Казахское ханство

3 Қыркүйек 2014, 15:58

Общее тюркское единство, сложившееся еще во II тысячелетии до н. э., с эпохи средневековья трансформируется в процесс образования отдельных тюркских народов.

Общее тюркское единство, сложившееся еще во II тысячелетии до н. э., с эпохи средневековья трансформируется в процесс образования отдельных тюркских народов. Осознание каждым из них своей самобытности и этнической исключительности основывается на усилении чувства идентичности благодаря целому ряду экологических, политических и социальных изменений, имевших место в ту эпоху. Процесс этнизации и обособления народов в эпоху средневековья — процесс общий, характерный не только для истории тюркских народов, и связан с эволюцией общечеловеческого развития. В результате усиления этнического самосознания казахский народ в едином потоке с другими, начинает консолидироваться в отдельную общность и строить на земле предков свое национальное государство. Со времен монгольского нашествия в степи сохранился анахронизм ставить во главе государства и его уделов потомков Чингисхана, словно им свыше было предначертано владеть и править до скончания света. Казахский народ без сопротивления принял этот привнесенный порядок, на что, очевидно, были свои причины.

Во-первых, все соответствовало пословице «Над землей небо, а над народом длань правителя». Это понятие бытовало еще задолго до Чингисхана, со времен гуннов, саков. При Тюркском каганате даже отдельные роды наделялись привилегией власти. Этот обычай настолько внедрился в психологию людей, что даже выдающийся мудрец Тонукык, человек образованнейший, познавший мировоззрение на семи языках, ответил на предложение принять титул кагана: «О, нет! Я не могу нарушить установления Неба. Я происхожу по материнской линии из рода Ашиде, а по законам предков каганом может быть только представитель отцовского рода Ашынов». Это значит, что понятие «правитель» по установившейся традиции олицетворялось не с личными качествами и достоинством отдельного человека, а прежде всего с его знатным происхождением. Надо попутно заметить, что слово «төре» сложилось из сочетания «төр иесi» — сидящий на почетном месте. Потомки Чингисхана назывались «төре», потому что в глазах народа они были носителями власти, хотя власть они получили не от Неба, а от предков, добившихся ее копьем и мечом. Человек при власти в глазах народа автоматически становился «төре», и это представление настолько укоренилось в психологии людей, что позже даже мелкие российские чиновники назывались в народе «төре». Во-вторых, причина бесконфликтного восприятия казахами владычества чингизидов заключалась в том, что те тоже были кочевниками. Монгольские и казахские племена издревле общались, нередко были связаны родственными узами или побратимства и крови, имели много общего в быту и хозяйствовании. Они хорошо знали язык и этнографические особенности друг друга.

В памятнике XV в. «Родословная тюрков» повествуется о том, что Чингисхан свободно говорил по-казахски, даже сочинял поэтические произведения на этом языке (В.Г. Тизенгаузен. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. — М.-Л., 1941. — С. 203-204, 263-264). Причем, познания его в казахском языке не были случайными. По материнской линии у Чингисхана в жилах текла казахская кровь наполовину. В трудное время будущий «Потрясатель Вселенной» получил поддержку не от монголов, а от керейского хана Тугырула. Он затем и породнился с Чингисом. Четыре сына Чингизхана, наследовавшие его империю, были сыновьями матери-казашки, его любимой жены Борте из рода Конырат, причем жены старшей, байбише. Большую часть армии Чингизхана составляли тюркские воины, в том числе и казахи. Тогда, может, стоит удивляться не тому, что Чингисхан говорил по-казахски, а тому, что он еще сохранил знание монгольского языка, проведя всю жизнь в окружении родных ему казахов. Потомки Чингисхана уже через 2-3 поколения полностью ассимилировались с казахским народом, усвоили их язык и религию. А через 2-3 столетия казахские төре — прямые потомки Чингисхана — уже вели кровопролитныевойны против монголов, отстаивая независимость казахского народа. Воевали они и против других родичей монголов, калмыков, причем, успешно. Многие төре в этих битвах сложили головы на поле брани. Это надо помнить при изучении истории казахского ханства и личностей самих ханов. У Джучи, старшего сына Чингисхана, было, согласно письменным источникам, несколько сыновей: Орда-Ежен, Бату (Сайн), Тукай-Темир, Берке, Беркешар, Шайбан, Тангут, Буал (Татар), Шыладкун, Сункар, Шымпай, Удур, Мухаммед (Тобел), Шынкум и т.д. От Тукай-Темира затем родился Оз-Темир, от того — Кожа, от Кожи — Орыс хан, от Орыс хана — Куйуршык, от него — Барак хан. Это был тот самый Барак хан, который явился основоположником казахского ханства со столицей в городе Сыганак. Окончательное формирование казахского ханства завершилось при активном участии двух выдающихся личностей — Жанибек хана (Абу- Сагит) и Керей хана (1456-1477). Жанибек хан приходится сыном Бараку. А Керей хан был сыном старшего брата Барака — Султана Болата. Значит, Жанибек и Керей — двоюродные братья по отцовской линии.

Белая Орда, Синяя Орда, Желтая Орда — это отдельные ханства, входившие в состав Золотой Орды. Эти ханства населяли роды и племена, потомки которых живы и сегодня. То было смутное время непрекращающихся междоусобиц, борьбы за власть как между ханствами, так и между претендентами внутри ханств. Как известно, вся тяжесть войн главным образом ложится на плечи народа, сказывается на его материальном благополучии. Керей и Жанибек вышли из-под власти Абулхайыра, чей двор и владения погрязли в непрекращающихся конфликтах, и вместе со своими подданными объявили под своим суверенитетом районы северной части р. Чу и обширной местности Козыбаши. Там они и образовали самостоятельное ханство. Народ, с энтузиазмом поддержавший этот смелый шаг, сразу же почувствовал все выгоды такой самостоятельности. Природно-климатические условия для жизни были благоприятными: на севере широко раскинулась просторная степь Сарыарка, на юге эту местность окаймляли густые заросли оазисов, берега рек Чу и Сырдарьи были богаты растительностью и дичью. Степь представляла собой прекрасное пастбище, а долины рек — хорошее зимовье. Народ, населявший эти края, как бы заново возрождался. В это время хан Моголистана Есенбуги доживал свои последние дни. Он уже не имел никакого реального влияния на происходящие события. В 50- 70 гг. XV в. около 200 тыс. человек откололись от Абулхайыра и приняли подданство Жанибека и Керея. Это увеличило силу и авторитет Казахского ханства, укрепило его оборонную мощь.

Акселеу Сейдимбек, «Мир казахов»

Бөлісу: