Этнос и культура

3 Қыркүйек 2014, 15:39

О пределение терминов. Для того, чтобы мысль была точной, а концепция убедительной, необходимо раскрыть дефиницию «подручных средств», то есть дать четкое определение терминам и терминологии.

19. Определение терминов. Для того, чтобы мысль была точной, а концепция убедительной, необходимо раскрыть дефиницию «подручных средств», то есть дать четкое определение терминам и терминологии. Поэтому, прежде чем приступить непосредственно к развитию темы данной работы, следует выяснить значение таких терминологических понятий, как «этнос», «культура», «фольклор», «этнография». Они будут фигурировать в ходе исследования, поэтому нужно установить соотносительность этой терминологии и обозначить сферу ее распространения. Это поможет уяснить особенности духовной культуры, носителем которой является народ в определенное историческое время, а также раскроет самобытность народа, его этнокультурное своеобразие.

20. Этнос. Термин «этнос» — древнегреческого происхождения, означает «группа, род, племя, народ», начиная с ХVIII века употребляется в научной литературе в более широком смысле — «нация» и даже «раса». До конца ХІХ века термин «этнос» не имел тождественного употребления в научных работах. Например, если в некоторых исследованиях термин «этнос» имел значение, указывающее на начальный период развития человеческой истории (Л.Г. Морган), то впоследствии стал обозначать границы культурно-исторических ареалов (А. Бастиан), а иногда указывал на степень развития и особенно сти культуры (Ж.В. Л япуж). Значения термина «этнос», близкие к современному пониманию, появляются в начале ХХ века в научных трудах (Ж. Деникер, Н.М. Могилянский, М. Вебер, С. М. Широкогоров, А. Бокейханов и др.) исследователей, оперировавших этим научным понятием в категориальном значении. Французский антрополог Ж. Деникер был первым, кто высказал мысль о том, что термин «этническая группа» включает рассмотрение языка, обычаев и нравов, образ жизни, и к нему надо относить такие понятия, как «народ», «нация», «племя». Во второй половине ХХ века этнологические исследования различных направлений расширили содержание понятия «этнос». Так, исследования, связанные с исторической типологией этносов (С.А. Токарев), «этническим сознанием» (М.Г. Левин), биологической обособленностью этноса (Л.Н. Гумилев), с культурными феноменами этноса (Н.Н. Чебоксаров), эндогамными связями членов этноса (Ю.В. Бромлей), с территориальными и экономическими контактами (В.И. Козлов), с синхроническими и диахроническими связями этноса (С.А. Арутюнов), межэтнической ассимиляцией (В.К. Гарданов, И.С. Гурвич), значительно углубили понятийное содержание термина «этнос». Современное научное понимание «этноса» можно сформулировать следующим образом: множество людей, выросших в определенномместе, являющемся их исторической родиной, имеющих общий язык, культуру, психику, осознающих свою общность, единство, имеющих свое самоназвание — этноним. После того, как дано определение этносу, можно перейти к разговору о культуре, а еще точнее, об этнической культуре и других терминологических определениях.

21. Культура. Термин «культура» также имеет различное толкование. У различных народов мы встречаем неадекватное понимание данного термина, и эти представления имеют разное научно-понятийное содержание. Только в английском языке в начале 50-х годов насчитывалось более 160 определений понятия «культура». В западно-европейской же литературе термин «культура» имеет около 250 определений (Моль. Социодинамика культуры. — М., 1973. — С. 35). Смысл понятия «культуры» широк и всеобъемлющ, охватывает все живое, что имеется в окружающем мире, и все неживое, что существует, существовало илиеще появится. Столь обширное понимание свидетельствует о разнообразии точек зрения и концепций, относящихся к термину «культура». Слова, «оружие человечества», выражают мнение социологов; «это не то,что дала природа, а все, что сделано руками человека» — самое простоеопределение; «орудия и механизмы, независимые от биологии, которая подчиняет человека окружающей среде» — абстрактная точка зрения. Все толкования невольно уводят мысли в самых разных направлениях.

В этом плане следует обратить внимание на работы зарубежных ученых, в том числе европейских антропологов и социологов (Э. Тейлор, Э. Эванс-Притчард, А. Кребер, Т. Парсонс и др.), которые послужат путеводной нитью в выяснении значения слова «культура». Названные авторы в своих исследованиях разделяют общество на структурные части и обращают внимание только на те его сегменты, что представлены как духовные явления. Затем исследуется функциональное значение каждого общественного явления и только после этого дается определение культуры. Так, согласно Э. Тейлору, к культуре относятся «сумма знаний, добытых людьми, религия, искусство, нравственность, традиции и обычаи, обряды- ритуалы и т.п.» (Э. Тейлор. Первобытная культура. — М., 1989. — С. 18).Точно так же английский исследователь А. Рэдклифф Браун относит к культуре «язык, религию, эстетические воззрения, ремесла и различные традиции, обычаи, нравы». Значительно продвинул науку о культуре американский ученый- культуролог Л. Уайт. Он рассматривает культуру как единое целое, в котором выделяет три направления. Первое — технологическое направление, т.е. материальные средства, орудия, при помощи которых в контакт вступают человек с человеком или люди с природой. Второе — общественное направление. Сложившиеся между людьми отношенияи связи приобретают родственные, экономические, политические, этнические, военные, производственные и иные виды. Третье —идеологическое направление. Сюда относятся религия, идеи, знания, различные символы, мифология, наука, самосознание и самоопределение народа, его мудрость и т. п. Согласно такой системе, культура — это сумма материальных признаков и сумма чувств-деяний. Социально-экономические и политические системы тесно взаимосвязаны. И культурологи ЮНЕСКО для понятий культуры и культурного уровня, применительно к разным странам, устанавливают различные критерии. (Японцы, например, считают, что уровень культуры определяется поведением во время церемонии подачи чая и чаепития;

поляки судят об уровне культуры по мастерству хлебопечения; а в понятиях танзанийцев признаком высокой культуры является татуировка, выполненная на уровне произведения искусства). Как правило, такие суждения о культуре означают, что она самовыражается лишь посредством национальных особенностей. Есть и другие мнения, согласно которым культуру рассматривают по отдельным сферам и областям человеческой деятельности, как автономные ее проявления в культуре художественноготворчества, культуре науки, культуре общества, культуре учебы и образования, экономической и экологической культуре, культуре средств массовой информации и даже криминальной культуре. С точки зрения этнографов, все, что лежит вне природы и сотворено руками человека, есть показатели культуры. Археологи усматривают в материальных памятниках прежде всего культурный пласт. Мнение же историков сводится к тому,что культура должна быть, прежде всего, показателем духовной активности общества. 

Акселеу Сейдимбек, «Мир казахов»

Бөлісу: