Кочевое общество

4 Қыркүйек 2014, 05:10

Начиная с XII тысячелетия по III тысячелетие до н.э., в Евразии, в Великой Степи начинает устанавливаться и окончательно стабилизируется климатически природная среда, в которой мы пребываем и теперь.

Начиная с XII тысячелетия по III тысячелетие до н.э.,в Евразии, в Великой Степи начинает устанавливаться и окончательно стабилизируется климатическая природная среда, в которой мы пребываем и теперь. И люди в той степи, не пользуясь, как прежде, милостями природы, приступают к активной трудовой деятельности, заводят скот, занимаются земледелием, осваивают горно-металлургическое дело, изобретают ткачество. От Хингана до Карпат, между 40-50 параллелями, начинают появляться этнические общности. Для того чтобы познать историю с момента появления этнических признаков, необходима система знаний историко-этнологического плана, то есть не метод перечисления бесконечной эмпирики, а умозаключения в широком, эпохальном охвате. В этой связи нужно обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство. Это преемственность поколений в широкой Великой Степи, не прекращавшаяся, несмотря ни на какие невзгоды, катаклизмы и беды, обрушивавшиеся с завидным постоянством, но не сломившие их. Евразийцы прошли испытание и кровопролитными войнами, и повальными эпидемиями, косившими людей, как траву, и таким страшным бедствием, как джут-голод, и многим другим. Но связующая нить между поколениями не прерывалась. И если мы не лишены способности не предвзято смотреть на действительность, то свидетельства этой преемственности можно обнаружить в археологических памятниках, в архаических письменах, в явном этнографическом сходстве, в расовой общности, в сходстве языков и во многом другом. История обитателей Великой Степи убедительно показала на собственном опыте, что здесь можно обрести благополучие и нормальное человеческое существование только при кочевом образе жизни. Как перелетные птицы, постоянно находясь в весне, то есть, двигаясь по вертикали весенне-летнего времени, прототюрки выстроили соответствующий хозяйственно-культурный тип кочевничества. В течение III тысячелетия до н. э. они сумели приручить и одомашнить диких степных животных. Об этом говорят находки в саксаульных зарослях на северном берегу Балхаша и находки в урочище Ботай в Северном Казахстане. Еще в IX –VIII вв. до н.э., как свидетельствуют археологические данные, у кочевников прочно утвердился особый тип кочевого животноводства. У них было уже четыре вида домашнего скота, постоянные пути кочевничества, зимние и летние стоянки.

В истории человечества самые скудные следы и запутанные загадки связаны с самой длительной формацией — кочевым обществом. Жители огромного пространства от Хуанхе до Карпатских гор, нашедшие, в конце концов, в результате бесконечных передвижений по степи свой постоянный жизненный уклад, создавшие свое кочевое общество, были вынуждены по велению суровой действительности, а не по своему капризу, стать номадами. В жестких жизненных условиях кочевники и обустроили свой уклад, начиная с обиходной домашней утвари и заканчивая мировоззренческими понятиями о жизни, связанные как с морально- этическими правилами и нормами, так и с общественным устройством, социальным строем. И на протяжении долгих трех тысячелетий они, внутренне совершенствуя свою суть, сохраняли этот кочевой образ жизни. На протяжении трех тысяч лет на территории Казахстана, Средней Азии, Южной Сибири и до пределов Восточной Европы господствовал мир кочевников, прочный, продуманный до мельчайших деталей, с четко работающим механизмом общественного регулирования.

Акселеу Сейдимбек, «Мир казахов»

Бөлісу: