История Казахского ханства

29 Шілде 2014, 09:24

История Казахского ханства во всем ее временном протяжении — это история многовековой борьбы за государственную независимость.

История Казахского ханства во всем ее временном протяжении — это история многовековой борьбы за государственную независимость. Несмотря на фантастические взлеты и катастрофические падения, мечта о приобретении собственной государственности все же была осуществлена. Казахский народ вышел на историческую арену как самобытная нация, сознающая свое достоинство и значимость. В последние два столетия казахский народ находился под постоянной угрозой полного физического истребления, так как политика соседних держав была направлена на планомерное и методичное достижение этой цели. Однако планам экспансии и колониального порабощения противостояли лучшие сыны казахского народа. Помогло выстоять в эти страшные черные годы еще то обстоятельство, что казахский этнос располагал собственной богатой духовной и материальной культурой, выстраданной многими предшествующими поколениями в тяжелейшей борьбе за выживание. Эта культура спасла народ. В период возникновения Казахского ханства казахи, самоопределившись как единый этнический организм, выработал и свои национальные морально-этические категории. Казалось, само Небо проявило щедрую снисходительность к казахскому народу. Наиболее уникально и полно культура казахов-кочевников получила свое выражение в поэтическом слове, в музыке, в декоративно-прикладном искусстве. Стремительное, как горный водопад, поэтическое слово, кипящее в водовороте экспрессии и эмоциональной афористичности, начиная от Асана Кайгы до Махамбета, от Жиренше до Сырыма Датова, — это кладезь неиссякаемой мудрости, духовное наследие предков.

В период существования Казахского ханства было создано свыше 5 тысяч народных кюев (инструментальных пьес). Казахский народ самосовершенствовался, впитывая эти мелодии душой, познавая в языке музыки величие своего исторического пути, а поэтические образы легенд и преданий, представшие перед ним в страстном повествовании жырши и жырау, сере и салов, перелистывали перед его взором трагические страницы прошлого, полные мечтаний о прекрасном будущем. Именно во времена Казахского ханства возрождается молчавшее на протяжении тысячелетий орнаментальное искусство саков, скифов, гуннов. Это искусство в обновленном виде получает свое дальнейшее развитие, продолжает свой исторический путь вместе с народом. Появляются юрты, в убранстве которых используется орнамент, украшения из золота, серебра, меди и других металлов. Старинный «фаунистический» стиль искусства скифов выходит на солнечный свет из темной глубины прошлого, и в новом своеобразном преломлении начинает служить украшением предметов повседневного обихода, использоваться для увековечения надгробных сооружений.

Но самое удивительное, что культура кочевников явилась могучим стимулом, упорядочивающим общественную жизнь. Любой вид материальной и духовной культуры вытекает из потребностей определенной исторической ситуации, в которой оказывается человеческое общество. Великий мыслитель и поэт древности Асанкайгы, искавший обетованную землю для своего народа, своим ораторским словом и поэтически возвышенными образами обращался и к ханам, и к простому народу. Поэзия акынов Нового Времени, например, знаменитый жоктау Ахана сери, посвященный любимому скакуну Кулагеру, — это поэзия, рожденная ситуативным озарением. А предметы, сделанные руками золотых дел мастеров, эти подлинные произведения искусства, становились вещами повседневного обихода, как мы их называем — домашней утварью. Созидательные мифы воплощались в конкретику повседневного окружения. На искусство кочевников мы смотрели глазами европейского искусствоведения, оценивая уникальный феномен кочевой культуры как «утилитарное искусство первобытного общества». Между тем кочевники обладали самобытной культурой, пронизывающей их личную и общественную жизнь, которая, как кровеносная система, питала высоко организованный социум. Кочевник был связан с культурой, как черепаха с панцирем, но это сравнение верно лишь приблизительно. Он был генерирован этой культурой, насыщен ею, как токами сверхвысокой частоты. Кочевники жили на уровне искусства.

Казахский народ сумел пережить на своем многовековом и многострадальном пути все социальные катаклизмы. Он нашел в себе мужество выстоять, самосохраниться как этнос, каждый раз возрождаясь из пепла, словно сказочная птица, которую называют Фениксом.

Акселеу Сейдимбек, «Мир казахов»

Бөлісу: