28 Тамыз 2014, 04:18
Наука спелеология связана не только с изучением первобытно-общинного строя. Книга подземного царства способна открыть еще неизведанные страницы прошлого более поздних периодов, которые принято называть собственно историческим временем, поскольку его описание уже опирается на конкретную народную память, на письменные источники, а хронология имеет более точную датировку событий. Казахская земля изобилует спелеологическими памятниками, казахские фольклор и литература изобилуют рассказами и легендами о пещерах. Сколько интересных волшебных сказок о «мире пещер» знает народная память! Возьмите, к примеру, «Черную пещеру» Мади в Балканских горах, пещеру Уйтас (в Семипалатинской области), послужившую укрытием легендарным Енлику и Кебек — казахским Ромео и Джульетте, священную пещеру Акмешит, расположенную на вершине горы в Улытауских горах, месте, где, как свидетельствуют сказания, похоронена старшая жена Асанкайгы, пещеру Кунускей в горах Ойыла или пещеру Кенесары в Кокчетаве и многие другие. Так, известную Баянаульскую пещеру исследовал в свое время академик Каныш Сатпаев; Каркаралинские лабиринты изучали и осматривали Чокан Валиханов, Григорий Николаевич Потанин, Абай Кунанбаев и Сабит Муканов; один из первых геологов, начавших исследование недр Казахстана, Михаил Петрович Русаков, был в пещере близ Бектау ата около города Балхаша; видный ориенталист Николай Иванович Веселовский исследовал чимкентскую пещеру Сырлы; Абай и Мухтар Ауэзов не раз посещали пещеру святого Коныра в Семипалатинской области и т. д. Знать подобные факты нужно и важно.
Спелеология родной земли, прежде всего, позволяет установить и изучить истоки духовного богатства народа. Она призвана пролить свет на многие загадочные явления на стыке между мифом и реальностью, представить реальные картины древней истории этноса, показать древнейший животный и растительный мир данного региона, быт и идеологию первых поселенцев. Как эхо событий ранних эпох, доходят до нас их отголоски в виде наскальных петроглифов, легенд и преданий старины, материальных реалий.
Позже я узнал, что увиденное нами было вполне закономерным явлением. Как известно, змеи относятся к отряду хладнокровных пресмыкающихся, в то время как в местах, где обнаружены залежи цветных металлов, как обычно, температура держится в пределах двух- трех градусов тепла. Оказывается, именно такая температура является наиболее оптимальной для змей, и зачастую в местах залежей цветных металлов обнаруживаются змеиные скопища. В записной книжке известного ученого академика Каныша Сатпаева часто встречались записи типа нижеследующего объяснения названия местности: Мыңшұңқыр (букв.: тысяча ям, рытвин) — видимо в древности здесь велись трудные разработки, нужно выяснить этот вопрос; қара тас (букв.: черный камень) — в народном понимании иногда это слово ассоциируется с железом. Көк тас (букв.: зеленый или синий камень) — можно с уверенностью полагать, что в местности с таким наименованием имеются залежи меди; алтын тапқан (букв.: место, где было найдено золото) — несомненно, признак присутствия золота. Джезказган, жезқазған (букв.: место, где добывали медь) — по всей вероятности, были медные рудники; Жыланды (букв.: змеиное место, место, где водятся змеи) — быть может, является показателем залежей цветных металлов...