30 Шілде 2014, 11:25
В судьбе тюрков, населявших бескрайние просторы Евразии с древнейших времен, ХIV-ХV века сыграли особую роль. Именно в это время окончательно разрушилось общетюркское единство. Как у многих народов, продолживших эволюционное развитие, мощный процесс этнизации имел место и в тюркском мире. Хромому Тимуру, объединявшему тюркские народы огнем и мечом, не удалось преодолеть это неотвратимое стремление к самоопределению. Историческое развитие не подчиняется воле отдельного человека. На месте Золотой Орды, некогда бывшей самым могущественным государством в Евразии, возникло несколько ханств. Среди них самым обширным была Ақ Орда — Белая Орда. Возникшая в результате династического передела и управляемая потомками Джучи, она занимала всю территорию современного Казахстана. Основание Белой Орды явилось одним из стимулирующи,х факторов выхода на историческую арену собственно казахского народа. Создание этого ханства способствовало объединению и кочевников, и оседлого населения в одну общественно- политическую целостность. Сложились благоприятные условия для развития животноводческого хозяйства от Чу и Сырдарьи до просторов Сарыарки. На юге территории процветали города Отрар, Сауран, Сыганак, Жент, Асы (Туркестан), Созак. В столице Белой орды, Сыганаке, стали чеканить свою монету. Хозяйственная жизнь общества, объединившая людей, переросла в культурно-духовную общность. Прежние диалекты карлык-уйгуров, уйгур-огузов, кыпшак-огузов, кыпшак-ногаев соединились в едином казахском языке. На этом языке создавали свои произведения Сыпыра жырау и Кодан Тайша (ХIV в), Асанкайгы и Казтуган (ХV- ХV вв). Их патриотические песни укрепили культурно-духовное единство казахского народа. Из разрозненных эпических сказаний складывалось казахское устное творчество. С преобладанием в обществе кочевого хозяйства стали возникать и распространяться сопутствующие ремесла, связанные со скотоводством, стала набирать силу степная архитектура. Во время обновления и расцвета мавзолей Ходжа Ахмета Яссави стал символом необратимых перемен. Тот факт, что мавзолей Ходжи Ахмета Яссави был построен по приказу Хромого Тимура, с исторической точки зрения не имеет решающего значения. Постройка величественного здания в Туркестане говорит лишь о том, что Хромой Тимур считался с духовностью кочевников-казахов. Несмотря на то, что основателем мавзолея был Хромой Тимур, а строителями — мастера-умельцы из разных стран, построенный мавзолей свидетельствовал об уровне духовности именно казахского кочевого государства, и впоследствии этот храм стал символизировать религиозную идентификацию народа.
Строительство мавзолея началось в 1389 году на том месте, где находилась обветшавшая могила акына-суфия Ахмета Яссави. Для постройки этого памятника Тимур собрал выдающихся мастеров-архитекторов, искуснейших резчиков-камнетесов, художников-оформителей. Строители мавзолея по прямому указанию правителя старались угодить кочевникам, построить сооружение, не имеющее себе равных. Было задумано включить в мемориал Ахмета Яссави Казандык, Большой и Малый Аксарай, библиотеку, мечеть, хозяйственные постройки — гостиницу и столовую для паломников (халимхана). Когда сооружение постройки почти подошло к концу, неожиданно умерла старшая супруга Тимура Сарай Мулик (Биби Ханум), и все занятые на мемориале Ахмета Яссави были отозваны в Самарканд для возведения мавзолея в ее память. Вследствие этого фасад мавзолея и внешние стены остались не покрытыми глазурью.
Мемориальный комплекс объединил 35 помещений предназначенных для различных целей. Ширина комплекса 46,5 метра, длина 62,5 метра, в центре ансамбля находится гробница, длина стен которой равна 18,2 метра каждая. Диаметр купола гробницы 24 метра, он покрывает центр комплекса — Казандык. Центром Казандыка является цельнометаллический двухтонный казан диаметром 2,4 метра. Он выглядит величественно под сводом великана-купола и символизирует чистый дух тюрков, освящая этот просторный дворец. Внутреннее убранство помещения Казандыка напоминает войлочную юрту кочевников. Нижняя часть стен облицована глазурью и напоминает тускииз, покрывающий кереге. Повыше узоры карниза покрыты орнаментом, который используется для украшения унины в юрте. Свисающие с просторного свода купола сталактиты напоминают свисающий с шанырака узорчатый желбау. Все это как будто окраплено свежим молозивом, все в сиянии, навевающем мысли о неземном мире, и это впечатление не покинет человека больше никогда. Остальные помещения комплекса, располагающиеся от Казандыка, также напоминают традиционное расположение частей войлочной юрты. В середине Казандыка находится казан, как очаг в центре юрты. Если в казахской юрте самое почетное место — тор, то в Казандыке тор — это усыпальница Яссави, к которой ведет дверь из Казандыка. К усыпальнице пристроены Большой аксарай и Малый аксарай. В среднем помещении Казандыка по левую и правую сторону, как в казахской юрте, располагаются хозяйственные отделения: комната, где есть вода, комната отдыха, склад, столовая и т.д. Более того, фасад этого памятника-мемориала обращен не в сторону мусульманской святыни Мекки, а, согласно казахской традиции, — строго на Восток.
И до мемориального комплекса в честь Ходжи Ахмета Яссави в обширной казахской степи строились величественные купольные строения, надгробные памятники, крепкие мазары, традиция возведения которых насчитывает не одно тысячелетие. Строители мемориала Яссави знали об этой традиции и переняли ее. Способы орнаментирования стен мавзолея Яссави напоминают орнаменты на мазарах Алаша хана и Джучи хана (ХIII в.). Роспись купола священными стихами из Корана, перекрестный свод шатра, принцип равноупорного основания здания нашли в дальнейшем широкое применение в зодчестве Средней Азии и Казахстана. На протяжении веков в казахской степи строились сооружения, повторяющие все достоинства и особенности мавзолея Яссави, ставшие базовой основой казахского архитектурного искусства. С образованием казахского государства первоначальное целевое предназначение мавзолея Ахмета Яссави расширилось. В самый ответственный период ХVI-ХVIII вв. в Большом и Малом аксараях комплекса располагалась ханская ставка. Со дня основания мавзолея в нем хоронили известных ханов, султанов, батыров, биев. Скоро мавзолей превратился в подлинный пантеон казахского народа. Разумеется, для истинных мусульман мавзолей Яссави имеет особое значение. Для всех тюрков, живущих на пространстве от Великой китайской стены до берегов Средиземного моря, мавзолей Ахмеда Яссави считается священным местом.