Кочевнический мир

4 Қыркүйек 2014, 05:09

Народы Старого и Нового Света переживали одно изменение за другим, в то время как степь и жизнь кочевников текла своим чередом без заметных изменений (Марков Г.Е. Кочевничество.

Народы Старого и Нового Света переживали одно изменение за другим, в то время как степь и жизнь кочевников текла своим чередом без заметных изменений (Марков Г.Е. Кочевничество. Историческая энциклопедия. Т. 7. — М., 1966. — С. 4). «Кочевое скотоводство — действительно является наиболее устойчивой формой хозяйства, почти не поддающейся усовершенствованию» (Гумилев Л.Н. Древние тюрки. — М., 1967. — С. 4). Люди, жившие в степи, начиная с неолита освоение скотоводства и земледелия, достигли наряду с этим очень высокого уровня в металлообработке. Было это уже во II тысячелетии до н.э. Комплексная производственная деятельность в корне изменила родоплеменные условия взаимоотношений кочевников. Мелкие родоплеменные группы стали объединяться и создавать крупные сообщества. Благодаря этим союзам с далеких времен вплоть до изобретения огнестрельного оружия в истории человечества кочевнический мир был самым сильным, самым могущественным. Об этом можно судить по выборочно взятым примерам: вынужденное строительство Великой Китайской стены, отступление Александра Македонского из Великой Степи, бегство Дария, до этого поставившего на колени могучий Вавилон, бесславный конец тщеславного Кира, вознамерившегося отомстить «неразумным скифам» и оставившего свою голову в бурдюке собственной крови, падение могучего Рима под ударами кочевников. Правда истории в том, что ни династия Ахаменидов, ни закованные в броню воины Александра, ни полчища китайских солдат, многочисленных, как песок в пустыне, ни арабские завоеватели под зеленым знаменем Пророка не смогли завоевать землю кочевников, а тем более поработить гордый и свободолюбивый народ. Это исторический факт.

Историки слишком вольно обращаются с музой Клио после Геродота. На берега Черного моря скифы пришли в VIII в. до н.э. А если бы Геродот жил в I в. н.э., то историки, естественно, посчитали бы, что скифы поселились на берегах Понта Эвксинского именно в I веке. Скифы вытеснили живших там ранее аборигенов кемерийцев. Покорив неуклюжих жителей лесов, скифы прожили в этих местах 500 лет. Они установили торговые и культурные связи с Элладой. В III в до н. э. скифов вытеснили сарматы. По свидетельству Страбона, сарматы владычествовали на этой земле в течение 700 лет. Они прославились тем, что продавали Византии хлеб и поставляли конных воинов. Это от сарматов Западная Европа переняла традицию облачать рыцарей в броню. Но во II в. н.э. сарматов вытеснили гунны. Сто лет длилась власть гуннов (370-463 гг.). Потом гуннов победили булгары, пришедшие с берегов Едиля. Булгары господствовали два столетия (463-660 гг.). Затем на смену булгарам пришли вытеснившие их хазары, а в XIII веке хазар разгромили и вытеснили кипчаки (половцы), образовавшие  государство Дешт-и-Кипчак. Но вот полчища Чингисхана смяли и подавили некогда могущественных кипчаков. Потом были походы Батыя, набеги Тимура, кровавые битвы с калмыками — все это окончательно подрубило могучие крылья кипчаков. Впоследствии на территории евразийской Великой Степи появились десятки тюркоязычных народов, рассыпавшихся на широком пространстве.

Таково краткое обозрение трехтысячелетней истории Евразийского пространства. Против фактов истории трудно возражать, а иных фактов унас в распоряжении не имеется. Как сказано в «Кодекс-куманикус», таких фактов «нет даже у кипчаков»!

Акселеу Сейдимбек, «Мир казахов»

Бөлісу: