17 Шілде 2014, 04:33
Статистика из google.com/trends
Опыт работы, общение с сотнями менеджеров говорит об одном — все больше появляется людей которые хотят, чтобы им дали «одну кнопку», которая решила бы сразу их задачу по подготовке визуального материала, не заставляя вникать в подробности «как именно решить эту задачу». «У нас всё готово: уже есть данные, уже всё в наличии, и нужно лишь собрать это в аккуратный документ! Нам нужен лишь „дизайнер для презентации“!», — если это ваши слова, то вы на пороге одного из самых неправильных управленческих решений в своей жизни.
Частая ситуация: вы выбрали дизайнера по картинкам в портфолио, взяли его на работу, а он «делает всё красиво, но все не то». В чем дело? Дело в том, что сказать дизайнеру «вот тебе информация, рисуй» — это первый шаг к недопониманию.
Если вы, отправив ему таблицу с динамикой продаж по филиалам, попросили «просто красиво нарисовать» — то в ответ вы получите «просто красивую таблицу», гармоничную, выровненную по сетке, с правильными шрифтами и со всеми прелестями аккуратного дизайна, с красивой рамкой и заливкой — но без особого смысла. Если он не знает вашего бизнеса и сути происходящего, он не догадается, что необходимо отдельно выделить, например, показатели именно филиалов, А и Б, потому что именно они перевыполнили план по сравнению с прошлым годом, и что филиал Х закрыла санэпидемстанция, и он приносит ежемесячные убытки.
Нельзя просто отдать таблицу — наверняка вам нужны лишь несколько цифр, или подчеркнуть какие-то данные: возможно, требуется акцентировать внимание на тренде по годам или же на чрезмерности доли. Вам нужно рассказать «истории».
Дизайнер же работает при помощи «инструментов» (краски, шрифты, сетки и так далее), а они не содержат внутри себя «историй», они помогают рассказывать истории, проявлять их.
Презентации, как и инфографика в целом, — это инструмент целевого воздействия, это работа на стыке логики и креатива.
Широта термина «презентация» покрывает собой как презентации для выступления, так и сложные многостраничные отчеты (которые именуются презентациями-то только потому, что готовятся в PowerPoint). Презентации для выступления ориентированы на эмоциональное убеждение зрителя, а отчёты предназначены для наиболее подробного и обстоятельного рассказа зрителю фактов.
Поэтому, приступая к презентации, нужно сначала ответить себе на вопрос «Зачем я делаю этот конкретный документ?». И это только первый вопрос: ведь дизайн презентаций (как и оформление любых отчётных данных) — это, по сути, целый комплекс вопросов, на которые нужно ответить прежде, чем садиться за работу.
Если хорошо задавать вопросы, может оказаться, что презентация вовсе не нужна. Признайтесь, возможно, вы просто привыкли делать «презентации»? И когда вам нужно сообщить только одну мысль, вы по привычке стараетесь использовать для ее подкрепления визуальные образы и подготовленные данные. А вполне возможно, что для объяснения сути (например, предлагаемого партнерского бизнеса) хватит одной тщательно подготовленной иллюстрации.
Интересный подход — попытаться обойтись без проектора вообще. Небольшая брошюра Turn off the Projector! — очень полезный текст для размышлений о том, как сообщать информацию небольшой аудитории. Авторы напоминают нам о том, что за корпоративной «презентационной» привычкой мы забыли измерять результат эффективностью потраченных усилий.
Посмотрите на иллюстрацию ниже: в чем тут разница подходов? Аналитик — доносит содержательную информацию: берет исходные данные, задаёт ряд наводящих вопросов к данным и получает ответы, а ответ представляется в виде графического решения. Дизайнер работает иначе — на основе выработки эстетически привлекательного композиционно-стилевого решения, приятного для просмотра.
Мотивации дизайнера и аналитика весьма различаются. Мотивация аналитика — рассказать о проекте понятно. Мотивация дизайнера — привнести в мир прекрасное, и комментарии заказчика вида «тут непонятно изображено, переделай» для него как радиограмма с враждебной планеты. Он же уже сделал красивый и эстетичный дизайн, а внезапно его просят увеличить шрифт «потому что плохо видно издалека» и просят заменить серый на «что-нибудь более контрастное, потому что на проекторе в яркой комнате не будет видно». Для заказчика это нормальный комментарий (как показывать на проекторе то, чего не видно?). Реакция же дизайнера в подобных ситуациях — расстройство, потеря мотивации, желание уволиться, ведь требования заказчика нанесут его гармоничному произведению непоправимый урон, и работа, которая еще вчера должна была стать украшением портфолио, уже мысленно отправляется в воображаемую корзину с табличкой «Никому никогда не покажу».
Попробуйте при такой низкой мотивации удержать такого дизайнера, или же найти такого комплексного аналитика-оформителя за зарплату менее 50 тысяч рублей! Отвечаете «ну кто-нибудь да найдется»? Да, именно «кто-нибудь» да найдётся, и результаты работы будут плачевны. Лучшие у вас не задержатся (амбиции!), а от остальных будут убытки — недополученная прибыль от несовершённых сделок, например, будет неявно подтачивать бизнес, не оправдывая надежд от инвестиций в этих сотрудников.
Источник: rabota.yandex.ru
Итак, информационный дизайнер — это специалист с несколькими компетенциями. С одной стороны он правополушарный креативщик, который придумывает красивый дизайн и создает оформление. С другой — он аналитик: ему нужно подключать левополушарный аналитической мозг для того, чтобы понять исходные данные и транслировать их в решение (вывод). Раз так-то какое у него должно быть образование, какой опыт?
Он и разработчик стиля, и сценарист, и оформитель, аналитик, корректор — много? А ведь это именно столько функций, сколько требуется, чтобы «дизайнер презентации» сработал качественно. Да еще и отдал вам все PowerPoint.
На это наше российское инфографическое коммьюнити отвечает однозначно: такой дизайнер — это миф.
Решение простое — продумывать и готовить половину работы по отчету вам придется самому.
Но ведь у вас много задач по созданию отчетов… А друзья уже давно покинули свои рабочие места в шесть вечера в пятницу… Но даже если вы совершили над собой усилие и ткнули дизайнера в «список диаграмм», указав как именно надо визуализировать ваши данные («Надо взять пайчарты, мы же тут доли показываем!» — кричите вы, убегая на пятничное пиво) — не ждите чуда. Получите в ответ кашу — красиво, конечно, но абсолютно бесполезно: что с чем сравнивается, как взаимосвязаны данные, о чем нам говорит изображение в целом?