Мудрая политика Есим хана и тяжелые годы в истории казахов

22 Қазан 2014, 11:22

После Тауекель хана на престол Казахского ханства взошел его младщий брат Есим султан (1598-1628).

После Тауекель хана на престол Казахского ханства взошел его младщий брат Есим султан (1598-1628). Хотя он и был формальным наследником ханского престола, но власть ему досталась по заслугам и признанию. Есим султан не был случайным баловнем судьбы. Он был личностью, достойной своего времени, своего народа, своих славных предков. Это был отважный воин-полководец и очень умный, тонкий дипломат. Восхищаясь его бесстрашием и мужеством, народ назвал его «Еңсегей бойлы ер Есiм» («Высокий ростом и отвагой Есим»). А мудрая политика Есим хана была оценена в афористическом выражении «Есiм салған ескi жол» («Старая дорога, проложенная еще Есимом»). А в это время грозный сосед казахов — Джунгарское ханство — набирает силы и становится для казахов с каждым днем все более реальной угрозой. Джунгары еще в далекие времена были левым крылом грозной орды Чингисхана. Монгольская империя, некогда наводившая ужас на весь мир, со временем ослабела и сошла на нет. Распад этой некогда могущественной империи растянулся на два-три столетия, подтверждая неукоснительный закон истории о том, что без единства, сплоченности выстоять никому не дано. И на осколках старой империи, в ее западной части, поднялось джунгарское государство. Основателем джунгарского государства, мозгом и душой этого ханства был сын Кара Кулы, Контайчи Батыр (1635-1653).

Джунгарское ханство представляло для казахов серьезную угрозу по следующим причинам: калмыки по своему образу жизни, по обычаям, по традициям тоже были кочевниками. У них было много общего с казахами; они одновременно с казахами вышли на мировую арену, от Китая до Европы демонстрируя свою военную мощь. И этот факт не мог не тревожить умы государственных мужей России и Китая, прекрасно понимавших, какую силу будут иметь эти народы, заключив союз. Все свое искусство, весь набор изощренных дипломатических средств пустили в ход российские и китайские политики, чтобы не дать этим двум народам жить в мире, объединиться и превратиться в могущественный оплот кочевого мира на территории Средней и Центральной Азии. Китай и Россия натравливали джунгаров на казахов лестью, посулами, тайной поставкой оружия и добивались того, что джунгарские правители все больше укреплялись в намерениях разгромить Казахское ханство. Царское правительство пошло на беспрецедентный шаг, безвозмездно уступив калмыкам богатые пастбища на восточной окраине России. На эти земли переселились джунгарские племена Торгаут, Дурбит, Кошаут, как бы замкнув кольцо окружения вокруг казахов. Россия вела тонкую игру, и расчет оказался верен. Вскоре мелкие стычки, ссоры, распри переросли в кровопролитную столетнюю войну между казахами и калмыками. Российские думные мужи самодовольно поглаживали бороды, а китайские хитрецы потирали от удовольствия ладони, наблюдая, как удачно сбываются их тайные замыслы.

Казахская земля стала полем кровавых сражений. Печальным итогом этой войны был крах кочевой цивилизации. Джунгары вообще исчезли с лица земли как самостоятельный народ, а Казахское ханство превратилось в колонию. На начало этого исторического урагана на Казахской земле пришлось правление Есим хана. Первая схватка с хорошо вооруженными джунгарами калмыками произошла в окрестностях Иссык-куля. В этой битве казахские войска возглавил сам Есим хан. Осознавая, как сильны джунгары, он стал искать союзников и приложил немало усилий, чтобы создать антиджунгарскую коалицию: установил связи с Бухарой, Турфаном, Кашгаром, с киргизами, не скупился на подарки. Есим хан возвел в Ташкенте мавзолей киргизскому бию Кокиму, дочь младшего брата Кушика выдал замуж за правителя Турфана Абд-ар-Рахмана, сам взял в жены дочь этого правителя, обеспечив таким образом надежный тыл и резерв военной силы для борьбы с захватчиками. Одновременно Есим хан уделял много внимания и укреплению внутренней политики, о чем свидетельствуют принятые им гражданско- правовые нормы и морально-этические уложения. Эти кодексы в дальнейшем были положены в основу законодательной системы «Жетi жарғы» («Семь установлений») Тауке хана. Законодательная деятельность Есим хана охватывала все стороны жизни казахского народа: основы государственности, национальные традиции, обычаи, взаимоотношения между частными лицами и общественными группами. Самобытность казахской нации нашла отражение во всем комплексе стоявших в то время проблем. Постоянная же забота Есим хана о безопасности государства, об укреплении обороноспособности характеризует его как подлинного политического руководителя, мыслящего в стратегических масштабах.

Акселеу Сейдимбек, «Мир казахов»

Бөлісу: