Живой Навои

5 Желтоқсан 2012, 03:16

  Живой Навои   Пяти вековой истории узбекского народа неугасимо яркими светилами сопутствуют творения гениального Навои. Один только объем оставленного им многообразного поэтического, прозаического и научного наследства делает его наиболее продуктивным поэтом и мыслителем среди других классиков древности.   Столь же много и написано о Навои, посвящено ему. Эти произведения легко можно разграничить на две группы. Первую из них составляют памятники, возникшие, как при жизни самого поэта, так и в течение ряда последующих веков. Ко второй группе принадлежат произведения узбекского социалистического искусства, зародившиеся после Великой Октябрьской революции.   При жизни своей Навои деятельно способствовал появлению различных видов искусства в Герате. Так, например, в музыке знаменитые композиторы Кул-Мухаммед, и Хусейн Уди воплощали многое из идей и музыкально-творческих поисков Навои. В живописи друг поэта, высокоталантливый художник-миниатюрист Бехзад первый оставил нам портрет Алишера. Он отразил в своем творчестве высокую идею служения народу, заступничества за него.   В этом глубоком осмыслении взятых им тем, в посвящении своего труда высоким идеалам, на Бехзада оказывал огромное влияние Алишер Навои. Не случайно при изображении Бехзадом момента постройки большой Самаркандской мечети при Тимуре, смело показана тяжелая доля подневольных тружеников. Бехзад в этом случае своими миниатюрами подтверждал назначение художника, которому Алишер завещал:   Если ты человек, не называй человеком Того, кто не заботится о народе.   Не только памятники богатой архитектуры или оригинальное искусство каллиграфистов Герата отразили на себе влияние замыслов Алишера. В трудах его современников мы встречаем литературное описание жизни и деятельности самого Навои. Живую обрисовку образа его мы видим в трудах историков Гиясиддина Хондемира, Давлетшаха. Один из талантливых воспреемников Навои, поэт и мемуарист-историк Захирэддин Бабур в своем "Бабур-намэ" также оставил нам красочный портрет поэта.   Многие узбекские поэты последующих веков справедливо считали себя наследниками и учениками Навои, в ряде своих произведений отразили моменты жизни и борьбы самого Алишера и его героев. Так жил Навои в творчестве Мухаммед Салиха, Нушаты, Тарди, Фазди, Гюльхани, Мукими, Фурката и других.   Но подлинно широкое место в истории культуры заняли произведения Навои и художественно воспроизведенный образ самого поэта только в советскую эпоху.   В социалистическом искусстве Советского Союза, в том числе и узбеков, память о Навои живет в двойном смысле. Многие советские художники черпают темы, сюжеты и идеи из творений Навои. В другом случае Навои сам фигурирует в качестве основного героя произведений разных видов искусства и литературы.   С самого начало возникновения советского театрального искусства Узбекистана вплоть до последних дней создано много пьес и либретто на темы творчества Алишера. Это- музыкальная драма "Фархад и Ширин", опера "Лейли и Меджнун", балет "Сухейли и Мехри", построенный на сюжете поэмы "Семь планет", и другие.   В итоге творческого содружества композиторов, драматургов, режиссеров, актеров, балетмейстеров, театральных художников Узбекистана ряд ценнейших спектаклей, связанных с именем Навои, прочно вошел в репертуар академических и областных театров. Так новое театральное искусство утверждает великую память бессмертного гуманиста.   Но, пожалуй, более ответственная, трудная, хотя и благороднейшая задача, - воссоздание образа не героев поэта, а самого их творца.   Уже давно делались попытки воспроизвести образ Навои в живописи. Известно немало действительно ценных полотен - работы художников Узбекистана, изображающих Навои и отроком, и юношей, и в полном расцвете физической и духовной зрелости, и в преклонных годах. Особо выдающимися в этом отношении признаются заслуги художников Уфимцева и Тансыкбаева.   Память поэта будет хранить и спектаклями на своей сцене и самим наименованием знаменитое здание Узбекского академического оперного театра имени Навои. Это здание справедливо названо красивейшим Дворцом Советского Востока, а строители его академик Щусев и народные мастера и художники Мурадов, Асланкулов, Джамилов, Балтаев, Ахмаров, Балта и Джамал Джураевы удостоены Сталинской премии 1947 года. Наиболее полно, законченно и ярко образ Навои запечатлен в трех выдающихся произведениях советской литературы и искусства.   Мы имеем в виду кинокартину "Алишер Навои", драму "Алишер Навои" поставленную в настоящем сезоне в академическом театре им. Хамза, и широко известный роман крупнейшего узбекского писателя Айбека "Навои". Сценарий кинокартины "Алишер Навои" создан совместными творческими усилиями узбекских и русских писателей: Изат Султанова, Уйгуна, Спешнева и Шкловского.   Картина "Алишер Навои" по достоинству получила высокое признание советского зрителя, и ее режиссер-постановщик Камил Ярматов, а также ведущие актеры, исполняющие роли Навои и Хусейна Байкара, Разак Хамраев и Асат Исматов получили Сталинскую премию 1947 года.   Главной заслугой авторов пьесы и картины считается достойное воссоздание обаятельного образа самого Алишера. Стержневой темой этих произведений проходят деятельная борьба и благородные порывы поэта-гражданина, избравшего себе в удел заступничество за народ, самоотверженное служение родине и ее культуре. Перед зрителями постепенно разворачивается тернистый путь большой поучительной жизни благородной личности в сумрачную, далекую, феодальную эпоху.   В этих произведениях дан убедительный и исключительно притягательный образ борца за высокие идеалы человечности и нравственности.   Отдельные недостатки этих произведений связаны не с изображением Навои. Так, например, в пьесе считается несколько односторонней обрисовка образа Байкара, этой сложной и противоречивой исторической личности. Самый серьезный упрек кинокартине и пьесе - это изображение борьбы героя в пределах феодально-дворцовой среды и в некоторой изолированности от борьбы народных масс. В тесной связи с этим замечанием возникает и другой законный упрек - отсутствие полноценно очерченных образов представителей народных низов.   Несмотря на наличие указанных недочетов, оба эти произведения являются одними из лучших памятников, воздвигнутых нашей культурой великому Навои.   Особо выдающимся произведением этого порядка, по нашему глубокому убеждению, должен считаться исторический роман Айбека "Навои", удостоенный в 1946 году наивысшей оценки нашей страны - Сталинской премии первой степени.   Следуя в освоении исторической темы методу социалистического реализма, автор сумел широко раскрыть далекую эпоху гератской культуры, создал огромное полотно высокой познавательной ценности.   Здесь в числе многих персонажей романа, представлены носители характерных типических черт весьма разнообразных социальных слоев, находящихся между собой в глубоком конфликте.   Убедительно раскрыты нравы ханско-феодального двора со всей его иерархической лестницей духовных и светских правителей. Не только фоном, а волевой, активно действующей силой выступает в романе и народ - труженик, творец, носитель глубокого протеста против мира зла, и главное, народ - источник мудрости, питающий животворными соками все новые творения своего гениального сына - художника. В романе мы видим целую галерею живых образов из народа.   Не впадая в схематизм и шаблонность, автор умело и полно развенчивает жадных и хищных визирей, глухих к народному голосу коронованных особ, всяческих стяжателей и ханжей из гератского двора.   И в пору господства таких личностей проходит в романе большой период жизни поэта, становящегося на глазах читателя самой светлой вершиной поэтической, научной и общественной мысли своей эпохи. Человек, переросший современное общество на несколько голов, Навои формирует вокруг себя среду поэтов, художников, ученых.   Полноценно показан Айбеком тот Навои, который был самоотверженным почитателем, организатором и неутомимым вдохновителем труда прогрессивных деятелей, кому были дороги идеалы свободы и торжества разума, идеалы великого счастья народных масс.   Заметным недостатком романа является скупость изображения в нем личной, интимной жизни поэта. И особенно ощутимым пробелом надо считать ограниченность показа в романе творческой психологии героя. По одному только количеству созданных произведений Алишера мы можем судить, что в его интеллектуальной и эмоциональной сущности наибольшую долю жизненно-творческой энергии и времени должен поглощать именно творческий процесс, и поэтому естественно ожидание читателя, что в романе будут раскрыты моменты творческого преображения поэта в заветные часы вдохновенья.   Роман, как и картины, уделил больше внимания Алишеру - государственному деятелю и деятелю культуры, но в нем досадно скупо отображен внутренний мир столь интересной для художественного воссоздания многогранной творческой личности.   Приведенным здесь перечнем созданных в нашу эпоху произведений искусства, посвященных Навои, далеко не исчерпывается весь их богатый и разнообразный ряд. Можно сказать с полной уверенностью, что нет ни одного поэта Советского Узбекистана, который не посвятил бы отдельные строки Навои.   Особо выделяем поэтические и научно-исследовательские труды по изучению наследия Навои таких выдающихся поэтов-ученых, как Гафур Гулям, Максуд Шейхзаде. Коллективными трудами всех деятелей искусства и литературы Узбекистана и Советского Союза великий Навои оживлен для нашей эпохи.   Пройдя дали веков, он как бы повсюду сосуществует с нынешними счастливыми поколениями родного народа. Верное ощущение этой правды, очевидно, и дало повод Шейхзаде в его балладе сказать:   О, товарищ Навои, огромный и быстролетный, Ты живее многих живых поэтов!   К новой жизни Алишера воскресила наша социалистическая эпоха, слившая воедино поэта с народом!   1948 Мухтар Ауезов  

 

Живой Навои

 

Пяти вековой истории узбекского народа неугасимо яркими светилами сопутствуют творения гениального Навои. Один только объем оставленного им многообразного поэтического, прозаического и научного наследства делает его наиболее продуктивным поэтом и мыслителем среди других классиков древности.

 

Столь же много и написано о Навои, посвящено ему. Эти произведения легко можно разграничить на две группы. Первую из них составляют памятники, возникшие, как при жизни самого поэта, так и в течение ряда последующих веков. Ко второй группе принадлежат произведения узбекского социалистического искусства, зародившиеся после Великой Октябрьской революции.

 

При жизни своей Навои деятельно способствовал появлению различных видов искусства в Герате. Так, например, в музыке знаменитые композиторы Кул-Мухаммед, и Хусейн Уди воплощали многое из идей и музыкально-творческих поисков Навои. В живописи друг поэта, высокоталантливый художник-миниатюрист Бехзад первый оставил нам портрет Алишера. Он отразил в своем творчестве высокую идею служения народу, заступничества за него.

 

В этом глубоком осмыслении взятых им тем, в посвящении своего труда высоким идеалам, на Бехзада оказывал огромное влияние Алишер Навои. Не случайно при изображении Бехзадом момента постройки большой Самаркандской мечети при Тимуре, смело показана тяжелая доля подневольных тружеников. Бехзад в этом случае своими миниатюрами подтверждал назначение художника, которому Алишер завещал:

 

Если ты человек, не называй человеком

Того, кто не заботится о народе.

 

Не только памятники богатой архитектуры или оригинальное искусство каллиграфистов Герата отразили на себе влияние замыслов Алишера. В трудах его современников мы встречаем литературное описание жизни и деятельности самого Навои. Живую обрисовку образа его мы видим в трудах историков Гиясиддина Хондемира, Давлетшаха. Один из талантливых воспреемников Навои, поэт и мемуарист-историк Захирэддин Бабур в своем "Бабур-намэ" также оставил нам красочный портрет поэта.

 

Многие узбекские поэты последующих веков справедливо считали себя наследниками и учениками Навои, в ряде своих произведений отразили моменты жизни и борьбы самого Алишера и его героев. Так жил Навои в творчестве Мухаммед Салиха, Нушаты, Тарди, Фазди, Гюльхани, Мукими, Фурката и других.

 

Но подлинно широкое место в истории культуры заняли произведения Навои и художественно воспроизведенный образ самого поэта только в советскую эпоху.

 

В социалистическом искусстве Советского Союза, в том числе и узбеков, память о Навои живет в двойном смысле. Многие советские художники черпают темы, сюжеты и идеи из творений Навои. В другом случае Навои сам фигурирует в качестве основного героя произведений разных видов искусства и литературы.

 

С самого начало возникновения советского театрального искусства Узбекистана вплоть до последних дней создано много пьес и либретто на темы творчества Алишера. Это- музыкальная драма "Фархад и Ширин", опера "Лейли и Меджнун", балет "Сухейли и Мехри", построенный на сюжете поэмы "Семь планет", и другие.

 

В итоге творческого содружества композиторов, драматургов, режиссеров, актеров, балетмейстеров, театральных художников Узбекистана ряд ценнейших спектаклей, связанных с именем Навои, прочно вошел в репертуар академических и областных театров. Так новое театральное искусство утверждает великую память бессмертного гуманиста.

 

Но, пожалуй, более ответственная, трудная, хотя и благороднейшая задача, - воссоздание образа не героев поэта, а самого их творца.

 

Уже давно делались попытки воспроизвести образ Навои в живописи. Известно немало действительно ценных полотен - работы художников Узбекистана, изображающих Навои и отроком, и юношей, и в полном расцвете физической и духовной зрелости, и в преклонных годах. Особо выдающимися в этом отношении признаются заслуги художников Уфимцева и Тансыкбаева.

 

Память поэта будет хранить и спектаклями на своей сцене и самим наименованием знаменитое здание Узбекского академического оперного театра имени Навои. Это здание справедливо названо красивейшим Дворцом Советского Востока, а строители его академик Щусев и народные мастера и художники Мурадов, Асланкулов, Джамилов, Балтаев, Ахмаров, Балта и Джамал Джураевы удостоены Сталинской премии 1947 года.

Наиболее полно, законченно и ярко образ Навои запечатлен в трех выдающихся произведениях советской литературы и искусства.

 

Мы имеем в виду кинокартину "Алишер Навои", драму "Алишер Навои" поставленную в настоящем сезоне в академическом театре им. Хамза, и широко известный роман крупнейшего узбекского писателя Айбека "Навои". Сценарий кинокартины "Алишер Навои" создан совместными творческими усилиями узбекских и русских писателей: Изат Султанова, Уйгуна, Спешнева и Шкловского.

 

Картина "Алишер Навои" по достоинству получила высокое признание советского зрителя, и ее режиссер-постановщик Камил Ярматов, а также ведущие актеры, исполняющие роли Навои и Хусейна Байкара, Разак Хамраев и Асат Исматов получили Сталинскую премию 1947 года.

 

Главной заслугой авторов пьесы и картины считается достойное воссоздание обаятельного образа самого Алишера. Стержневой темой этих произведений проходят деятельная борьба и благородные порывы поэта-гражданина, избравшего себе в удел заступничество за народ, самоотверженное служение родине и ее культуре. Перед зрителями постепенно разворачивается тернистый путь большой поучительной жизни благородной личности в сумрачную, далекую, феодальную эпоху.

 

В этих произведениях дан убедительный и исключительно притягательный образ борца за высокие идеалы человечности и нравственности.

 

Отдельные недостатки этих произведений связаны не с изображением Навои. Так, например, в пьесе считается несколько односторонней обрисовка образа Байкара, этой сложной и противоречивой исторической личности. Самый серьезный упрек кинокартине и пьесе - это изображение борьбы героя в пределах феодально-дворцовой среды и в некоторой изолированности от борьбы народных масс. В тесной связи с этим замечанием возникает и другой законный упрек - отсутствие полноценно очерченных образов представителей народных низов.

 

Несмотря на наличие указанных недочетов, оба эти произведения являются одними из лучших памятников, воздвигнутых нашей культурой великому Навои.

 

Особо выдающимся произведением этого порядка, по нашему глубокому убеждению, должен считаться исторический роман Айбека "Навои", удостоенный в 1946 году наивысшей оценки нашей страны - Сталинской премии первой степени.

 

Следуя в освоении исторической темы методу социалистического реализма, автор сумел широко раскрыть далекую эпоху гератской культуры, создал огромное полотно высокой познавательной ценности.

 

Здесь в числе многих персонажей романа, представлены носители характерных типических черт весьма разнообразных социальных слоев, находящихся между собой в глубоком конфликте.

 

Убедительно раскрыты нравы ханско-феодального двора со всей его иерархической лестницей духовных и светских правителей. Не только фоном, а волевой, активно действующей силой выступает в романе и народ - труженик, творец, носитель глубокого протеста против мира зла, и главное, народ - источник мудрости, питающий животворными соками все новые творения своего гениального сына - художника. В романе мы видим целую галерею живых образов из народа.

 

Не впадая в схематизм и шаблонность, автор умело и полно развенчивает жадных и хищных визирей, глухих к народному голосу коронованных особ, всяческих стяжателей и ханжей из гератского двора.

 

И в пору господства таких личностей проходит в романе большой период жизни поэта, становящегося на глазах читателя самой светлой вершиной поэтической, научной и общественной мысли своей эпохи. Человек, переросший современное общество на несколько голов, Навои формирует вокруг себя среду поэтов, художников, ученых.

 

Полноценно показан Айбеком тот Навои, который был самоотверженным почитателем, организатором и неутомимым вдохновителем труда прогрессивных деятелей, кому были дороги идеалы свободы и торжества разума, идеалы великого счастья народных масс.

 

Заметным недостатком романа является скупость изображения в нем личной, интимной жизни поэта. И особенно ощутимым пробелом надо считать ограниченность показа в романе творческой психологии героя. По одному только количеству созданных произведений Алишера мы можем судить, что в его интеллектуальной и эмоциональной сущности наибольшую долю жизненно-творческой энергии и времени должен поглощать именно творческий процесс, и поэтому естественно ожидание читателя, что в романе будут раскрыты моменты творческого преображения поэта в заветные часы вдохновенья.

 

Роман, как и картины, уделил больше внимания Алишеру - государственному деятелю и деятелю культуры, но в нем досадно скупо отображен внутренний мир столь интересной для художественного воссоздания многогранной творческой личности.

 

Приведенным здесь перечнем созданных в нашу эпоху произведений искусства, посвященных Навои, далеко не исчерпывается весь их богатый и разнообразный ряд. Можно сказать с полной уверенностью, что нет ни одного поэта Советского Узбекистана, который не посвятил бы отдельные строки Навои.

 

Особо выделяем поэтические и научно-исследовательские труды по изучению наследия Навои таких выдающихся поэтов-ученых, как Гафур Гулям, Максуд Шейхзаде. Коллективными трудами всех деятелей искусства и литературы Узбекистана и Советского Союза великий Навои оживлен для нашей эпохи.

 

Пройдя дали веков, он как бы повсюду сосуществует с нынешними счастливыми поколениями родного народа. Верное ощущение этой правды, очевидно, и дало повод Шейхзаде в его балладе сказать:

 

О, товарищ Навои, огромный и быстролетный,

Ты живее многих живых поэтов!

 

К новой жизни Алишера воскресила наша социалистическая эпоха, слившая воедино поэта с народом!

 

1948

Мухтар Ауезов

 

Бөлісу: