Медиаструктура в мире: медиа корпорации

15 Қазан 2015, 05:37

Начиная со средних веков, медиаресурсы, в лице печатных изданий, играли огромную роль в обществе и государстве.

Начиная со средних веков, медиаресурсы, в лице печатных изданий, играли огромную роль в обществе и государстве. Появление в ХХ веке радио и телеканалов усилило важность СМИ для жителей. Третья в развитии медиа сферы технология под названием «интернет» еще больше увеличила уровень глобализации. Таким образом, медиаструктура мира состоит из трех основных элементов: печатные издания, радио/телеканалы, а также интернет.

Однако за последние 30 лет наблюдается одна тенденция: идет укрупнение медиа корпораций путем слияния нескольких компаний и естественного увеличения охвата рынка. В результате в одной и той же корпорации могут существовать все вышеуказанные элементы медиаструктуры, что привело к увеличению значимости медиа корпораций. Эти корпорации иногда называют медиа-гигантами.

Несмотря на то, что на локальном уровне существует много местных медиакомпаний, их влияние на локальную аудиторию постепенно уменьшается в пользу медиа гигантов и этому есть ряд причин:

1. В условиях, когда локальные СМИ не имеют собственных корреспондентов и журналистов в разных точках мира (включая горячие точки, где идут войны, протесты и т.д.), они ссылаются на информацию из мировых источников, что делает их зависимыми от мировых медиа-гигантов.

2. Так как бюджет местных медиакомпаний несоизмерим с бюджетом мировых медиа-гигантов, очевидно, что тренды в мире медиа идут со стороны последних. Новые телевизионные программы, креативные подходы  к подачи информации появляются именно в крупных компаниях.

3. Огромный объем контента у медиа-гигантов и ограниченное количество статей и телевизионных программ у местных.

4. Доступ к интернету позволяет пользователю выбирать любой источник информации, не ограничиваясь локальными средствами массовой информации.

Таким образом, на глобальном уровне на массы людей влияют именно медиа-гиганты. На сегодняшний день в мире существует более 50 огромных медиа-корпораций, годовой доход которых составляет более 2 млрд евро.

Эти корпорации имеют больше бюджета, чем некоторые отдельно взятые страны. Как агенты и модераторы глобализации, они имеют экономическую и идеологическую мощь.

В ежегодный рейтинг 50 крупнейших мировых медиа корпораций, составленный немецким Институтом по медиа и коммуникационной политике, входят компании, которые акцентируют внимание на создании контента для печатных СМИ, телевидений, фильмов и онлайн ресурсов. 

Таблица 1. Список 50 крупнейших мировых медиа корпораций

Название корпорации (город/страна)

Ежегодный доход, евро

1

Comcast (Филадельфия/ США)

48.684 млрд

2

Google Inc. (Моунтин Вью/ США)

45.046 млрд

3

The Walt Disney Company (Бербанк / США)

33.914 млрд

4

News Corp. Ltd. / 21st Century Fox (Нью Йорк/ США)

27.539 млрд

5

DirecTV, LLC (Эль Сегундо/ США)

23.909 млрд

6

Time Warner Inc. (Нью Йорк / США)

22.434 млрд

7

Viacom Inc./CBS Corp. (Нью Йорк / США)

21.894 млрд

8

Sony Entertainment (Токио / Япония)

17.830 млрд

9

Bertelsmann SE & Co. KGaA (Гютерсло/Германия)

16.356 млрд

10

Cox Enterprises Inc. (Aтланта / США)

11.972 млрд

11

Liberty Media Corp./Liberty Interactive (Энглвуд, Колорадо / США)

10.774 млрд

12

Vivendi S.A. (Париж/ Франция)

10.197 млрд

13

Dish Network Corporation (Энглвуд, Колорадо / США)

9.860 млрд

14

Thomson Reuters Corporation (Нью Йорк / США)

9.859 млрд

15

Rogers Comm. (Торонто / Канада)

9.285 млрд

16

The Hearst Corporation (Нью Йорк / США)

7.530 млрд

17

Lagardère Media (Париж/ Франция)

7.216 млрд

18

Reed Elsevier PLC (Лондон/ Великобритания)

7.106 млрд

19

ARD (Берлин, Мюнхен/Германия)

6.284 млрд

20

Bloomberg L.P. (Нью Йорк / США)

6.250 млрд

21

Charter Comm. Inc. (Сент Луис/ США)

6.140 млрд

22

Pearson plc (Лондон / Великобритания)

6.096 млрд

23

BBC (Лондон / Великобритания)

6.008 млрд

24

Nippon Hoso Kyokai (Токио / Япония)

5.996 млрд

25

Globo Communicação e Participações S.A. (Рио де Жанейро/ Бразилия)

5.020 млрд

26

Fuji Media Holdings, Inc. (Токио / Япония)

4.952 млрд

27

Advance Publications (Статен-айленд, Нью Йорк / США)

4.939 млрд

28

The Naspers Group (Кэйптаун / ЮАР)

4.762 млрд

29

Clear Channel Comm. (Сан-Антонио / США)

4.701 млрд

30

Cablevision Systems Corp. (Беспэйдж, Нью Йорк / США)

4.692 млрд

31

Grupo Televisa (Мексико / Мексика)

4.350 млрд

32

The Nielsen Company (Харлем/ Нидерланды)

4.294 млрд

33

Discovery Communications (Силвер-Спринг/ США)

4.168 млрд

34

Gannett Co. Inc. (Маклин, Вирджиния / США)

3.886 млрд

35

Shaw Communications (Кэлгари / Канада)

3.758 млрд

36

McGraw-Hill Financial (Нью Йорк / США)

3.671 млрд

37

Wolters Kluwer nv (Aмстердам / Нидерланды)

3.565 млрд

38

Yahoo! Inc. (Саннивэйл/ США)

3.524 млрд

39

Mediaset SpA (Милан / Италия)

3.415 млрд

40

Netflix (Лос Гатос/ США)

3.294 млрд

41

ITV plc (Лондон / Великобритания)

3.242 млрд

42

France Télévisions S.A. (Париж/ Франция)

3.153 млрд

43

Quebecor Inc. (Монреаль/ Канада)

3.126 млрд

44

Bonnier AB (Стокгольм / Швеция)

3.084 млрд

45

Axel Springer SE (Берлин /Германия)

2.801 млрд

46

Tokyo Broadcasting System Holdings, Inc. (Токио / Япония)

2.733 млрд

47

Grupo PRISA (Мадрид / Испания)

2.709 млрд

48

Nippon Television Holdings (Токио / Япония)

2.635 млрд

49

Graham Holdings Company (Вашингтон/ США)

2.626 млрд

50

RAI Radiotelevisione Italiana Holding S.p.A. (Рим / Италия)

2.625 млрд

Рейтинг опубликован: 12.06.2014 г.

В топ 50 входят медиа корпорации только тринадцати стран: США (23), Япония (5), Великобритания (4), Германия (3), Канада (3), Франция (3), Нидерланды (2), Италия (2), Швеция (1), Испания (1), ЮАР (1), Мексика (1) и Бразилия (1) (Рисунок 1).

В данный список не попали медиа компании России, хотя потенциал у этой страны имеется, так как русскоязычная аудитория (в мире) составляет более 250 млн. человек.

Также в списке отсутствуют медиа компании Китая, что говорит об относительно низком уровне коммерциализации. Доход китайского медиа гиганта CCTV не превысил 2 млрд евро, что не позволяет ему войти в топ 50. Учитывая полутора миллиардное население Китая и растущий интерес мирового сообщества к этой стране, китайские медиа компании могли заработать больше. 

Несмотря на то, что доход компании исчисляется самой компанией, он имеет прямое отношение к стране, в которой физически расположена компания. Во-первых, благоприятные условия для бизнеса в стране влияет на итоговый доход компании. Во-вторых, доход это не чистая прибыль, т.е. львиная доля дохода расходуется и  это происходит в основном стране расположения компании. В таблице 2 приведен совокупный доход медиа корпораций в разрезе стран, который состоит из доходов отдельных корпораций, принадлежащих одной стране.

Таблица 2. Совокупный доход медиа корпораций в разрезе стран

Страна

Доход, евро

1

США

321.306 млрд

2

Япония

34.146   млрд

3

Германия

25.441   млрд

4

Великобритания

22.452   млрд

5

Франция

20.566   млрд

6

Канада

16.169   млрд

7

Нидерланды

7.859     млрд

8

Италия

6.040     млрд

9

Бразилия

5.020     млрд

10

ЮАР

4.762     млрд

11

Мексика

4.350     млрд

12

Швеция

3.084     млрд

13

Испания

2.709     млрд

 

Анализ тенденций в сфере медиа показывает, что год за годом объем медиа корпораций будет увеличиваться. Это, прежде всего, связано с увеличением общего доступа к медиаресурсам: наличие смартфона и интернета позволяет потреблять медиа продукты в течении 24 часов без препятствий. Однако количество крупных медиа корпораций, вероятно, особо не изменится, даже если будет рост, то не в большом количестве. Крупные корпорации будут покупать относительно мелкие, но быстро поднимающие компании. Например, в 2006 году мега корпорация Walt Disney приобрел набирающий оборот анимационную компанию Pixar, а в этом году компания Facebook за рекордную сумму (19 млрд $) приобрел мессенджер WhatsApp.


Дәурен Омаров

Бөлісу: