28 Тамыз 2014, 05:09
Домбауыл — один из наиболее древних архитектурных памятников Казахстана. Он находится в 50 километрах от города Жезказган, если следовать вдоль по реке Кенгир. Расположен он недалеко от мавзолея Джучи хана. Поднимаясь от фундамента четырьмя углами, его стены наверху сходятся в купольную сферу. Такая форма памятника, по свидетельству ученых, является одной из наиболее архаичных, доисламских типов архитектурных строений кочевников минимум 1000-1300-летней давности. Высота его достигает 9-10 метров. Наверху, на северной и южной сторонах имеются оконные проемы. Построен памятник из темно-красного гранита, камни скреплены глиной, замешанной на конском молоке. Некоторые камни заметно подверглись ветровым и другим эрозиям, хотя кладка сохранилась хорошо и все еще довольно крепка. Толщина стен — около двух метров. Поражает простота и надежность, удивительная прочность памятника. От него веет грубой силой и мощью.
Аналогичных по своему строению памятников в республике немало. Прежде всего нужно назвать кешен (могильньй памятник подобной формы) Козы-Корпеш — Баян-сулу, а также похожие сооружения на востоке от Балхаша; вдоль реки Жем по направлению к городу Актобе; близ Мезгильсоре, в Кокчетавской области; областях северного Казахстана. По мнению А.X. Маргулана, сюда же следует отнести известные памятники Косуйтас, Карадын, Уйтас, Жанай, Баскамыр и другие могильные сооружения, являющиеся достоянием IX-XI веков. Прототипом всех этих построек, несомненно, является (как мы об этом уже писали выше) войлочная юрта — дом кочевника. Такого типа могильные памятники казахи называют словами дың, дiңгек, дiң. Аналогичные по форме могилы видел Гильом Рубрук, проезжавший по территории нынешнего Казахстана в ХІІІ веке. Имя Домбауыл встречается и в письменных источниках, и в фольклоре. Так, по версии В.В. Радлова о Тохтогуле мергене, версии Г.Н. Потанина о Чингисхане и легенде, записанной А. Янушкевичем от Кунанбая (отца Абая), — везде рассказывается о девушке, запаянной в сундук и брошенной в воду. Позже она забеременела от солнечного луча и вышла замуж за Домбауыла мергена (мерген—меткий стрелок). В «Сокровенном сказании монголов» Чингисхан — потомок Домбауыла. Хорошо известно имя Домбауыла в казахской народной поэзии. В одном из произведений устного творчества даже уточняется его род — кият, в другом он предстает талантливым композитором-инструменталистом, виртуозным исполнителем кюев. Сопка Сарыш (букв.: грустный напев, мелодия, музыка) на западе Улытау, согласно преданию, была излюбленным местом кюйши Домбауыла. Примечательно, что в легендах об известном Коркуте встречается и имя Домбауыла, что наглядно иллюстрирует его историческую реальность и древность сюжетов, связанных с ним. До сих пор местные аксакалы помнят предания о Домбауыле. «Он разбивал свою войлочную юрту на сочнотравном берегу реки Каракенгир, далеко-далеко разносились чарующие, берущие за душу звуки его кобыза», — начинают они свой рассказ.