«Стратегия-2050»: Новые механизмы противодействия терроризму

5 Қаңтар 2013, 06:06

Особой строкой в декабрьском Послании Президента народу Казахстана прописана необходимость укрепления национальной безопасности, выступления государства и граждан «единым фронтом» против любых проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Символично в связи с этим, что вчера Глава государства подписал закон, вносящий коррективы в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия терроризму. Его актуальность обусловлена возрастающей опасностью этого социального зла и участившимися фактами террористических проявлений. Разъяснения по сути законодательных новелл представил член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса, член парламентской фракции НДП «Нур Отан» Жанат Джарасов. – Жанат Абдуллаевич, процесс принятия упомянутых законодательных поправок сопровождался определенным общественным интересом. Полагаю, как руководитель рабочей группы по проработке законопроекта в Мажилисе вы можете компетентно прокомментировать их суть… – Если не возражаете, предваряя наш разговор, я хотел бы отметить следующее. В декабрьском Послании Президент Нурсултан Назарбаев поставил грандиозную цель: к 2050 году Казахстан должен войти в число 30 самых развитых государств мира. Уверенность Лидера нации в том, что эта цель выполнима, передается каждому гражданину страны. И она подкрепляется динамикой 15 лет, минувших с момента принятия Стратегии-2030. За это время Казахстан вошел в пятерку наиболее динамично развивающихся стран мира, достиг существенных успехов в экономическом развитии, строительстве суверенной государственности. Во многом этому способствовала качественная правовая база, созданная практически с нуля, в том числе в сфере обеспечения национальной безопасности. В настоящее время одной из наиболее острых проблем в данной сфере является сохранение угроз террористического характера. Результаты исследования терактов, совершенных в различных регионах мира, свидетельствуют о повышении уровня их подготовки и исполнения, о серьезной идеологической и психологической мотивации террористических организаций, росте объемов финансового стимулирования опаснейшего социального зла. Можно сказать, что в настоящее время сформирован своего рода «международный террористический интернационал», в котором источниками угроз выступают не только крупные террористические организации, но и стихийно возникающие под влиянием радикальной идеологии автономные и немногочисленные ячейки, а также террористы-одиночки. Но от этого угроза, увы, не становится локальной… – Нынешние антитеррористические поправки – законодательная инициатива Главы государства, и, очевидно, этот факт априори подтверждает их актуальность и своевременность… – Вы правы, проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму» был внесен в Парламент в порядке законодательной инициативы Президента страны. И сам факт использования Главой государства данного конституционного права, содержание его ежегодных Посланий, а также регулярное рассмотрение вопроса противодействия терроризму на заседаниях Совета безопасности однозначно свидетельствуют: проблема находится на особом контроле у Президента. Не случайно и в нынешнем Послании Лидер нации отметил: «Мы должны совершенствовать наше законодательство с целью нейтрализации проявлений религиозного радикализма и экстремизма. Мы должны также совершенствовать антитеррористическое законодательство. Государство должно пресекать экстремизм и радикализм, откуда бы они ни исходили». Все это обязывало участников законотворческого процесса подходить к формулированию правовых нововведений с особым вниманием и щепетильностью. В период работы над законопроектом в Мажилисе состоялось шесть заседаний рабочей группы, а также тематическая международная научно-практическая конференция, участие в которой приняли представители отечественных компетентных органов, институтов гражданского общества и международные эксперты, в том числе от ОБСЕ. Закон разрабатывался с учетом передового опыта зарубежных стран, положений модельного Закона «О противодействии терроризму» МПА СНГ, а также правоприменительной деятельности специальных государственных и правоохранительных органов в данной сфере. Документом вносятся изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях и в 10 законов. Теперь непосредственно о сути поправок. На мой взгляд, неоспоримым достоинством документа является уточнение понятийного аппарата, и, прежде всего, самого понятия «терроризм». Ранее и терроризм, и акт терроризма являлись практически тождественными понятиями, а именно – противоправными уголовно наказуемыми деяниями. Вместе с тем терроризм, как и наркомания, коррупция, экстремизм, явление социальное. Также пересмотрено понятие «противодействие терроризму», которое состоит из трех основных направлений: профилактика терроризма; выявление, пресечение террористической деятельности, раскрытие и расследование террористических преступлений; минимизация и (или) ликвидация последствий терроризма. В целом законодательные изменения направлены на правовую регламентацию эффективного механизма организации и координации деятельности по противодействию терроризму, устранение имеющихся коллизий в законодательстве. – Посредством каких инструментов будет обеспечиваться высокая эффективность этого механизма? – По аналогии с Законом «О национальной безопасности Республики Казахстан» новый законодательный акт предусматривает четкое разграничение полномочий и компетенции каждого государственного органа. Ранее компетенция по противодействию терроризму была определена лишь у шести из 21 заинтересованного госоргана. Отсутствие четкого распределения их полномочий в национальном законодательстве негативно влияло на качество процесса. По закону общая координация будет осуществляться Комитетом национальной безопасности с позиций межведомственного консультативно-совещательного органа – Антитеррористического центра (АТЦ), в состав которого войдут руководители всех заинтересованных министерств и ведомств. Нормой закона предусматривается утверждение Главой государства Положения об АТЦ РК, что обеспечит четкое законодательное закрепление прав и обязанностей, разграничение компетенции и порядка координации, централизованного управления всеми госорганами, участвующими в противодействии терроризму. Это, несомненно, отразится на статусе АТЦ и принимаемых им решений. Таким образом, органы национальной безопасности во взаимодействии с другими спецслужбами и правоохранительными органами будут иметь возможность в большей мере сосредоточиться на вопросах выявления и пресечения террористической деятельности, раскрытия и расследования преступлений террористического характера. – Вы ранее отметили, что терроризм – явление социальное. Исходя из этого, представляется: только силовыми методами невозможно переломить ситуацию. Что следует предпринять для профилактики террористических угроз? – Конечно, помимо непосредственно выявления и пресечения террористической деятельности, раскрытия и расследования террористических преступлений более предметной должна стать работа по профилактике терроризма. Еще в Послании 2008 года Глава государства подчеркивал, что приоритетной целью в противодействии преступности должна стать профилактика правонарушений, а не карательные действия. Кстати, тогда же по поручению Президента был разработан, а в 2010 году принят Закон «О профилактике правонарушений». Считаю, нам необходимо усилить профилактику особенно в сфере противодействия терроризму и непосредственно в молодежной среде. За последние пять лет в Казахстане за террористические преступления осуждены 148 человек, а за преступления с признаками экстремизма – 160. Большая часть лиц, причастных к этим деяниям, – в возрасте до 29 лет. В связи с этим в новой редакции закона определено понятие профилактики терроризма и механизмы ее реализации. Для этого, в частности, предусматривается создание в регионах антитеррористических комиссий, возглавляемых акимами областей, городов и районов, обладающих соответствующими силами, средствами и финансовыми ресурсами. Задачи антитеррористических комиссий как консультативно-совещательных органов и ответственность их руководителей будут регламентироваться типовым положением, утверж­даемым Главой государства. Составы комиссий предлагается сформировать из числа представителей территориальных подразделений государственных и местных исполнительных органов, ответственных за социально-экономический блок, идеологическую работу, молодежную политику и взаимодействие с религиозными объединениями, вопросы образования, здравоохранения, информации, культуры, чрезвычайных ситуаций, а также специальных и правоохранительных органов. На комиссии также будут возложены функции по минимизации и ликвидации последствий проявлений актов терроризма путем оказания экстренной медицинской помощи; медико-психологического сопровождения, проведения аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий; восстановления нормального функционирования и экологической безопасности подвергшихся террористическому воздействию объектов; социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате акта терроризма, и лиц, участвовавших в его пресечении; возмещения морального и материального вреда лицам, пострадавшим в результате акта терроризма. Непосредственное пресечение актов терроризма не входит в полномочия антитеррористических комиссий. Эти задачи возложены на республиканский и оперативные штабы по подготовке и проведению антитеррористических операций, возглавляемых, соответственно, председателем КНБ и начальниками территориальных органов национальной безопасности. – Как правило, за исполнителями террористических преступлений стоят структуры с соответствующим оснащением и финансовыми возможностями. Какими мерами «перекрываются» эти потоки? – 28 августа 2009 года Главой государства подписан Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», определяющий правовые основы противодействия финансированию терроризма, правовые отношения субъектов финансового мониторинга, уполномоченного органа и других государственных органов РК в сфере финансирования терроризма. А в июне 2012 года Президент подписал еще один закон, корректирующий законодательство по указанным вопросам. На основе этой законодательной базы с момента создания Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов в специальные государственные и правоохранительные органы было направлено более 190 материалов об организациях и лицах, возможно, причастных к отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. По 110 запросам этих органов детально отслежены отдельные финансовые операции и приняты соответствующие меры. Уверен, наделение органов финансовой полиции компетенцией по предупреждению, выявлению, пресечению каналов финансирования терроризма, предусмотренное новым законом, также будет способствовать повышению эффективности организации деятельности по противодействию терроризму. – Такая деятельность обуславливает наличие профессиональных и высококомпетентных кадров спецслужб и правоохранительных органов. С этим вопросом все ли в порядке? – Одним из важнейших приоритетов предвыборной платформы НДП «Нур Отан» является эффективная кадровая политика в целом, повышение квалификации и профессионализма сотрудников правоохранительных органов, укрепление их социального статуса, увеличение денежного содержания – в частности. Проведенные в последние годы мероприятия по реформированию правоохранительных органов и спецслужб способствовали улучшению правовой базы их деятельности, исключению дублирования функций. Впервые на государственном уровне проведена внеочередная аттестация сотрудников правоохранительных органов. Но, как известно, непосредственная работа сотрудников по противодействию террористической деятельности сопряжена с большими психологическими и физическими нагрузками, с реальными рисками жизни. На этом важнейшем направлении обеспечения национальной безопасности должны быть задействованы наиболее подготовленные и опытные сотрудники спецслужб и правоохранительных органов. А потому для мотивирования и сохранения профессионального ядра таких подразделений необходимо существенно поднять статус, престижность оперативной работы за счет значительного повышения денежного содержания и максимального расширения социального пакета. То есть стимулировать приход на эти направления наиболее квалифицированных кадров. – Угроза терроризма – глобальная угроза, противостоять которой в одиночку не в состоянии ни одно, даже самое продвинутое, государство. Каким образом осуществляется сотрудничество с зарубежными странами и международными организациями в этом направлении? – Казахстан является активным участником международного антитеррористического процесса в глобальном и региональном масштабах. Сотрудничество в этой сфере осуществляется через такие авторитетные международные структуры, как ООН, ШОС, СНГ, ОДКБ, а также в двустороннем формате. Наше государство присоединилось к 14 универсальным конвенциям ООН по борьбе с терроризмом, также подписан ряд международных договоров в этой сфере. Отмечу, что Комитетом по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса проводится активная работа по ратификации международных договоров, заключенных Республикой Казахстан, в том числе и по вопросам противодействия терроризму. В соответствии с такими соглашениями стороны, их заключившие, обязуются осуществлять сотрудничество не только в предупреждении, выявлении и пресечении готовящихся террористических преступлений, но также оказывать взаимную правовую помощь при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и проведении следственных действий в рамках уголовного судопроизводства, а также экстрадиции и наказании виновных лиц. «Казахстанская правда», Ольга КАЗАНЦЕВА

