МАЗАР АЛАША ХАНА.

30 Шілде 2014, 11:27

Как свидетельствуют факты, останки древних культур, следы городов или городищ, известные исторические памятники располагаются в большинстве случаев близ рек и озер.

Как свидетельствуют факты, останки древних культур, следы городов или городищ, известные исторические памятники располагаются в большинстве случаев близ рек и озер. В Улытау берут начало реки Сарысу, Каракенгир, Сарыкенгир. Возле этих рек, их рукавов и притоков, обнаружено большое количество памятников культуры и истории. Один из них, мазар Алаша хана, стоит у слияния рек Каракенгир и Сарыкенгир. По своему строению, времени и истории создания он по праву является одним из ценнейших памятников Казахстане, достойных государственной опеки. По мнению ученых, его основание относится к XI-XII векам, хотя, если судить по другим памятникам этого же периода (Жошы хан — Джучи хан, Аяккамыр и др.), мазар Алаша хана выглядит значительно древнее, поскольку сильнее испытал на себе губительное влияние времени. По своей отточенной композиции и оригинальной форме, особой кладке и художественному стилю он заметно отличается от других памятников, стоит как бы особняком.

Кто же он такой, Алаша хан? Кем он был, что делал и чем заслужил честь увековечения в камне? Такие вопросы возникают у каждого, кому довелось созерцать это удивительное чудо истории чуть ли не тысячелетней давности. К сожалению, ответить на этот и подобные вопросы не просто, так как история развития древней архитектуры на территории Казахстана, к нашему великому стыду, еще только начинает исследоваться учеными- специалистами. И все же в народной памяти сохранилось немало легенд и преданий о правителе Алаша или Алаша хане. Еще больше известно различного рода предположительных суждений о нем в научной, научно-популярной и художественной литературе, хотя все эти мнения отнюдь не прояснили истину. До сих пор версии о закладке данного памятника, его истории и биографии самого Алаша хана не могут избавиться от своего второго определения — гипотезы. Самая древняя фиксация слова Алаш, если доверять научному прочтению его учеными, была обнаружена членом-корреспондентом АН КазССР Г.Г. Мусабаевым на камне близ реки Или, на котором была высечена надпись: «Қаған алты борiг алаш (а) ертi» — «Алаша — Великий хан шести народов». По мнению Мусабаева, надпись относится к догуннскому периоду — IV в. до н.э., т.е. за 2,5 тыс. лет до наших дней; алты борiг — шесть волков в ней обозначают следующие племена: уйсуни, каниды, кыргызы. хапаем, татаб-татары, сяньби-хунны. Далее тот же ученый отмечает, что в последующий период вплоть до огузской эпохи имя Алаш, Алаша не встречается ни в восточных источниках, ни в китайских хрониках.

Таким образом, получается, что некий хан Алаша, покоящийся на берегу Улытауской реки, никоим образом не может быть идентифицирован с Алашем, встречающимся в тексте рун и связанным с алты Алаш. Поэтому время закладки рассматриваемого памятника следует отнести к VI-VIII вв. существования тюркско-сельджукского государственного объединения огузов, или ближе — к Х-XI вв. эпохи караханидов, или, наконец, к периоду Чингисхана в XII-XIII вв., вследствие чего, по-видимому, нам придется согласиться с предположением об исторической реальности двух хронологически несовместимых деятелей по имени Алаша. Один из них, двух-трехтысячелетней давности, бытует в составе сохранившихся связанных сочетаний, фразеологизмов, пословиц и поговорок в языке казахов, киргизов, узбеков, туркменов, каракалпаков, башкиров и некоторых других тюркских народов. Другой покоится в вышеуказанном мазаре.

В глубокую старину уходят корнями казахские алты алаш — шесть алашей, т. е. шесть племен, народов: түбiмiз алаш, керегемiз ағаш — по происхождению [своему] мы [ведем род] от алаша так же, как и решетчатый остов [наших юрт]— из дерева» и т. п. Всесторонне проанализировала весь комплекс значений слова алаш в казахском языке, фольклоре и устной литературе член-корреспондент АН Казахской ССР Рабига Галиевна Сыздыкова в своей книге «Сөздер сөйлейдi» (Из истории слов. — Алма-Ата, 1980. — С. 24, 29-32). Все, кто интересуется его семантикой, этимологией или употреблением, могут обратиться к этой работе. Сейчас же нам хотелось бы все же заметить, что такие устойчивые обороты, как алаш, алаш болғанда, Алаша хан болғанда — когда алаши были алашами и их возглавлял хан Алаша или боевой клич-уран «Алаш!» и т.д., по всей вероятности, следует связать со вторым, более поздним, Алашем. Последнее подтверждают и имеющиеся письменные фиксации по этому поводу, и данные фольклорного плана — легенды и предания об Алаше, особенно родословные и генеалогические версии, рассказы, исследования и дневниковые записи А. Диваева, К.М. Федорова, Г.Н. Потанина, Ч.Ч. Валиханова, А. Янушкевича и других, в которых в самых различных вариантах повествуется о некоем грозном хане Алаше, правившем народом и побеждавшем врагов. Это рассказы о рождении рябого мальчика, позже ставшего великим ханом; о правителе, в знак степной «коронации» поднятом на паласе (по-казахски, алаша — палас); мальчике, изгнанном из Улытау и впоследствии ставшем знаменитым полководцем; о рождении урана — боевого клича «Алаш!» для устрашения вражеских калмыцких орд или о язычнике хане Алаше, не верящем в бога, и многие другие. Примечательно, что немало сведений об Алаше и в целом о разныхэтапах истории казахов можно непосредственно почерпнуть из записей известных ученых и путешественников ХIII-XIX вв. Так, например, член петербургской Академии наук известный историк Г.Ф. Миллер (1705-1783) записал легенду о сказочно богатом и всемогущем хане Алаше, мудром правителе народа, отмечая также, что в дипломатических записях 1489-1508 гг. регистрируется имя Алаша. В легендах и преданиях, приводимых одним из основателей русского географического общества, государственным деятелем и известным ученым А. И. Левшиным, казахи воспринимают себя не иначе, как единый с алтайскими племенами и сибирскими татарами народ, позже в силу различных причин, междоусобиц и распрей разобщенных между собой. Объединив все три казахских жуза под своим началом, Алаша хан нападает на Бухарское ханство. Однако, потерпев поражение, он ссылается в Туркестан, где и умирает. После смерти Алаша хана его преемнику Дайыр кожа удалось захватить Бухару и взять ханскую власть в свои руки. После смерти Дайыр кожи на ханский трон взошел его сын по имени Кара кожа.

Бөлісу: