Особенности авторской передачи на телевидении

13 Желтоқсан 2015, 18:56

Критериями эффективной деятельности интервьюера являются: способность заранее подробно распланировать диалог с грядущим собеседником и умение моментального реагирования в спонтанные моменты разговора.

Авторская телепрограмма – программа, лишенная штампов и трафаретов, отмеченная печатью персонального таланта автора, личности уникальной и неповторимой.   

Важно понять, что отличие авторских программ, от «мейнтсрима» прежде всего состоит в понимании журналистом своих профессиональных задач в их неразрывной связи с этическими законами и обязательствами перед огромной зрительской аудиторией. В понимании того, что важнейшей функцией публицистики является (или хотя бы являлось) формирование общественного мнения и, в конечном счете, воздействие на общественное сознание в целом.   На телевидении же, в силу универсальности и массовости его воздействия, лежит и особая ответственность.

Итак, авторский замысел – вот главное, что должно лежать в основе авторской телевизионной программы.   Возвращаясь к самой природе авторской программы, следует подчеркнуть, что такая программа может быть по жанру и постановочной, игровой, развлекательной, а вовсе не публицистической, основанной на реальности, на документе, и-или проблемной. В качестве примера вспомним «Поле чудес» Листьева – Якубовича или «Мою семью» Комиссарова, при желании список можно продолжить вплоть до «Окон». Авторское телевидение потому и называется авторским, что в основе него лежит ярко выраженный замысел журналиста, его отчетливая позиция и поиск в области художественной формы программы. Успех авторской программы зависит от: точного определения темы, точного попадания в жанр; от совпадения образа ведущего и образа передачи; от совокупности художественных приемов вербального и невербального общении, которые обычно сокращают разрыв с аудиторией; · от комплекса выразительных средств телевидения, включая композицию кадра, смену планов, монтаж и т.д.

Авторская деятельность на телевидении противоположна дикторской. Диктор – это исполнитель, он просто читает текст, доносит информацию. А журналист авторской программы – допускает импровизацию. Автор «как видимый человек на экране» - уникальная личность и ярко выраженная индивидуальность, способная свободно размышлять и импровизировать.

Жанры:

1) монологовые (устный публицистический рассказ, эссе, сатирический монолог и т.д.). Эти жанры утратили былую популярность. Зрителю не хочется напрягаться. Ему приятнее быть сторонним наблюдателем беседы. Зрителя тяготеют к развлекательности.   
2) диалоговые жанры (беседа, дискуссия, ток-шоу, и т.д.). Диалог – наиболее популярный жанр на современном телевидении. Ведущие диалоговых программ – всегда ярко выраженные индивидуальности.
3) Синтетические жанры (очерк, творческий портрет, телезарисовка, художественный тележурнал, публицистический жанр и т.д.). Обычно это портретные и пейзажные зарисовки, речевые характеристики, живые диалоговые сценки, лирические или публицистические отступления в виде авторских высказываний, либо в виде проходов, статичные или динамичные кадры, разнообразные монтажно-композиционные приемы.   

Стоит учесть, что у авторской программы много общего с документальным кино. Вообще, если посмотреть на историю развития кинематографа и телевидения, то возникает простая схема: документальное кино; телефильм; авторская телевизионная программа.

То есть, возникновение и развитие документального кино породила жанр телефильма, когда в том возникла необходимость (а необходимость возникла тогда, когда расширились технические возможности). Между телефильмом (по сути дела экранным вариантом документального фильма) и авторской программой грань различия очень тонка. Порой автор произведения сам точно не может сказать, что представляет собой его произведение: фильм или передачу. Но все же отличие можно найти. Главное, что позволяет развести понятия «телефильм» и «авторская программа» — это глубина и полнота раскрытия авторского замысла. В телефильме авторский замысел раскрыт полностью. Идея фильма оставляет в сердце зрителя что-то такое, что заставляет думать, чувствовать, видеть. Авторская же программа не столь серьезно затрагивает человека.

Стоит также обратить внимание и на специфику создания телефильма и авторской программы. И то и другое требует серьезных временных затрат. Но телефильм требует несравнимо больше, т.к. он приближается к документальному кино, а значит претендует на то, что к концу фильма герои изменятся, произойдет что-то такое, после чего они станут другими людьми. И для телефильма, и для авторской программы пишется сценарий. Авторская телевизионная передача, как и фильм, начинается и определяется литературной основой – сценарием. Форма его может быть различной – от подробного «покадрового» описания зрительного ряда, сопровождаемого дикторским текстом, до сценарного плана, сценарной схемы сообщения, необходимой для таких жанров, как беседа или интервью. Хорошая авторская программа должна оказывать воздействие не только на разум, но и на сердце. Лучшие авторские программы повергают зрителя в эмоциональный шок, который может быть вызван одной запоминающейся сценой

В   авторском   проекте, основная   цель   заключается   в   том, чтобы   интервьюер был   увлекательным собеседником.   Интервьюер   -отдельная журналистская специальность, хотя   части   телеинтервью   равно как фигуры   журналистской деятельность   содержатся   фактически   в   абсолютно всех   жанрах   журналистики: в репортаже, обзоре   и т.д.

Критериями   эффективной   деятельности интервьюера являются: способность   заранее подробно   распланировать диалог   с   грядущим   собеседником и   умение моментального   реагирования в   спонтанные   моменты разговора. Интервьюеру следует владеть   проблемой   до такой степени, чтобы   никак не   пойти на поводу у интервьюируемого, а   найти в себе силы   плавно   и   неназойливо   достичь собственной линии   разговора.    Интонации и   совокупная   обстановка   крупного телеинтервью   представляют огромную значимость. Справиться с искусственностью, манерностью атмосферы, в   которой на самом деле происходит диалог лично, посодействовать   в данном   преодолении собеседнику. Для стран постсоветского пространства неким эталоном большого интервью можно считать работу Урмаса Отта - ошибки есть и у него. И одна из них, признанная самим мэтром - "важничанье" перед гостем в студии. В западной журналистике на этот счет есть неписаное правило, достойное быть взятым в арсенал: вопросы, которые неприятны собеседнику, вопросы, которые могут разозлить его - все это оставляется на конец разговора. Каждое   действие, разворачивающееся   в   экране, представляется   зрелищем. И в   данном   значении анализ   журналистской деятельности   на телевидении   в   каждом   случае   наступает начинается с отношения к видеоизображению.   

Журналистский текст   в   этом   случае   попадает   в   зависимое положение   от картинки.   Качества человеческого восприятия такие, что изображение принимается   и осознается   ранее, нежели   голосовое   текстуальное наполнение телевизионной передачи.   Скучная, сероватая   картинка   имеет возможность   омрачить   самый гениальный текст.   В случае если   подготовлен   интересный материал, необходимо сделать   всегда   вероятное, для того чтобы   видеоряд соответствовал   слову. Зрительское   расположение   к   передаче   находится   в   базе   оценки качества передач: равно как   и   в   рынке, покупатель   всегда прав.

Таким   образом, авторская   передача представляется   продуктом самого процесса телевещания, так как привлечение внимания широкой зрительской аудитории возможно при участии ярких личностей. Однако, в настоящее время, в связи с ростом влияния высоких технологий в процессе создания телепередачи, на первый план стали выходить различные искусственные эффекты, что не замедлило сказаться на качестве телевизионных программ.

Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из всех существующих СМИ, охватывая даже те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Телевидение отличается от других СМИ, своей доступностью для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Тем самым создается эффект диалога, (эффект присутствия на месте происходящих событий, достоверность, документальность) который почти невозможно достичь в других СМИ.


Лейла АГАЕВА

Бөлісу: