История земли — история народа

27 Тамыз 2014, 06:27

История земли — история народа

Этот камень-памятник был установлен на Улытауской вершине Алтыншокты. Впоследствии, по истечении веков, его обнаружил академик Каныш Сатпаев. Теперь он является экспонатом Петербургского Эрмитажа. На нем сохранилась надпись: «Год истории семьсот девяносто второй, год барана. Летний месяц ара (июль — А.С.). Султан Турана Темирбек со стотысячным войском идет на битву против Тохтамыш хана. Проходя эти места, оставляет на память эту надпись. Во славу Всевышнего. Иншалла. Да продлит Всевышний дни этого человека, да помнят о нем все живущие на земле». Эту надпись прочли профессор Поппе и Маргулан. Надпись была выполнена на общетюркском языке, близком к казахскому. В 1927 году из Петербурга (Ленинграда) прибыла специальная комиссия и увезла камень, установленный Тимуром на вершине Алтыншокты. Об этом эпизоде автору настоящих строк в письме, написанном в 1982 году, поведал аксакал Тай Тилегенов, житель тех мест, который видел все своими глазами и принимал участие в перемещении камня. Он писал: «Я сообщил Канышу Сатпаеву о камне, который сейчас находится в Ленинграде, в 1926 году. Я сказал, что видел на Алтыншокте камень с надписью...

На следующий год вызывает меня мой начальник Эбикен Жалмагамбетов: «Тебя приглашает в райсовет Байсалиев. Иди к нему». Прихожу, а там Байсалиев, Сатпаев и один русский. Байсалиев говорит: «Вот он, Тилегенов». И познакомил со всеми. Русский подает руку и представляется: «Семенов». Мы пожали руки. Сатпаев говорит: «Завтра я дам машину, поедете с Семеновым и привезете камень с Алтыншокты». Назавтра всемером, захватив доски, погрузили тот камень и привезли его в Карсакбай. Семенов сколотил ящик, обернул его в брезент, поставил на машину и повез в Жусалы на железную дорогу. В 1931 году мне прислали 40 рублей, за то, что показал камень. За 40 рублей в то время можно было купить лошадь...»

История земли — история народа. А узоры на ее лице — следы человеческих деяний. Среди этих узоров-знаков самыми ценными для поколения сегодняшнего и завтрашнего, для истории являются материальные памятники, исполненные человеческим руками. На сегодняшний день только в одной Джезказганской области насчитывается более трехсот памятников, ведущих свою хронику с глубокой древности. Прикоснемся только к некоторым из них. Стоят на берегу реки Кенгир памятники эпохи неолита, имеются они и на берегу реки Сарысу; еще не засыпаны землей оставшиеся от бронзовой эпохи медные копи; вот каменные памятники, обелиски, камни-истуканы, сохранившие для нас память о древних кочевниках, об их мире и обычаях, а вот иероглифы и тамги-символы, запечатленные на скалах Зынгыртау и Терека; вот пунктиры на скале, указывающие движение солнца, — солнечные часы. Вот сочетающие в себе веру во всевышнего и искусство степной архитектуры памятник Аяккамыр (ХI в.), священный мазар Алаша хана (ХII в.), каменный купол Домбауыл (ХII в.) в честь знаменитого баксы — гадателя времен Чингисхана, мавзолей Джучихана, укрепившего могущество монгольской державы первенца Чингисхана, мазары Болганан (ХIII в.) и Жубанан (ХIII в.) — родственниц Чингисхана, чьи имена сохранились в легендах и преданиях; могильный памятник выдающегося витязя Золотой Орды Едиге бия (ХV в.); памятник Акмечеть-аулие (ХVI в.) на вершине Улытау, называемый местными жителями могилой Тана — старшей жены Асана кайгы. И как непрерывающаяся нить степного зодчества, его традиций — мазары Бескумбез (ХVIII в.), Дузен (ХIХ в.) и другие. Каждый из этих памятников является вехой духовной культуры, общественно-исторического бытия казахского народа, творением народа, шедевром искусства и показателем ее уровня.

Акселеу Сейдимбек, "Мир казахов"

Бөлісу: