5 Желтоқсан 2012, 03:37
И.В. Сталин и дружба народов
Непоколебима вера в сердцах советских людей в бессмертие гения, его наследия, его трудов и деяний. С таким единым, ясным чувством живут в дни своей безмерно глубокой скорби все поколения социалистических наций Советского Союза.
Не мирится сознание с понятием смерти применительно к личности товарища Сталина. Невообразимо оно, будто произошло нечто непредставимое в сфере мировой, в космических пространствах. Или дневное светило нежданно померкло в полдень, будто полная луна в прозрачной, звездной вышине вдруг утаила свое сияние... Так не мирится всегда сыновнее сердце с потерей родного отца, матери - самого дорогого в жизни. Именно таким сыновним чувством были привязаны к И.В. Сталину народы нашей страны. Потому весть о кончине вождя воспринята как самое близкое, глубоко личное, собственное горе каждой отдельной личности. Вместе с всенародным, общим для всей страны горем, каждый из нас воспринял уход товарища Сталина из нашей среды как невосполнимую собственную утрату.
В подобных сокровенных мыслях и чувствах каждой отдельной личности сказалась та жизненно-историческая правда, которая запечатлена в каждой личной биографии наших людей - представителей разных возрастов, разных полов, разных национальностей. С именем Сталина связаны судьбы детства, юности, отцовства и материнства, связаны успехи восхождения, личные победы, достижения, связаны сокровенные надежды на ближайшее, также связана непоколебимая вера, мечты и дерзания на грядущее.
Такова незримая, навсегда закрепленная, любовно взлелеянная дружеская связь миллионов сердец с именем и образом вождя. А из этих личностей состоят коллективы, общество, огромные массивы людские, состоят, наконец, народы, нации.
Любя своего гениального вождя, одновременно все отдельные личности, граждане, сыны своих наций в этой своей любви воплотили слияние чувств, мыслей, любящих Сталина, Родину и партию широчайших масс своего народа.
Как гений и бессмертие дел Сталина отражены в мыслях и чувствах, в трудовых достижениях - в крови и в сердце каждого советского человека, так же все эти личности в целом слагают и выражают великую дружескую сплоченность наших коллективов, обществ, народов. Это навеки скрепленная нерушимая ленинско-сталинская дружба народов Советского Союза.
Много сторон гения И.В. Сталина, много великих вкладов его в историю прогрессивного человечества. И одна из этих сторон - это новое в мировой истории человечества - решение им национальной проблемы, отношений между народами в виде ленинско-сталинской дружбы народов.
Это величайший из его вкладов в историю Советского государства, в историю народов земного шара. Вместе со всем этим, оно же означает солнечно озаренную полосу счастливой истории ранее угнетенных народов бывших российских окраин.
Неисчислимы те блага, что дала всем нашим народам сталинская дружба народов. И каждая отдельная историческая судьба любого, взятого к примеру советского народа, во всей полноте продемонстрирует миру, чего достиг он благодаря лишь сталинской дружбе народов.
Точно и исчерпывающе красноречиво сможет поведать один казахский народ о своих исторических обретениях как о результате забот и отеческого внимания Сталина. Более полувека своей многотрудной, гигантской деятельности отдал И.В. Сталин делу борьбы за коммунизм - борьбы на благо трудового человечества. И столь же времени посвятил он теоретической разработке и организационно - государственному, историческому разрешению вопроса национального, вопроса о судьбах, путях и перспективах развития многочисленных национальностей нашей Родины.
Вереницей незабвенных в веках памятных дат, неизгладимых в историях событий предстают перед нашими взорами учения, мысли-откровения, призывы, Сталина по национальному вопросу за эти полвека.
Он начинает восполнять марксизм в данной области еще со своего труда, написанного задолго до революции, "Марксизм и национальный вопрос".
А в первые же дни октября, в день 16 ноября 1917 года ленинско-сталинская национальная политика советской власти получила свое историческое оформление в "Декларации прав народов России", подписанной Лениным и Сталиным. На основе ее совместно с Лениным И.В. Сталин разрабатывает теоретически и одновременно повседневно практически на деле осуществляет основы национальной политики партии. Претворяет в жизнь великие, впервые поведанные миру, основы коммунистической национальной политики. В своих докладах на X, XII съездах партии он дальше расширяет историческую программу равенства народов СССР.
Его труд "Национальный вопрос и ленинизм", его теоретические и организационно-конкретные решения множества проблем исторических сталинских пятилеток, его обобщения результатов завоеваний Октября относительно социалистических наций, также определяют собой великие вехи в решении Сталиным путей и проблем национального вопроса в Союзе.
Исторические доклады Сталина на XVI съезде партии с определением особенностей национальных культур и о "Проекте Конституции Союза ССР" становятся новыми маяками, освещающими сущность государственного строя социалистических наций в виде социалистического интернационализма, абсолютного равноправия и дружбы народов.
Далее, в гениальных трудах вождя, как: "Краткий курс истории ВКП(б)", "Марксизм и вопросы языкознания", "Экономические проблемы социализма в СССР" и, наконец, в мудрых решениях XX съезда партии, пронизанных гениальными предначертаниями И.В. Сталина, мы видим проходящие через годы социалистического строительства, через горы исторических препятствий победные восхождения идеи Сталина о счастье народов. Она означает утвержденную победу ленинско-сталинской национальной политики, торжествующую победу социалистической культуры Союза, культуры социалистических наций, венцом которой является братское сотрудничество советских народов и сталинская идеология дружбы между ними.
Все упомянутое нами, являясь лишь кратким перечнем отдельных сторон величайших заслуг учителя и заступника народов, имеет свои жизненно оправданные, великие плоды в историях, в судьбах наших народов, поколений и личностей.
В конкретном применении, например, к истории казахского советского народа, все упомянутые только что этапные труды, ведущие мысли, предначертания Сталина получили свое жизненно-историческое воплощение, претворялись в действительность, и, оплодотворяясь год от году на деле, они рождали чудесное цветение жизни там, где печальным наследием пустынных веков расстилались бесплодные степи, безлюдные просторы, да беспросветная тьма и бескультурье народа.
В самом начале революции, вслед за "Декларацией прав народов", сразу же после освобождения значительной части Казахстана от колчаковщины и контрреволюционной Алашорды, в 1920 году, в октябре, был подписан Лениным декрет о создании Казахской Советской Автономии. В ближайшие за этим годы советского строительства, неустанно и заботливо думая о задачах таких республик, как Казахстан, И.В. Сталин указал на необходимость создания там промышленных очагов, поднятия сельского хозяйства, развития национальной культуры. И уже как реальное продолжение этих программно-исторических мыслей рождается Туркестано-Сибирская железная дорога. Этот первый гигант первой сталинской пятилетки, имея всемирно - исторический резонанс о себе, являлся дорогой, соединяющей Сибирь с республиками Средней Азии, и он же, проходя целиком через территорию Казахстана, стал дорогой казахстанской.
В осуществление заветных мыслей Сталина рождались год за годом мощные очаги индустрии в Казахстане. Раскрылись богатейшие недра Казахстана, о которых не в шутку говорят, что здесь представлена в натуре, во всей полноте и изобилии, вся периодическая таблица Менделеева.
Новые социалистические города, центры истинно мощных очагов промышленности, как угольная Караганда, медные гиганты - Балхаш, Джезказган, Карсакпай, город металлургов Темиртау, города сульфидных руд - Лениногорск, Ачисай, город ферросплавов - Актюбинск, центр казахской нефти - Эмба и многие-многие другие очаги промышленности, разворачиваясь гигантски, расцветая с каждой сталинской пятилеткой, превратили лицо Казахстана из республики сельскохозяйственной в республику индустриально-аграрную.
По мыслям и личным указаниям И.В. Сталина, благодаря его заботливому, настойчивому и последовательному вниманию, развилось на иной, высококультурной, оснащенной богатой техникой основе и сельское хозяйство Казахстана.
Особо тщательным и систематическим вниманием товарища Сталина пользовалось животноводство в Казахстане. Следя за проведением в жизнь его же превращении Казахстана в мощную базу социалистического животноводства на востоке Союза, он оказывал свою непосредственную великую помощь этой отрасли хозяйства Казахстана до самого XX съезда партии и после него.
Потому в социалистическом хозяйстве Казахстана целые районы, широкие бассейны, иные округа и огромные долины превращены в цветущие, неисчерпаемо богатые родины таких небывалых в дореволюционном Казахстане культур, как хлопок, рис, свекла, табак, лен и многочисленные плодоягодные культуры.
Такими же гигантскими масштабами развивалась и культура казахской социалистической нации. Эта культура, как и у всех братских народов Советского Союза, с самой первоначальной своей фазы определилась на основе учения Сталина - социалистической по содержанию и национальной по форме. Только такая культура, с широкой идейно - исторической сущностью, могла своим влиянием охватить широчайшие массы, подлинно огромные толщи народа, прозябавшего в многовековой темноте.
Народ, которому царизм не помогал открыть ни одной нормальной начальной школы, создал огромную сеть начальных, средних школ, открыл десятки высших учебных заведений, создал свою Академию наук, вырастил армию своих ученых - самых разнообразнейших специальностей.
Казахская социалистическая нация, как и все соседние братские ей народы, как киргизы, узбеки, туркмены, таджики, каракалпаки в Средней Азии, создала свое замечательное социалистическое искусство (театр, кино, музыку, живопись), свою богатую художественную литературу.
И при всех этих видах гигантских достижений, идя в своем историческом развитии по пути, намеченному гением Ленина и Сталина, казахский народ неотрывно сливался в своем росте и расцвете с другими братскими народами Союза на основе подлинно сталинской дружбы народов. И на этом пути, как и все остальные братские народы Советского Союза, казахский народ с вечной благодарностью и с искренней признательностью называет неоценимую дружескую поддержку великого русского народа.
Во всех достижениях в названных выше областях политического, экономического и культурного роста и расцвета казахской социалистической нации, первостепенная, определяющая роль принадлежала помощи великого русского народа, старшего брата в ленинско-сталинской дружбе народов.
Уже несколько поколений казахского трудового народа воспитала, сформировала и вырастила социалистическая эпоха. Молодая история наша выдвинула из числа этих поколений десятки, сотни тысяч выдающихся личностей казахов и казашек, строителей социализма, передовых борцов за коммунизм. И все эти лица, достигшие высоких вершин прославленного труда, редкостных знаний или вдохновенной, творческой славы, помнят и носят в душе чувство глубочайшей своей благодарности великой русской культуре, тому первому русскому учителю, который научил их первой букве русского алфавита, первому русскому слову. Начиная с этих детских шагов до вершин наших знаний, мы благодарны русской школе, русской науке, русской литературе и русской общественно-политической животворящей мысли, представленных на великом русском языке в трудах гениальных учителей человечества Ленина, Сталина.
И в этом все определяющем историческом процессе скорейшего приобщения наших народов к мировой русской культуре, заботливая, отеческая роль И.В. Сталина также была неоценимо, неизмеримо великой.
На этой базе родственного сближения народов, на базе общей по содержанию социалистической культуры и родилось, под водительством партии Ленина - Сталина, под непосредственным воспитательным идейным воздействием Сталина, то чувство постоянного сотрудничества, содружества в достижениях, которые мы наблюдали и наблюдаем при всех видах строительства, созидания в нашей стране. Так, еще на стройке Турксиба в двадцатые годы, участвовали наряду с казахами, русские и украинцы, белорусы, узбеки, татары и представители многих других народов. Точно так же и ныне на стройке Волго - Дона участвовали все братские республики. "Волго - Дон - творение всех народов социалистической отчизны", - писала "Правда". А на строительстве главного туркменского канала плечом к плечу с туркменами, каракалпаками работают представители двадцати национальностей Советского Союза. Недаром мы говорим, что великие стройки коммунизма вдохновлены сталинским гением, явились и ярчайшим осуществлением великой дружбы братского сотрудничества народов Союза.
И во всех этих явлениях нашей действительности незримо, но явственно присутствует и ведет, вдохновляет и учит побеждать в любом нашем начинании бессмертный гений И.В. Сталина.
Резко обособленное место в казахской поэзии 19-го и 20-го столетий занимает поэт Шангирей. Он прямой потомок малоордынского хана Букея, по имени которого назван целый округ (часть казахской степи, расположенная между нижними течениями Волги и Урала, с населенным пунктом - городком Букеевской ордой или еще по-русски именовавшейся до революции Ханской ставкой). Весь этот округ со всем своим кочевым населением из отдельных племен казахов Малой орды составлял "узел" - достояние хана Букея и его непосредственных преемников, которым неизменно покровительствовал царизм. Дед Шангирея Жангир хан "прославил" свое имя беспощадным подавлением в качестве агента царского правительства народного восстания 30-х годов прошлого столетия, возглавлявшегося Исатаем и Махамбетом.
Кукольный герой театра марионеток, созданный царизмом в начальную стадию колонизации края, Жангир хан мнил себя долговечным, всесильным властелином своих владений. Избрал своей резиденцией Нарын. Благодаря учрежденным им тяжелым повинностям и поборам с населения, построил себе нечто вроде дворца. Окружил себя родней и свитой из мулл и ходжей из родовитых феодалов, биев, представителей племен. Учинял там суд и расправу над своими подчиненными, оставаясь ревностным ставленником царского правительства, находясь в непосредственном повиновении Оренбургскому ведомству во главе с генерал-губернатором края. За все время своего призрачного существования старался оправдать доверие властей и по их заданию стремился внушить, вселить в своих подчиненных покорность и преданность воле "белого царя". Но сколь напрасны были эти его старания, показали действия представленных на великом русском языке в трудах гениальных учителей человечества Ленина, Сталина.
И в этом все определяющем историческом процессе скорейшего приобщения наших народов к мировой русской культуре, заботливая, отеческая роль И.В. Сталина также была неоценимо, неизмеримо великой.
На этой базе родственного сближения народов, на базе общей по содержанию социалистической культуры и родилось, под водительством партии Ленина - Сталина, под непосредственным воспитательным идейным воздействием Сталина, то чувство постоянного сотрудничества, содружества, сорадования в достижениях, которые мы наблюдали и наблюдаем при всех видах строительства, созидания в нашей стране. Так, еще на стройке Турксиба в двадцатые годы, участвовали наряду с казахами, русские и украинцы, белорусы, узбеки, татары и представители многих других народов. Точно так же и ныне на стройке Волго - Дона участвовали все братские республики. "Волго - Дон - творение всех народов социалистической отчизны", - писала "Правда". А на строительстве главного туркменского канала плечом к плечу с туркменами, каракалпаками работают представители двадцати национальностей Советского Союза. Недаром мы говорим, что великие стройки коммунизма вдохновлены сталинским гением, явились и ярчайшим осуществлением великой дружбы братского сотрудничества народов Союза.
И во всех этих явлениях нашей действительности незримо, но явственно присутствует и ведет, вдохновляет и учит побеждать в любом нашем начинании бессмертный гений И.В. Сталина.
Резко обособленное место в казахской поэзии 19-го и 20-го столетий занимает поэт Шангирей. Он прямой потомок малоордынского хана Букея, по имени которого назван целый округ (часть казахской степи, расположенная между нижними течениями Волги и Урала, с населенным пунктом - городком Букеевской ордой или еще по-русски именовавшейся до революции Ханской ставкой). Весь этот округ со всем своим кочевым населением из отдельных племен казахов Малой орды составлял "узел" - достояние хана Букея и его непосредственных преемников, которым неизменно покровительствовал царизм. Дед Шангирея Жангир хан "прославил" свое имя беспощадным подавлением в качестве агента царского правительства народного восстания 30-х годов прошлого столетия, Исатаем и Махамбетом.
Кукольный герой театра марионеток, созданный царизмом в начальную стадию колонизации края, Жангир хан мнил себя долговечным, всесильным властелином своих владений. Избрал своей резиденцией Нарын. Благодаря учрежденным им тяжелым повинностям и поборам с населения, построил себе нечто вроде дворца. Окружил себя родней и свитой из мулл и ходжей из родовитых феодалов, биев, представителей племен. Учинял там суд и расправу над своими подчиненными, оставаясь ревностным ставленником царского правительства, находясь в непосредственном повиновении Оренбургскому ведомству во главе с генерал-губернатором края. За все время своего призрачного существования старался оправдать доверие властей и по их заданию стремился внушить, вселить в своих подчиненных покорность и преданность воле "белого царя". Но сколь напрасны были эти его старания, показали действия масс трудового населения, поднявшегося в 1837 г. против царизма и против него самого как ставленника этой власти, и чуть не разгромившего его ставку в Нарыне.
Народное восстание была подавлено силой царского оружия, а проявивший во время этих событий свою верность хан оставался на прежнем своем положении. Входил в родство с татарскими феодалами, помещиками, пытался судить по шариату. Управлял народом через послушных, угодливых приближенных. Сам непосредственно не общался с населением. Создавалась некая проекция на дворцовую жизнь в стиле многочисленных мелких ханств Востока. Причем все это было ново и чуждо в сравнении с прежними формами управления казахами у других ханов - предшественников Жангира.
Так что чем больше он стремился оригинальничать, поражать подчиненных своими благоприобретенными новшествами, тем более он отдалялся от своей почвы, становился нетерпимым, ненавистным даже для некоторых из своих приближенных. Его старания показать себя полновластным ханом в то время, когда сам постоянно неизменно раболепствовал перед царскими чиновниками - делали его в глазах населения каким-то ненужным, отягощающим положение населения придатком в управлении краем. Одновременно и царское правительство убедилось в ненужности подобных учреждений в данной части казахской степи. Растущая экспансия колонизирующего эти окраины торгово-промышленного капитала России в свою очередь тоже требовала устранения всяких посредников. И правительство, соблюдая интересы этого капитала, упразднило это ханство. Так что сыновья Жангира уже не имели звания хана Букеевской орды. Но, учитывая заслуги их предков, царское правительство не оставило их без внимания. А именно ближайшие преемники Жангира были зачислены в список русского дворянства. А поэт Шангирей до революции 1917 г. числился в списке дворян Самарской губернии. Получил в пределах Самарской губернии богатое имение "Борсы", в котором провел всю свою долгую жизнь. Лишь только в 1920 году, накануне смерти Шангирея, благодаря правам, предоставленным бедноте советской властью, хозяином имения стала та безземельная, бесправная казахская беднота, которая до Октябрьской революции представляла собою подлинных крепостников Шангирея. Они и вывезены были в составе 30 семей Шангиреем из Нарына при его переезде оттуда в указанное имение. Отрывочные сведения из биографии Шангирея говорят о том, что он провел свое раннее детство в Нарыне, в резиденции своего деда, каковую в одном позднейшем стихотворении - "Воспоминания детства" - воспевает как:
Ай белгілі ақ мешіт, Алпыс бөлме, жүз есік. (Белая мечеть со знаком луны И шестьдесят комнат с сотней дверей...)
Лишившись в раннюю пору детства своих родителей, по собственному свидетельству (в том же стихотворении), он остался хозяином богатого наследства при попечительстве близкой родни. Затем, получив среднее образование в русской школе, впоследствии переехал в "Борсы". Когда состоялся этот переезд, точно нам неизвестно, но из стихотворного послания его "Одному брату", где говорится:
Бұл күнде жиырма алтыдан інің асқан, Ажалға жиырма алты адым жақын басқан. (Ныне ваш брат перешагнул двадцать шестой год, И к смерти приблизился на двадцать шесть шагов.) и стихотворения, которое начинается со слов:
Алла жар, жаздым, аға, көл Борсыдан, Жаз жайлап, қыс қыстаған қонысымнан. (Наинижайший мой привет вам из Куль Борсы, Где летние и зимние урочища мои.) явствует, что к этим годам он жил уже хозяином "Борсы". Эти же строки свидетельствуют о том, что Шангирей в это время был уже помещиком, владельцем усадьбы, которой, однако, пользовался, так как используют свою территорию кочевники, разбивая ее на пролеточные и при зимовочные участки. Известно, что он наряду с садоводством, хлебопашеством вел одновременно скотоводство.
Как эти годы, так и все последующие годы его жизни проходят в этом имении. Порой он выезжает только на дворянские собрания губернии.
В одном случае на непродолжительное время назначается мировым судьей. Из тяжелых случаев своей жизни считает и многократно оплакивает в своем творчестве раннюю смерть излюбленной жены, после которой он вторично не женился, оставаясь на всю жизнь холостяком и бездетным.
Постоянным длительным его развлечением являлась охота в пределах своего имения в озерах "Борсы". Причем он не был ружейным охотником. Занимался и увлекался только охотой с соколами, ястребами и кречетами или охотой с гончими.
Ойнақы мініп атқа, ал қаршыға,
Зер қарғы сыландасып ерсін тазы.
(Сидя на гарцующем коне, имея ястреба на руке,
И пусть кокетливо вьется около гончая
с золотым ошейником.)
Вот атрибуты охоты помещика-феодала, сливавшего в одно старорусский помещичий быт с особенностями и укладом казахских феодальных верхов своего времени. Но не только быт, но и все творчество Шангирея, будучи сугубо автобиографичным, представляет собой характерное смешение стилей русской дворянской усадьбы со стилем феодала родового казахской степи конца 19 и начала 20-го столетия.
Поэт-романтик по преимуществу, Шангирей в своем творчестве дает различные виды лирики: лирику природы, настроения и лирику любви. Говорить о его творчестве - значит говорить об одном из первых образцов интимной лирики в стиле буржуазных романтиков в казахской поэзии недавнего прошлого. Причем характерна связь его творчества с общей политической классовой обстановкой его времени. История, эпоха, когда впервые выступил и продолжал действовать на литературной арене Шангирей, является эпохой всестороннего решительного наступления промышленного капитала на окраины России.
Возникали крупные рынки (Оренбург с двором, Нижний Ирбит и множество ярмарок в пределах Сибирского и Оренбургского ведомств), где обменивались на фабрикаты промышленности "купленные товары" - различные виды сырья и скота для нужд фабрик-заводов, для нужд "отечественной промышленности".
Мухтар Ауезов