В трудах академика А.Х.Маргулана в 3-4 томах: «Галерея, созданная под открытым небом художниками античного мира, удивительна. Гравюры, высеченные на камнях - неоценимое культурное наследие, оставленное в Казахстане от далеких наших предков». Далее при описании петроглифов на скалах Сарыарки, особенно о наскальных рисунках вдоль реки Байконур пишет с восхищением: «Как искусно и мастерски изображены величавость двугорбых верблюдов, красивая осанка резвых скакунов, грациозность оленей и сайгак, образ хищного барса».
В 1924 году Н.С. Воронец впервые участвовал на исследовательских работах полезных ископаемых и отправил в 1916 году несколько экземпляров камней на дальнейшее исследование в Москву, профессору Республиканксого исторического музея, В.А.Городцову. Геолог М.М.Пригоровский, в свою очередь, осенью 1916 года отправляет В.А.Городцову четыре наскальных рисунка и их описание. Среди них был рисунок двугорбого верблюда, датируемый первым-вторым тысячилетием до н.э. В 1926 году Городцов вносит начальные методологические основы наскальных рисунков как один из исторических достояний Центральной Азии.
В конце 1930 года академик К.И.Сатбаев, а в 1947-1948гг. Казахстанская научная академия во главе с А.Х.Маргуланом начинают археологические исследования.
Историко-археологический комплекс Теректы Аулие состоит из галереи наскальных рисунков - петроглифов, неолитической стоянки, поселений и некрополей эпохи бронзы, курганов раннего железного века, остатков горизонтальных и вертикальных штолен, в которых добывались руды и полудрагоценные минералы, мазаров ХIХ в. Петроглифы (наскальные рисунки) Теректы Аулие расположены на вершинах трёх гранитных холмов, вытянутых цепочкой с запада на восток. На камнях вырезаны изображения животных, которые можно отнести к сакскому звериному стилю. В целом петроглифы святилища Теректы относятся к эпохе бронзы (III-I тыс. до Н.Э.), раннему железному (IХ в. до Н.Э. - III в. Н.Э.) и к средним векам.
Первое научное описание Теректы Аулие в 40х годах ХХв. дал руководитель Центрально-Казахстанской археологической экспедиции, академик А.Х. Маргулан. Комплексное исследование археологического памятника проводилось в 1990 году археологической экспедицией под руководством З.С. Самашева.
Историко-археологический комплекс Теректы Аулие - это уникальный памятник из многовековой истории нашего государства, бесценное наследие наших предков. Петроглифы Теректы Аулие представляют собой большую научную, археологическую, историко-культурную ценность.
В.А.Новоженов 1983-1991 гг. проводил исследовательские работы петроглифов в комплексах Тасоткел, Зенгиртау. В этих местах петроглифы расположены на темно-коричневых плоских камнях размером 3,7х2,1м в 25 км. от села Амангелды к северо-западу и 300 метров от Тасоткела к юго-западу с изображением зверей, неизвестных фигур, эротических сцен, змей, верблюдов, парящих птиц, коня и др.
В 15 км. от Улытау с северо-запада в сторону юго-востока расположен Зенгиртау площадью 0,4х2м. Название говорит само за себя – «Звучащий». При ветре слышан особый колокольный звон. На 13-ти камнях изображены: человек, два горных козла, кабан, всадник, волк, бык, человек и верблюд, змея и другие рисунки.
Современная наука занимается вопросами сохранения и музеефикации наскального искусства. Наша задача: на практике использовать петроглифы в познавательных и туристических целях.