13 Желтоқсан 2015, 11:11
Новый этап начался с распадом Советского Союза и занял короткий промежуток времени, когда внешняя политика суверенных государств постсоветского пространства испытывала влияние недавнего прошлого. Затем каждое государство стало выстраивать свою концепцию внешней политики, определять своих стратегических партнеров, строить по - своему двустороннее сотрудничество с другими странами.
Как это происходило в случае с Казахстаном и Южной Кореей глава МИД РК Касым-Жомарт Токаев пишет в своих дипломатических очерках: «Посол Кореи Ро Мен Го сообщил, что он уже проинформировал свое правительство о провозглашении независимости Казахстана.
По его словам, он в скором времени должен получить из Сеула соответствующие рекомендации относительно официальной позиции Кореи в связи с объявлением нашей республикой своей независимости.
Посол подчеркнул, что корейское правительство с большим вниманием ожидает итогов алма-атинской встречи. В Сеуле надеются, что, несмотря на обозначившиеся разногласия, руководители бывших республик Союза придут к единому пониманию будущего Содружества. От результатов этой встречи зависит дальнейшая позиция Кореи.
Посол заявил, что отношения с Казахстаном де-факто развиваются вполне удовлетворительно. Что же касается отношений де-юре, то это вопрос времени. По мнению посла, корейское правительство должно выразить свое позитивное отношение к установлению официальных отношений с нашей республикой. По его словам, первой официальной миссией, направленной в бывшие республики Союза, будет представительство Кореи в Алма-Ате».
Так оно и произошло на самом деле, 30 декабря 1991 г. Республика Корея одной из первой из зарубежных государств признала суверенитет Казахстана. Через месяц, 28 января 1992 г., оба государства заключили Договор о дипломатических связях на уровне посольств. 30 июня 1993 г. в Алма-Ате было открыто Посольство Республики Корея, а 12 мая 1995 г. Указом Президента РК Н.А. Назарбаева — Посольство Республики Казахстан в Сеуле.
После закрепления дипломатических и политических связей наступило время динамичного развития двусторонних экономических отношений и налаживания культурно-гуманитарного сотрудничества, которое условно можно разделить на три этапа:
Первый этап (1990-е гг.) стал временем взаимного узнавания и сближения. Он включал в себя становление экономических отношений, формирование договорно-правовой базы. Его завершение связано с азиатским финансовым кризисом 1997—1998 гг.
Формирование внешней политики независимого Казахстана происходило на основе ее стратегической задачи — обеспечение национальной безопасности и сохранение территориальной целостности.
На заре независимости страны (1992) Президент Н. Назарбаев определил императив «многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических балансов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана», основой государственной внешней политики, что впоследствии стало известно как стратегия «многовекторности».
Другой ключевой внешнеполитической задачей Казахстана начального этапа суверенного развития стало привлечение в экономику страны иностранных инвестиций, необходимых для выхода из кризисного состояния и превращения нефтегазового сектора в «локомотив, который выведет страну из экономических трудностей».
Казахстан привлек более 10 млрд. долларов иностранных инвестиций, главным образом в нефтегазодобывающую и металлургическую промышленность.
Основными инвесторами стали США и страны ЕС, прежде всего Великобритания и Нидерланды. По объему привлеченных иностранных инвестиций на душу населения Казахстан занял первое место среди стран СНГ.
В 1990-е гг. произошла диверсификация внешнеэкономических связей Казахстана, в результате которой доля промышленно развитых стран Европейского Союза во внешне - торговом обороте страны превысила долю России.
В этот начальный период Южная Корея рассматривала Казахстан лишь как часть Центральной Азии и через призму своих отношений с мировыми державами. В Сеуле доминировал геоэкономический подход к энергетическим ресурсам ЦА в целом и Казахстана, в частности. Южнокорейский бизнес опередил в своем вхождении на рынок Казахстана Японию и Китай инвестициями в различные совместные проекты и экспортом качественных товаров в тот сложный для новой независимой республики период, испытывавшей острый финансовый и товарный дефицит. Таким деятельным и динамичным сотрудничеством Южная Корея сумела создать положительный имидж надежного экономического партнера Казахстана, обладающего всем необходимым: мощным капиталом, передовой технологией и апробированным менеджментом. Однако финансово-экономический кризис конца 1990-х гг. остановил приток южнокорейского капитала и стал причиной сворачивания ряда перспективных совместных проектов. К этому времени Казахстан, который отказался от ядерного арсенала в обмен на гарантии безопасности и финансовую и инвестиционную поддержку, привлек к себе внимание ТНК и крупных западных компаний как к новому перспективному региону добычи минеральных ресурсов и сырья. Таким образом, Южная Корея упустила шанс не только «стать», но и «быть» страной - инвестором номер один в Казахстане, получить доступ к энергоносителям, начать реализацию крупных долгосрочных проектов и тем самым занять прочные позиции на казахстанском рынке.
Второй этап (2000-е гг.). В начале 2000-х гг. самыми серьезными задачами, стоявшими перед многовекторной политикой Казахстана, были следующие: укрепить безопасность страны в условиях резко изменившейся геополитической ситуации; сохранить баланс, с одной стороны, между Россией и США, с другой — между РФ и КНР; и главное — предотвратить попытки извне повлиять на внутриполитическую ситуацию и разрушить внутреннюю стабильность в стране.
2000-е гг. начались для Кореи с преодоления кризисных последствий и завершились подъемом экономической активности на внутреннем и внешнем рынках. В это время происходило постепенное углубление и расширение двусторонних отношений и сегментация Казахстана в основного экономического и политического партнера Кореи в Центральноазиатском регионе.
Для этого этапа характерен нацеленный интерес Южной Кореи к минеральным и другим сырьевым ресурсам Казахстана. Администрация президента Но Му Хёна, пришедшего к власти в феврале 2003 г., в условиях усугубления повышения мировых цен на нефть приняло в ноябре 2006 г. «Комплексные меры для партнерства с Центральной Азией», направленные на обеспечение стабильных источников энергии и ресурсов для устойчивого развития экономики. Однако к этому периоду рынок добычи энергоносителей в Казахстане был уже поделен между ТНК, поэтому происходила диверсификация южнокорейского бизнеса и коррекция в потоках инвестиций.
Современный этап перехода отношений между двумя странами в качественно новое состояние — стратегическое партнерство — начался в конце первого десятилетия и продолжается до сегодняшнего дня. Этот этап хронологически совпадает с периодом президентства Ли Мён Бака, пришедшего к руководству страной в конце февраля 2008 г. и продолжается в период президентства Пак Кын Хе, которая избрана на данный пост на выборах 2012 года. Администрация президента Ли Мен Бака и правительство Южной Кореи активно продвигали дипломатический курс, именуемый «Новая Азия». Он был направлен на расширение и углубление реального партнерства с азиатскими странами. В конце 2012 г. Ли Мён Бак складывает полномочия президента страны без права переизбрания на новый срок. Стратегическое партнерство между Казахстаном и Кореей, о котором неоднократно говорили главы двух государств, так и не получило официального документального оформления. Поэтому текущий этап продолжается и после прихода в начале 2013 г. нового президента, его администрации и правительства страны.
Также важное значение имеют взаимные визиты государственных деятелей высокого ранга, которые в ходе встреч и переговоров выясняют условия и перспективы сотрудничества, проблемные вопросы, информируют руководство страны и общество и всем этим готовят политические решения, принимаемые высшими органами власти.
В июле 1994 г. состоялся первый рабочий визит в Сеул делегации Министерства иностранных дел Республики Казахстан во главе с Касым-Жомартом Токаевым. В ходе визита был подписан Протокол о сотрудничестве между внешнеполитическими ведомствами двух государств. Документ предусматривал проведение переговоров и консультаций по вопросам двустороннего сотрудничества и международных проблем, представляющим взаимный интерес. Подобные консультации, как указано в Протоколе, могут проводиться как между министерствами иностранных дел двух стран на различных уровнях, так и между делегациями Республики Корея и Республики Казахстан в международных организациях и на различных международных форумах.
Проведенная дипломатическая работа, первые шаги в экономических отношениях, активный интерес южнокорейских предпринимателей к казахстанскому рынку и перспективы углубления и расширения сотрудничества между двумя странами явились предпосылками государственных визитов президентов двух стран и глав правительств.
Правда, параллельно Сеул проявил активный интерес к соседнему Узбекистану, ибо на тот момент он не мог определиться, за кем будет лидерство в Центральноазиатском регионе, с какой страной будет проще и выгоднее строить отношения, и прежде всего экономические. Информация и знания друг о друге на начальном этапе были скудными, морально устаревшими и во многом стереотипно неверными. Сказывалась противоречивость прежних идеологических принципов, ортодоксальность мышления, разница в деловой этике, менеджменте, менталитете и т. д. Достаточно упомянуть одну лишь различительную грань - мононациональность Кореи и полиэтничность Казахстана, за которой кроется масса различий и несоответствий.
Вопреки всем трудностям и различиям двусторонние отношения развиваются с каждым годом, и мы можем наблюдать весьма заметный прогресс.
21-23 апреля 2010 г. состоялся государственный визит Президента РК Н.Назарбаева в Республику Корея. Глава государства провел переговоры с Президентом Республики Корея Ли Мён Баком, Премьер-министром Чон Ун Чаном, руководством ряда южнокорейских компаний. В рамках визита было организовано открытие Года Казахстана в Республике Корея, а также бизнес-форум.
24-25 августа 2011 г. состоялся официальный визит Президента Республики Корея Ли Мён Бака в Республику Казахстан.
В рамках визита Президента РК Н. Назарбаева в г.Сеул (26-27 марта 2012 г.) для участия в работе второго Саммита по ядерной безопасности состоялась двусторонняя встреча Главы государства с Президентом Республики Корея Ли Мён Баком. Стороны обсудили текущее состояние в регионе и мире в целом, перспективы развития двусторонних отношений между Казахстаном и Кореей, а также вопросы взаимодействия двух государств на международной арене.
19 июня 2014 года прошла официальная встреча между Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым и Президентом Южной Кореи Пак Кын Хе, прибывшей в Казахстан с государственным визитом.
В ходе встречи в узком кругу были обсуждены основные направления укрепления контактов на высшем уровне, расширения торгово-экономического и инвестиционно-технологического сотрудничества, а также развития казахстанско-южнокорейского стратегического партнерства.
Также Нурсултан Назарбаев и Пак Кын Хе обменялись мнениями по актуальным темам международной повестки дня и сверили позиции сторон по ключевым вопросам двустороннего взаимодействия в рамках международных и региональных организаций.
Глава государства отметил, что визит Президента Южной Кореи представляет собой значимое событие для Казахстана.
Президент Пак Кын Хе отметила важность сотрудничества Республики Корея с Республикой Казахстан в проведении политики для укрепления сотрудничества со странами Евразии. Президент Назарбаев, в свою очередь, подчеркнул важность сотрудничества Республики Казахстан с Республикой Корея в процессе реализации «Стратегии развития Казахстана — 2050» и государственной программы «Форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана 2015-2019 годы». Оба президента согласились развивать взаимовыгодное стратегическое партнерство между двумя странами. В частности, во время встречи президентов правительства наших стран подписали соглашение о взаимной отмене визовых требований. Также было парафировано соглашение о временной трудовой деятельности. Все это, по нашим оценкам, даст положительный результат для укрепления будущего сотрудничества наших государств.
Таким образом, с момента установления дипломатических отношений между суверенной Республикой Казахстан и Республикой Корея начался процесс активного взаимного познания и политического сближения двух государств. Несмотря на различия в историческом прошлом, которые касались практически всего спектра политической, экономической, социально-культурной жизни двух стран, на долгий период отсутствия каких-либо контактов, прогресс в развитии дружественных связей происходил весьма динамично.
Азиза АЛЬМУКАНОВА