30 Шілде 2014, 11:26
Путник, выехавший из Жезказгана в северном направлении вдоль реки Каракенгир, через небольшой отрезок времени увидит в миражной степной дали темнеющую точку. То разрастаясь, то вдруг вновь отдаляясь, она будет долго приковывать к себе взор, никак не желая дать понять, что же это такое, и в то же время как бы заставляя постоянно обращать на себя внимание заметившего ее путника. Южная часть Сарыарки небогата зеленью и влагой, хотя земли вдоль реки Каракенгир изобилуют растительностью. Около 30-40 километров пути чернеющая вдали точка находится в поле зрения путешественика и, наконец, постепенно начинает принимать очертания величественного надмогильного сооружения. Это — мазар известного Джучи, старшего сына грозного Чингисхана, покорителя вселенной. Если присмотреться к нему относительно горизонта, то холм, на котором он воздвигнут, является самой высшей точкой в данной местности, состоящей, на первый взгляд, из однообразных и сравнительно одинаковых по своей высоте пологих холмов. Причем, расположение его подобрано с таким расчетом, что он является как бы центральной точкой окрестности, гармонично и ненавязчиво вписанной в окружающий ландшафт. Впечатление силы и мощи, гордой неприступности, производимое мазаром издалека, усиливается по мере приближения к нему.
Четкая четырехугольная форма мазара переходит на высоте 5-6 метров в многоугольник с выступающими углами, который, в свою очередь, на более высоком уровне трансформируется в купольную сферу, внешне напоминающую войлочную юрту. Приблизительно четверть всего здания — портальная часть, возвышающаяся на 8 метров строгой четырехугольной стеной толщиной в метра два. Такое архитектурное оформление главного входа в мазар придает всей застройке суровый, грозный и в то же время величественно-торжественный вид. Кирпичная кладка, обрамляющая портал и грани у купола, имеет строгие геометрически правильные линии выступов и каналов, некогда обложенных глазуревой майоликой бирюзового цвета. Последняя, видимо, служила не столько украшением, сколько подчеркивала траурное спокойствие и чувство скорби. Синий цвет — цвет неба у тюрков и монголов — символизировал смерть и все с нею связанное.
Изнутри мазар удивительно совпадает по форме с юртой кочевника. Округлые стены сходятся в купольную крышу. На земле — обычные степные травы. Стены мазара снаружи и изнутри выложены кроваво-красным кирпичом и лишены каких-либо узоров или орнаментальных рисунков. Само строение невелико по своим размерам. И, тем не менее, оно производит неизгладимое впечатление. Стоя у мазара, как бы физически ощущаешь его грубую силу и мрачную мощь.
Обращает на себя внимание архитектурное родство с ним известного исторического комплекса Шахи-Зинда в Самарканде и особенно памятника кипчакскому батыру, прославленному полководцу Тимура Бурундуку. Конечно, их отличают от мазара Алаша хана и размеры, и живописное покрытие стен, но нельзя также не заметить, что своей архитектурной структурой они довольно точно повторяют общий контур более древних мазаров Жошы (Джучи) хана, Алаша хана, Аяккамыра, Белен ана, Жубан ана и т. д. В этой связи вспоминаются слова И.А. Кастанье: «Древности южной половины (южнее параллели Усть-Урта) Средней Азии вследствие своей роскоши и грандиозности (мечети Самарканда и др.) затмили скромные и бедные памятники северной ее половины, в то время как последние по своей древности и многочисленности заслуживают едва ли не большего внимания, чем первые!».
Археологов и историков все еще ждут памятники Улытауского региона. Будем надеяться, что достойное их изучение — дело недалекого будущего.