13 Қараша 2014, 09:51
Послание нынешнего года было неожиданным. Неожиданным в том плане, что по традиции ежегодное послание заранее анонсируется во всех казахстанских СМИ: электронных, радио, ТВ, печатных. Экспертным сообществом высказываются предположения – как будут расставлены приоритеты во внутренней и внешней политике, как изменится характер задач, поставленных Президентом перед правительством в отраслях казахстанской экономикой, социальной сфере и т.п.
Послание представлено не в стенах Парламента: на расширенном заседании обеих палат законодательной власти РК, с участием представителей общественности и иностранного дипломатического корпуса как обычно. В этом году Назарбаев обратился с Посланием народу Казахстана уже на заседании политсовета "Нур Отан". (Прошлогоднее Послание смотрели в записи).
Возможно изменение традиций – в новых условиях тоже становится частью традиций.
И хотя твердой традиционной привязки Послания к началу года нет, тем не менее, то, что Послание не было озвучено в январе или феврале будущего года, возможно связано со стартом функционирования ЕАЭС с 1 января 2015 года, договор по которому почти синхронно был ратифицирован парламентами РК и РФ. Там уже несколько другой экономический контекст.
Возможно, в рамках начала функционирования ЕАЭС, внешнеполитический аспект будет озвучен именно в тот период.
Сегодняшнее обращение Президента не в начале календарного года, не весной, а на исходе года, продиктовано также и ежедневно, ежечасно меняющимся геополитическим и геоэкономическим контекстом, горизонтальной стойкостью тенге и продолжающимся вертикальным движением курса российского рубля. Геополитическая турбулентность как фактор необходимости в быстрых мобильных решениях была отмечена Главой государства: «Геополитический кризис и санкционная политика ведущих держав создает дополнительное препятствие для восстановления мировой экономики. Казахстан, как часть мировой экономики и страна, которая находится в непосредственной близости к эпицентру геополитического напряжения, испытывает негативное влияние всех этих процессов».
В этом плане мне интересна реакция тех государственных чиновников и экономистов, утверждавших что влияния основных негативных трендов экономики России на Казахстан не будет. Как видим, они либо глубоко конспирировали знание основных экономических законов, или знание физического закона «сообщающихся сосудов», или просто им не хватало самостоятельности, либо смелости в озвучивании очевидного.
Для нас это тем более чувствительно, так как Казахстан и РФ все теснее работают в формате евразийской интеграции, а с начала 2015 года, Евразийский экономический Союз заработает уже в полную силу.
Таким образом, учитывая, что «Нур-Отан» как политическая партия, имеющая абсолютное большинство среди представителей практически всех ветвей власти, прежде всего исполнительной, Президент в новом Послании, представляя программу новой экономической политики «Нұрлы жол», опирается и ждет реализации задач этой программы прежде всего от своих однопартийцев.
Фактически, исполнение ряда задач национального характера маркированы как будущие индикаторы предвыборной платформы президентской партии.
Сложный геополитический контекст, события в Украине как драйвер многих изменений сейчас и в ближайшем будущем, сбой в системе международного миропорядка, сужение коридора возможностей, новые и искусственно актуализируемые внешнесистемными игроками старые риски и вызовы для казахской государственности обозначены Главой государства в емкой фразе «Будет меняться архитектура мира. Достойно пройти через этот этап смогут не все государства. Этот этап перейдут только сильные сплоченные державы».
Президент подчеркнул контрцикличный характер НЭП «Нұрлы жол». Классически, контрцикличная экономика - это экономика, имеющая на протяжении экономического цикла противоположно направленную динамику по отношению к динамике объема производства, доходов и занятости, то есть – динамика понижается в период подъема и повышается в периоды спада производства.
Таким образом, Казахстан стремится уйти от процикличной экономики, повторив ряд моментов экономической антикризисной программы 2008-2009 годов, когда динамика развития в данном экономическом цикле совпадает с динамикой объема производства, доходов и занятости; и соответственно снижалась в период спада и повышалась в период подъема.
Основы контрцикличного характера были описаны в работах экономистов-нобелевцев Пола Кругмана параллельно с его идеей теневого банковского сектора и самоустранения государственных регуляторов от выполнения своих функций, как первопричины кризиса; Нуриэля Рубини, Джозефа Стиглица, Вольфганг Мюнхау.
Так подробно останавливаюсь на этом президентском тезисе потому, что в работах этих авторов, освещающих концепции про- и контрцикличного регулирования, в частности, Вольфганга Мюнхау, указывается на проблему долгосрочной жизнеспособности экономических и валютных союзов, таких, как Евросоюза, проблем возникновения экономических дисбалансов в отдельной стране, являющейся частью такого союза. Вся эта матрица в полной мере относится и к Казахстану, который является одной из стран-основательниц, и государств-фаундеров этого Евразийского Экономического Союза. И все это на фоне функционирования подсанкционной экономики РФ.
В этом плане, тенденция на регулирование экономики в традициях контрцикличности соответствует новым экономическим подходам: финансовый кризис не только 2008 года, но и более ранних лет выявил множество важных проблем и поставил перед правительствами стран ряд новых вопросов. Речь идет о том, что адекватные, на первый взгляд, антикризисные меры (процикличные), предпринимаемые в разгар кризиса, не только не способствуют его преодолению, но, скорее, подогревают его, в определенной мере противодействуя естественному выздоровлению экономик за счет действия рыночных сил, продляя кризис и усугубляя его последствия.
Вспомним, адекватные в период применения меры (в частности антикризисные меры РК в 2008-2009 годах – финансовая помощь банковскому сектору, программа создания новых рабочих мест и тп.), могут оказать негативное влияние на развитие событий в более длительном периоде. В то же время, для перехода от процикличного регулирования к контрцикличному требовалось время. Считайте, что это был период в 3-4 года, условно с 2010 по 2014.
Казахстан довольно эффективно использовал до этого все основные моменты процикличного характера регулирования экономики: уменьшение рыночного регулирования, ослабление монетарного контроля, понижение процентных ставок, субсидирование ключевых секторов экономики и, самое главное, уменьшение налогового давления. В РК, как мы знаем, наиболее либеральная налоговая политика. Последнее решение принималось на основании теории, что уменьшение ставки налога имеет чрезвычайно высокий мультипликативный эффект, который впоследствии должен и реально приводил к росту доходов населения и компаний. В конечном итоге, государство должно было получать больше налогов за счет абсолютного увеличения базы налогообложения.
И такая классическая стимулирующая, процикличная политика, демонстрируемая в Казахстане, была обусловлена и тем, что прогноз мирового экономического роста предполагал стабильное увеличение доходов на протяжении следующих 5-7 лет. В такой ситуации использование рациональной рестрикционной политики лишило бы страну конкурентных преимуществ как в части международных торговых отношений, так и в плане потенциала для внутреннего роста. В итоге государства фактически направляли часть налоговых поступлений на будущее развитие экономики. В наших условиях, в том числе, и в Нацфонд. И сейчас Президент обозначил политику расходования средств из «подушки безопасности» казахстанской экономики – Нацфонда в рамках теперь уже контрцикличной политики: «Эти ресурсы предназначены не для краткосрочных мер. Они будут направлены на дальнейшее преобразование экономики. А именно - на развитие транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса».
То есть, учитывая стабильно установившуюся периодичность экономических циклов (6-8 лет), у регуляторов нет времени для внедрения процикличной политики и постепенной замены ее контрцикличной. Поэтому в Послании был обозначен объем государственных доходов и резервов, размер государственного долга и дефицита бюджета, которые в позволят использовать государственные расходы как инструмент антикризисного регулирования в рамках контрцикличной политики, а именно – 1 трлн тенге из Нацфонда для поддержки экономического роста и занятости в 2014-2015 годы в два транша по 500 миллиардов тенге; 100 миллиардов тенге на льготное кредитование малого и среднего бизнеса, а также крупного предпринимательства;
В итоге на развитие инфраструктуры будет потрачено $24 миллиарда, с учётом ранее выделенного триллиона тенге.
Ранее уже в начале 2014 года после 19-процентной девальвации тенге из средств Нацфонда было выделено около $6 миллиардов на 2014-2015 годы, с целью поддержки экономики и разгрузки банков от токсичных кредитов. Международный валютный фонд прогнозировал, что экономический рост Казахстана и других стран Средней Азии, а также Южного Кавказа в 2014-2015 годах будет сдерживаться замедлением российской экономики, буксующей на фоне украинского кризиса и западных санкций. МВФ полагал, что в этом году рост ВВП Казахстана замедлится до 4,6 процента, а в следующем - до 4,5. Правительство придерживается похожего прогноза: 4,3 процента в этом году после 6,0 в 2013-м и 4,8 в следующем. Ранее в ноябре Казахстан пересмотрел бюджет текущего года в сторону снижения ожидаемых доходов на фоне ухудшения мировой конъюнктуры.
Казахстанская экономика, говоря айтишным языком, чуть «подлагивала» в цепочке «международная политика – последствия», демонстрируя самую важную особенность государственных финансов – этот самый «лаг» между вступлением в действие конкретной политики и последствиями, вызванными этой политикой. Имею в виду экономические последствия от международных санкций в ближайшем партнере и соседе – России, которые в рамках ЕАЭС должны ощущаться еще чувствительнее.
Фактически, озвученное Послание по своему наполнению - транспортное, т.е. большой блок озвученных задач направлен на комплексное решение вопросов в этой сфере, дальнейшее развитие транспортной стратегии Казахстана, соответственно усиление транспортной безопасности РК, развитие внутренних транспортных коридоров РК: завершение строительства первого комплекса «сухого порта»; транспортная инфраструктура Астаны в преддверии ЭКСПО-2017 (дороги, аэропорт, железнодорожные вокзалы); развитие транспортно-логистической инфраструктуры; магистральные автомобильные, железнодорожные и авиалинии по лучевому принципу; крупные автодорожные проекты: Западный Китай - Западная Европа; Астана-Алматы; Астана-Усть-Каменогорск; Астана-Актобе-Атырау; Алматы - Усть-Каменогорск; Караганда - Жезказган - Кызылорда; Атырау-Астрахань; логистический хаб в ВКО и морская инфраструктура на западе РК; порты на Каспии, масштабная паромная переправа из порта Курык и железнодорожная линия Боржакты – Ерсай; планируемые аренды терминальных мощностей в «сухих» и морских портах Китая, Ирана, России и странах ЕС.
Думаю, что это также повлечет за собой и «озеленение» в целом транспортной отрасли в РК: умные, качественные дороги - это не только международные транзитные и экспортные перевозки, но и развитие местного, внутреннего туризма. Не все казахстанцы могут похвастать знанием и пребыванием во всех регионах Казахстана. И здесь главное –современные многополосные, разделенные, защищенные и с хорошей придорожной инфраструктурой и сервисом дороги. Сохранившаяся еще с союзных лет внутренняя вертикаль всех транспортных коридоров лишь в направлении «Север-Юг» отражала экономический статус Казахстана, нацеленный лишь на вывоз: имеющиеся железнодорожные маршруты и автомобильные дороги не в полной мере обеспечивали формирование внутреннего рынка, направления международных маршрутов все более привязывают республику к промышленно развитым регионам соседних государств.
Это сложные задачи, но их успешное воплощение повысить конкурентоспособность отечественных автоперевозчиков, модернизирует транспортную инфраструктуру, сформирует современный рынок логистических услуг и совершенствует систему придорожного сервиса.
Думаю, для многих стало важным прозвучавшие в Послании задачи по упрощению доступа и укрупнению объемов строительства жилья, доступного для широких слоев населения. Так как его нерешенность содержала в себе большой социальный протестный потенциал. Понадобилось почти двадцать лет, чтобы политически обозначить, что жилье должно «предоставляться напрямую, без посредников и под максимально низкие проценты за кредит, что позволит снизить стоимость его приобретения. Отсутствие первоначального взноса и низкие проценты за ипотеку сделают жилье более доступным для широких слоев казахстанцев». Главное, как теперь на местах это смогут реализовать в период 2015-2016 годов.
Политически озвученный коридор ипотечных кредитов под 1-2% также связан с матрицей ухода от прежней, процикличной экономической политики, которая приводила к вызреванию неоправданных ценовых пузырей, в том числе и на рынках недвижимости. То есть, при успешном реформировании ипотечного кредитования в сторону реального понижения ло 1-2% (это почти процент ипотечного кредитования жилья в многих европейских государствах под стабильные швейцарские франки), нацелено на то, чтобы в отличие от финансовых кризисных явлений, которые становятся объектами текущего государственного регулирования и потенциально могут быть решены по факту их возникновения, кризис государственных финансов может быть предотвращен только путем смены долгосрочной фискальной политики. Правительство в рамках контрцикличной экономики нацелено на нивелирование кризисных тенденций, исходящих из возможностей заблаговременного отслеживания фискального кризиса, и не только необходимости, но и возможности принятия контрцикличных) мер со стороны национальных экономических властей.
Приостановка некогда стартовавшей, но из-за кризиса сбавившей обороты программы «100 школ, 100 больниц» нашло свое логическое продолжение в инициативе решения проблем аварийных школ и трёхсменного обучения, строительства новых детских садов. Значит ли это, что ранее функционировавшая программа по расширению сети детских садов «Балапан» не реализована в полной мере? Вообще, тот факт, что у нас до сих пор есть школьные здания саманного типа постройки, трехсменное обучение, не красит страну, которая числится в когорте 50 развитых государств. Думаю, пора ставить уже жирную точку в этом вопросе.
Думаю, что все обозначенные социально-экономические задачи, вкупе с еще не озвученным внешнеполитическим блоком, дадут нам ясную картину того, как будет двигаться Казахстан, насколько будет реализуема его многовекторная политика в новых геополитических условиях.
«Контрцикличная экономика, транспортное развитие, дешевая ипотека» – это пока три первых шага в ожидании нового витка турбулентности мировой экономики и влияния экономических трендов в соседних государствах и регионах на нашу экономику.
Мухит-Ардагер СЫДЫКНАЗАРОВ, к.ф.н., PhD доктор политологии, директор Института современных исследований при ЕНУ им.Л.Н.Гумилева