15 Қазан 2015, 05:37
Начиная со средних веков, медиаресурсы, в лице печатных изданий, играли огромную роль в обществе и государстве. Появление в ХХ веке радио и телеканалов усилило важность СМИ для жителей. Третья в развитии медиа сферы технология под названием «интернет» еще больше увеличила уровень глобализации. Таким образом, медиаструктура мира состоит из трех основных элементов: печатные издания, радио/телеканалы, а также интернет.
Однако за последние 30 лет наблюдается одна тенденция: идет укрупнение медиа корпораций путем слияния нескольких компаний и естественного увеличения охвата рынка. В результате в одной и той же корпорации могут существовать все вышеуказанные элементы медиаструктуры, что привело к увеличению значимости медиа корпораций. Эти корпорации иногда называют медиа-гигантами.
Несмотря на то, что на локальном уровне существует много местных медиакомпаний, их влияние на локальную аудиторию постепенно уменьшается в пользу медиа гигантов и этому есть ряд причин:
1. В условиях, когда локальные СМИ не имеют собственных корреспондентов и журналистов в разных точках мира (включая горячие точки, где идут войны, протесты и т.д.), они ссылаются на информацию из мировых источников, что делает их зависимыми от мировых медиа-гигантов.
2. Так как бюджет местных медиакомпаний несоизмерим с бюджетом мировых медиа-гигантов, очевидно, что тренды в мире медиа идут со стороны последних. Новые телевизионные программы, креативные подходы к подачи информации появляются именно в крупных компаниях.
3. Огромный объем контента у медиа-гигантов и ограниченное количество статей и телевизионных программ у местных.
4. Доступ к интернету позволяет пользователю выбирать любой источник информации, не ограничиваясь локальными средствами массовой информации.
Таким образом, на глобальном уровне на массы людей влияют именно медиа-гиганты. На сегодняшний день в мире существует более 50 огромных медиа-корпораций, годовой доход которых составляет более 2 млрд евро.
Эти корпорации имеют больше бюджета, чем некоторые отдельно взятые страны. Как агенты и модераторы глобализации, они имеют экономическую и идеологическую мощь.
В ежегодный рейтинг 50 крупнейших мировых медиа корпораций, составленный немецким Институтом по медиа и коммуникационной политике, входят компании, которые акцентируют внимание на создании контента для печатных СМИ, телевидений, фильмов и онлайн ресурсов.
Таблица 1. Список 50 крупнейших мировых медиа корпораций
№ |
Название корпорации (город/страна) |
Ежегодный доход, евро |
1 |
Comcast (Филадельфия/ США) |
48.684 млрд |
2 |
Google Inc. (Моунтин Вью/ США) |
45.046 млрд |
3 |
The Walt Disney Company (Бербанк / США) |
33.914 млрд |
4 |
News Corp. Ltd. / 21st Century Fox (Нью Йорк/ США) |
27.539 млрд |
5 |
DirecTV, LLC (Эль Сегундо/ США) |
23.909 млрд |
6 |
Time Warner Inc. (Нью Йорк / США) |
22.434 млрд |
7 |
Viacom Inc./CBS Corp. (Нью Йорк / США) |
21.894 млрд |
8 |
Sony Entertainment (Токио / Япония) |
17.830 млрд |
9 |
Bertelsmann SE & Co. KGaA (Гютерсло/Германия) |
16.356 млрд |
10 |
Cox Enterprises Inc. (Aтланта / США) |
11.972 млрд |
11 |
Liberty Media Corp./Liberty Interactive (Энглвуд, Колорадо / США) |
10.774 млрд |
12 |
Vivendi S.A. (Париж/ Франция) |
10.197 млрд |
13 |
Dish Network Corporation (Энглвуд, Колорадо / США) |
9.860 млрд |
14 |
Thomson Reuters Corporation (Нью Йорк / США) |
9.859 млрд |
15 |
Rogers Comm. (Торонто / Канада) |
9.285 млрд |
16 |
The Hearst Corporation (Нью Йорк / США) |
7.530 млрд |
17 |
Lagardère Media (Париж/ Франция) |
7.216 млрд |
18 |
Reed Elsevier PLC (Лондон/ Великобритания) |
7.106 млрд |
19 |
ARD (Берлин, Мюнхен/Германия) |
6.284 млрд |
20 |
Bloomberg L.P. (Нью Йорк / США) |
6.250 млрд |
21 |
Charter Comm. Inc. (Сент Луис/ США) |
6.140 млрд |
22 |
Pearson plc (Лондон / Великобритания) |
6.096 млрд |
23 |
BBC (Лондон / Великобритания) |
6.008 млрд |
24 |
Nippon Hoso Kyokai (Токио / Япония) |
5.996 млрд |
25 |
Globo Communicação e Participações S.A. (Рио де Жанейро/ Бразилия) |
5.020 млрд |
26 |
Fuji Media Holdings, Inc. (Токио / Япония) |
4.952 млрд |
27 |
Advance Publications (Статен-айленд, Нью Йорк / США) |
4.939 млрд |
28 |
The Naspers Group (Кэйптаун / ЮАР) |
4.762 млрд |
29 |
Clear Channel Comm. (Сан-Антонио / США) |
4.701 млрд |
30 |
Cablevision Systems Corp. (Беспэйдж, Нью Йорк / США) |
4.692 млрд |
31 |
Grupo Televisa (Мексико / Мексика) |
4.350 млрд |
32 |
The Nielsen Company (Харлем/ Нидерланды) |
4.294 млрд |
33 |
Discovery Communications (Силвер-Спринг/ США) |
4.168 млрд |
34 |
Gannett Co. Inc. (Маклин, Вирджиния / США) |
3.886 млрд |
35 |
Shaw Communications (Кэлгари / Канада) |
3.758 млрд |
36 |
McGraw-Hill Financial (Нью Йорк / США) |
3.671 млрд |
37 |
Wolters Kluwer nv (Aмстердам / Нидерланды) |
3.565 млрд |
38 |
Yahoo! Inc. (Саннивэйл/ США) |
3.524 млрд |
39 |
Mediaset SpA (Милан / Италия) |
3.415 млрд |
40 |
Netflix (Лос Гатос/ США) |
3.294 млрд |
41 |
ITV plc (Лондон / Великобритания) |
3.242 млрд |
42 |
France Télévisions S.A. (Париж/ Франция) |
3.153 млрд |
43 |
Quebecor Inc. (Монреаль/ Канада) |
3.126 млрд |
44 |
Bonnier AB (Стокгольм / Швеция) |
3.084 млрд |
45 |
Axel Springer SE (Берлин /Германия) |
2.801 млрд |
46 |
Tokyo Broadcasting System Holdings, Inc. (Токио / Япония) |
2.733 млрд |
47 |
Grupo PRISA (Мадрид / Испания) |
2.709 млрд |
48 |
Nippon Television Holdings (Токио / Япония) |
2.635 млрд |
49 |
Graham Holdings Company (Вашингтон/ США) |
2.626 млрд |
50 |
RAI Radiotelevisione Italiana Holding S.p.A. (Рим / Италия) |
2.625 млрд |
Рейтинг опубликован: 12.06.2014 г.
В топ 50 входят медиа корпорации только тринадцати стран: США (23), Япония (5), Великобритания (4), Германия (3), Канада (3), Франция (3), Нидерланды (2), Италия (2), Швеция (1), Испания (1), ЮАР (1), Мексика (1) и Бразилия (1) (Рисунок 1).
В данный список не попали медиа компании России, хотя потенциал у этой страны имеется, так как русскоязычная аудитория (в мире) составляет более 250 млн. человек.
Также в списке отсутствуют медиа компании Китая, что говорит об относительно низком уровне коммерциализации. Доход китайского медиа гиганта CCTV не превысил 2 млрд евро, что не позволяет ему войти в топ 50. Учитывая полутора миллиардное население Китая и растущий интерес мирового сообщества к этой стране, китайские медиа компании могли заработать больше.
Несмотря на то, что доход компании исчисляется самой компанией, он имеет прямое отношение к стране, в которой физически расположена компания. Во-первых, благоприятные условия для бизнеса в стране влияет на итоговый доход компании. Во-вторых, доход это не чистая прибыль, т.е. львиная доля дохода расходуется и это происходит в основном стране расположения компании. В таблице 2 приведен совокупный доход медиа корпораций в разрезе стран, который состоит из доходов отдельных корпораций, принадлежащих одной стране.
Таблица 2. Совокупный доход медиа корпораций в разрезе стран
№ |
Страна |
Доход, евро |
1 |
США |
321.306 млрд |
2 |
Япония |
34.146 млрд |
3 |
Германия |
25.441 млрд |
4 |
Великобритания |
22.452 млрд |
5 |
Франция |
20.566 млрд |
6 |
Канада |
16.169 млрд |
7 |
Нидерланды |
7.859 млрд |
8 |
Италия |
6.040 млрд |
9 |
Бразилия |
5.020 млрд |
10 |
ЮАР |
4.762 млрд |
11 |
Мексика |
4.350 млрд |
12 |
Швеция |
3.084 млрд |
13 |
Испания |
2.709 млрд |
Анализ тенденций в сфере медиа показывает, что год за годом объем медиа корпораций будет увеличиваться. Это, прежде всего, связано с увеличением общего доступа к медиаресурсам: наличие смартфона и интернета позволяет потреблять медиа продукты в течении 24 часов без препятствий. Однако количество крупных медиа корпораций, вероятно, особо не изменится, даже если будет рост, то не в большом количестве. Крупные корпорации будут покупать относительно мелкие, но быстро поднимающие компании. Например, в 2006 году мега корпорация Walt Disney приобрел набирающий оборот анимационную компанию Pixar, а в этом году компания Facebook за рекордную сумму (19 млрд $) приобрел мессенджер WhatsApp.
Дәурен Омаров