Особой строкой в декабрьском Послании Президента народу Казахстана прописана необходимость укрепления национальной безопасности, выступления государства и граждан «единым фронтом» против любых проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Символично в связи с этим, что вчера Глава государства подписал закон, вносящий коррективы в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия терроризму. Его актуальность обусловлена возрастающей опасностью этого социального зла и участившимися фактами террористических проявлений. Разъяснения по сути законодательных новелл представил член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса, член парламентской фракции НДП «Нур Отан» Жанат Джарасов.

– Жанат Абдуллаевич, процесс принятия упомянутых законодательных поправок сопровождался определенным общественным интересом. Полагаю, как руководитель рабочей группы по проработке законопроекта в Мажилисе вы можете компетентно прокомментировать их суть…

– Если не возражаете, предваряя наш разговор, я хотел бы отметить следующее. В декабрьском Послании Президент Нурсултан Назарбаев поставил грандиозную цель: к 2050 году Казахстан должен войти в число 30 самых развитых государств мира. Уверенность Лидера нации в том, что эта цель выполнима, передается каждому гражданину страны. И она подкрепляется динамикой 15 лет, минувших с момента принятия Стратегии-2030. За это время Казахстан вошел в пятерку наиболее динамично развивающихся стран мира, достиг существенных успехов в экономическом развитии, строительстве суверенной государственности.

Во многом этому способствовала качественная правовая база, созданная практически с нуля, в том числе в сфере обеспечения национальной безопасности. В настоящее время одной из наиболее острых проблем в данной сфере является сохранение угроз террористического характера.

Результаты исследования терактов, совершенных в различных регионах мира, свидетельствуют о повышении уровня их подготовки и исполнения, о серьезной идеологической и психологической мотивации террористических организаций, росте объемов финансового стимулирования опаснейшего социального зла. Можно сказать, что в настоящее время сформирован своего рода «международный террористический интернационал», в котором источниками угроз выступают не только крупные террористические организации, но и стихийно возникающие под влиянием радикальной идеологии автономные и немногочисленные ячейки, а также террористы-одиночки. Но от этого угроза, увы, не становится локальной…

– Нынешние антитеррористические поправки – законодательная инициатива Главы государства, и, очевидно, этот факт априори подтверждает их актуальность и своевременность…

– Вы правы, проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму» был внесен в Парламент в порядке законодательной инициативы Президента страны. И сам факт использования Главой государства данного конституционного права, содержание его ежегодных Посланий, а также регулярное рассмотрение вопроса противодействия терроризму на заседаниях Совета безопасности однозначно свидетельствуют: проблема находится на особом контроле у Президента. Не случайно и в нынешнем Послании Лидер нации отметил: «Мы должны совершенствовать наше законодательство с целью нейтрализации проявлений религиозного радикализма и экстремизма. Мы должны также совершенствовать антитеррористическое законодательство. Государство должно пресекать экстремизм и радикализм, откуда бы они ни исходили».

Все это обязывало участников законотворческого процесса подходить к формулированию правовых нововведений с особым вниманием и щепетильностью. В период работы над законопроектом в Мажилисе состоялось шесть заседаний рабочей группы, а также тематическая международная научно-практическая конференция, участие в которой приняли представители отечественных компетентных органов, институтов гражданского общества и международные эксперты, в том числе от ОБСЕ. Закон разрабатывался с учетом передового опыта зарубежных стран, положений модельного Закона «О противодействии терроризму» МПА СНГ, а также правоприменительной деятельности специальных государственных и правоохранительных органов в данной сфере. Документом вносятся изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях и в 10 законов.

Теперь непосредственно о сути поправок. На мой взгляд, неоспоримым достоинством документа является уточнение понятийного аппарата, и, прежде всего, самого понятия «терроризм». Ранее и терроризм, и акт терроризма являлись практически тождественными понятиями, а именно – противоправными уголовно наказуемыми деяниями. Вместе с тем терроризм, как и наркомания, коррупция, экстремизм, явление социальное.

Также пересмотрено понятие «противодействие терроризму», которое состоит из трех основных направлений: профилактика терроризма; выявление, пресечение террористической деятельности, раскрытие и расследование террористических преступлений; минимизация и (или) ликвидация последствий терроризма.

В целом законодательные изменения направлены на правовую регламентацию эффективного механизма организации и координации деятельности по противодействию терроризму, устранение имеющихся коллизий в законодательстве.

– Посредством каких инструментов будет обеспечиваться высокая эффективность этого механизма?

– По аналогии с Законом «О национальной безопасности Республики Казахстан» новый законодательный акт предусматривает четкое разграничение полномочий и компетенции каждого государственного органа. Ранее компетенция по противодействию терроризму была определена лишь у шести из 21 заинтересованного госоргана. Отсутствие четкого распределения их полномочий в национальном законодательстве негативно влияло на качество процесса.

По закону общая координация будет осуществляться Комитетом национальной безопасности с позиций межведомственного консультативно-совещательного органа – Антитеррористического центра (АТЦ), в состав которого войдут руководители всех заинтересованных министерств и ведомств.

Нормой закона предусматривается утверждение Главой государства Положения об АТЦ РК, что обеспечит четкое законодательное закрепление прав и обязанностей, разграничение компетенции и порядка координации, централизованного управления всеми госорганами, участвующими в противодействии терроризму. Это, несомненно, отразится на статусе АТЦ и принимаемых им решений.

Таким образом, органы национальной безопасности во взаимодействии с другими спецслужбами и правоохранительными органами будут иметь возможность в большей мере сосредоточиться на вопросах выявления и пресечения террористической деятельности, раскрытия и расследования преступлений террористического характера.

– Вы ранее отметили, что терроризм – явление социальное. Исходя из этого, представляется: только силовыми методами невозможно переломить ситуацию. Что следует предпринять для профилактики террористических угроз?

– Конечно, помимо непосредственно выявления и пресечения террористической деятельности, раскрытия и расследования террористических преступлений более предметной должна стать работа по профилактике терроризма.

Еще в Послании 2008 года Глава государства подчеркивал, что приоритетной целью в противодействии преступности должна стать профилактика правонарушений, а не карательные действия. Кстати, тогда же по поручению Президента был разработан, а в 2010 году принят Закон «О профилактике правонарушений».

Считаю, нам необходимо усилить профилактику особенно в сфере противодействия терроризму и непосредственно в молодежной среде. За последние пять лет в Казахстане за террористические преступления осуждены 148 человек, а за преступления с признаками экстремизма – 160. Большая часть лиц, причастных к этим деяниям, – в возрасте до 29 лет.

В связи с этим в новой редакции закона определено понятие профилактики терроризма и механизмы ее реализации. Для этого, в частности, предусматривается создание в регионах антитеррористических комиссий, возглавляемых акимами областей, городов и районов, обладающих соответствующими силами, средствами и финансовыми ресурсами.

Задачи антитеррористических комиссий как консультативно-совещательных органов и ответственность их руководителей будут регламентироваться типовым положением, утверж­даемым Главой государства. Составы комиссий предлагается сформировать из числа представителей территориальных подразделений государственных и местных исполнительных органов, ответственных за социально-экономический блок, идеологическую работу, молодежную политику и взаимодействие с религиозными объединениями, вопросы образования, здравоохранения, информации, культуры, чрезвычайных ситуаций, а также специальных и правоохранительных органов.

На комиссии также будут возложены функции по минимизации и ликвидации последствий проявлений актов терроризма путем оказания экстренной медицинской помощи; медико-психологического сопровождения, проведения аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий; восстановления нормального функционирования и экологической безопасности подвергшихся террористическому воздействию объектов; социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате акта терроризма, и лиц, участвовавших в его пресечении; возмещения морального и материального вреда лицам, пострадавшим в результате акта терроризма.

Непосредственное пресечение актов терроризма не входит в полномочия антитеррористических комиссий. Эти задачи возложены на республиканский и оперативные штабы по подготовке и проведению антитеррористических операций, возглавляемых, соответственно, председателем КНБ и начальниками территориальных органов национальной безопасности.

– Как правило, за исполнителями террористических преступлений стоят структуры с соответствующим оснащением и финансовыми возможностями. Какими мерами «перекрываются» эти потоки?

– 28 августа 2009 года Главой государства подписан Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», определяющий правовые основы противодействия финансированию терроризма, правовые отношения субъектов финансового мониторинга, уполномоченного органа и других государственных органов РК в сфере финансирования терроризма. А в июне 2012 года Президент подписал еще один закон, корректирующий законодательство по указанным вопросам.

На основе этой законодательной базы с момента создания Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов в специальные государственные и правоохранительные органы было направлено более 190 материалов об организациях и лицах, возможно, причастных к отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. По 110 запросам этих органов детально отслежены отдельные финансовые операции и приняты соответствующие меры.

Уверен, наделение органов финансовой полиции компетенцией по предупреждению, выявлению, пресечению каналов финансирования терроризма, предусмотренное новым законом, также будет способствовать повышению эффективности организации деятельности по противодействию терроризму.

– Такая деятельность обуславливает наличие профессиональных и высококомпетентных кадров спецслужб и правоохранительных органов. С этим вопросом все ли в порядке?

– Одним из важнейших приоритетов предвыборной платформы НДП «Нур Отан» является эффективная кадровая политика в целом, повышение квалификации и профессионализма сотрудников правоохранительных органов, укрепление их социального статуса, увеличение денежного содержания – в частности.

Проведенные в последние годы мероприятия по реформированию правоохранительных органов и спецслужб способствовали улучшению правовой базы их деятельности, исключению дублирования функций. Впервые на государственном уровне проведена внеочередная аттестация сотрудников правоохранительных органов.

Но, как известно, непосредственная работа сотрудников по противодействию террористической деятельности сопряжена с большими психологическими и физическими нагрузками, с реальными рисками жизни. На этом важнейшем направлении обеспечения национальной безопасности должны быть задействованы наиболее подготовленные и опытные сотрудники спецслужб и правоохранительных органов. А потому для мотивирования и сохранения профессионального ядра таких подразделений необходимо существенно поднять статус, престижность оперативной работы за счет значительного повышения денежного содержания и максимального расширения социального пакета. То есть стимулировать приход на эти направления наиболее квалифицированных кадров.

– Угроза терроризма – глобальная угроза, противостоять которой в одиночку не в состоянии ни одно, даже самое продвинутое, государство. Каким образом осуществляется сотрудничество с зарубежными странами и международными организациями в этом направлении?

– Казахстан является активным участником международного антитеррористического процесса в глобальном и региональном масштабах. Сотрудничество в этой сфере осуществляется через такие авторитетные международные структуры, как ООН, ШОС, СНГ, ОДКБ, а также в двустороннем формате.

Наше государство присоединилось к 14 универсальным конвенциям ООН по борьбе с терроризмом, также подписан ряд международных договоров в этой сфере. Отмечу, что Комитетом по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса проводится активная работа по ратификации международных договоров, заключенных Республикой Казахстан, в том числе и по вопросам противодействия терроризму.

В соответствии с такими соглашениями стороны, их заключившие, обязуются осуществлять сотрудничество не только в предупреждении, выявлении и пресечении готовящихся террористических преступлений, но также оказывать взаимную правовую помощь при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и проведении следственных действий в рамках уголовного судопроизводства, а также экстрадиции и наказании виновных лиц.

«Казахстанская правда», Ольга КАЗАНЦЕВА

Бөлісу: