Рабиндранат Тагор - великий сын Индии

4 Желтоқсан 2012, 08:50

  БАУЫРЖАН МОМЫШУЛЫ   07. 05. 1961 г. «Казахстанская правда» Рабиндранат Тагор - великий сын Индии   Сегодня исполняется сто лет со дня рождения великого индийского писателя, художника, просветителя и общественного деятеля Рабиндраната Тагора (Рабиндрана - тха Тхакура). Первые стихи и статьи Тагора появились в журнале «Гьянанкур», затем молодой Рабиндранат становится одним из самых деятельных сотрудников журнала «Бхароти». Позднее, в 1883 году, выходят в свет роман Тагора «Боутхакуранир Хат» из жизни средневековой Индии и пьеса «Отшельник». В этой пьесе осуждается аскетизм, уход в мир абстрактных философских рассуждений и созерцание, утверждается личность человека, его права на земные радости. «Эта пьеса, - пишет Тагор, - может быть рассматриваема как введение ко всей моей последующей деятельности, или вернее, это тема, к которой тяготели все мои писания». Той же теме посвящен сборник статей «Раздумье» и книга стихов «Утренние песни». Политическая обстановка в Индии в 80 - 90 годах была очень сложной. Только что прокатились по всей стране крестьянские волнения 1872 - 1882 годов. На политическую арену выходит национальная буржуазия. В.Бенгалии широко развернулась деятельность многих патриотических общественных культурных организаций, в которой принимает участие и молодой Тагор. Он становится уже вполне зрелым писателем, крупным и разносторонним общественным деятелем. Тематика его произведений меняется, он обращается к жанру короткого рассказа. Рассказы Рабиндраната принадлежат к числу его лучших произведений: они проникнуты глубоким сочувствием к страданиям простых людей, презрением и ненавистью к жестокости, лживости и порочности угнетателей и стяжателей всех видов и рангов - английских колонизаторов, крупных чиновников, полицейских, помещиков. Тагор осуждает страсть к наживе, дух торгашества, калечащий и уродующий человека. Вместе с тем он беспощадно высмеивает средневековые феодальные пережитки, срывает маску святости с жрецов - брахманов и аскетов. Рассказы Тагора оказали большое влияние на литературу народов Индии. Их главные особенности - гуманизм, критическая направленность - сыграли важную роль в становлении и формировании критического реализма в индийской литературе. Реалистический почерк Тагора рельефно выступает и в пьесах этого периода. В основном это социальные комедии («Ошибка с самого начала», «Клуб холостяков», «Манускрипт Бойкунты» и др.), полные мягкого юмора и остроумных реплик. В своих публицистических статьях этих лет Тагор затрагивает много важных проблем культурной и общественной жизни Бенгалии 90 - х годов. В 1901 - 1902 гг. он пишет свои первые социально - психологические романы «Песчинка в глазу» и «Крушение», утвердившие этот жанр в бенгальской литературе. Позднее он сочиняет лучшие произведения, характеризующиеся более углубленным отображением действительности. Вместе с тем в них отчетливо отразилось противоречие между утопическими, реформистскими взглядами Тагора - философа и реализмом Тагора - писателя. В 1909 году выходит написанная им грамматика бенгальского языка, исследование индийских религиозно - философских трактатов «Упанишады», драма «Возмездие». Вскоре Тагор выступает со сборником лирических стихотворений «Гитанджали», проникнутых глубокой любовью к человеку и радостным восприятием жизни, публикует политический роман «Гора», драму «Раджа» и сборник песен с нотами. Роман «Гора» - одно из самых значительных произведений Тагора - посвящен жизни в стране в 70 - 80 годы XIX столетия. Имя писателя в эти годы становится известным во всем мире. После издания сборника его стихов «Гитанджали» на английском языке (1913) его произведения переводятся на многие языки. Только на русском языке в одном 1914 году появилось четыре издания «Гитанджали». Позже, несмотря на преклонный возраст, Тагор побывал почти во всех крупнейших странах мира. В 1930 году Тагор совершает свою последнюю поездку за границу: в Англию, где выступает с лекциями в Оксфордском университете, в США, Германию, Данию, Францию, Чехословакию. В сентябре 1930 года он побывал в СССР. Посещение страны строящегося социализма являлось одной из важных вех в развитии мировоззрения писателя. Тагор встречается с работниками культуры, крестьянами, студентами, пионерами, интересуется системой образования в СССР, методами ведения сельского хозяйства. «Я попытаюсь своими слабыми, ничтожными силами, - писал поэт, - собрать и использовать хоть часть того, что я увидел здесь». Тагор сумел увидеть и понять очень многое. Результатом этих наблюдений и раздумий явилось яркое публицистическое произведение «Письма о России» в котором автор дал восторженную оценку многогранной энергичной деятельности Советского правительства, руководимого коммунистами. После вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз тяжело больной Тагор просил близких читать ему сводку с советско - германского фронта и оставался полным веры в победу советского народа над фашизмом. Пламенный патриот, в своих публицистических статьях он упорно и настойчиво боролся против попыток принизить культуру индийского народа, клеймил фашистских агрессоров и расовую дискриминацию, активно выступал за мир. Традиции Рабиндраната Тагора продолжает современная индийская прогрессивная литература. Советский народ высоко ценит драгоценное наследие Рабиндраната Тагора, великого писателя, верного друга Советского Союза.    

 

БАУЫРЖАН МОМЫШУЛЫ

 

07. 05. 1961 г. «Казахстанская правда»

Рабиндранат Тагор - великий сын Индии

 

Сегодня исполняется сто лет со дня рождения великого индийского писателя, художника, просветителя и общественного деятеля Рабиндраната Тагора (Рабиндрана - тха Тхакура).

Первые стихи и статьи Тагора появились в журнале «Гьянанкур», затем молодой Рабиндранат становится одним из самых деятельных сотрудников журнала «Бхароти».

Позднее, в 1883 году, выходят в свет роман Тагора «Боутхакуранир Хат» из жизни средневековой Индии и пьеса «Отшельник». В этой пьесе осуждается аскетизм, уход в мир абстрактных философских рассуждений и созерцание, утверждается личность человека, его права на земные радости. «Эта пьеса, - пишет Тагор, - может быть рассматриваема как введение ко всей моей последующей деятельности, или вернее, это тема, к которой тяготели все мои писания».

Той же теме посвящен сборник статей «Раздумье» и книга стихов «Утренние песни».

Политическая обстановка в Индии в 80 - 90 годах была очень сложной.

Только что прокатились по всей стране крестьянские волнения 1872 - 1882 годов. На политическую арену выходит национальная буржуазия. В.Бенгалии широко развернулась деятельность многих патриотических общественных культурных организаций, в которой принимает участие и молодой Тагор.

Он становится уже вполне зрелым писателем, крупным и разносторонним общественным деятелем. Тематика его произведений меняется, он обращается к жанру короткого рассказа.

Рассказы Рабиндраната принадлежат к числу его лучших произведений: они проникнуты глубоким сочувствием к страданиям простых людей, презрением и ненавистью к жестокости, лживости и порочности угнетателей и стяжателей всех видов и рангов - английских колонизаторов, крупных чиновников, полицейских, помещиков. Тагор осуждает страсть к наживе, дух торгашества, калечащий и уродующий человека. Вместе с тем он беспощадно высмеивает средневековые феодальные пережитки, срывает маску святости с жрецов - брахманов и аскетов.

Рассказы Тагора оказали большое влияние на литературу народов Индии. Их главные особенности - гуманизм, критическая направленность - сыграли важную роль в становлении и формировании критического реализма в индийской литературе.

Реалистический почерк Тагора рельефно выступает и в пьесах этого периода. В основном это социальные комедии («Ошибка с самого начала», «Клуб холостяков», «Манускрипт Бойкунты» и др.), полные мягкого юмора и остроумных реплик. В своих публицистических статьях этих лет Тагор затрагивает много важных проблем культурной и общественной жизни Бенгалии 90 - х годов.

В 1901 - 1902 гг. он пишет свои первые социально - психологические романы «Песчинка в глазу» и «Крушение», утвердившие этот жанр в бенгальской литературе. Позднее он сочиняет лучшие произведения, характеризующиеся более углубленным отображением действительности. Вместе с тем в них отчетливо отразилось противоречие между утопическими, реформистскими взглядами Тагора - философа и реализмом Тагора - писателя.

В 1909 году выходит написанная им грамматика бенгальского языка, исследование индийских религиозно - философских трактатов «Упанишады», драма «Возмездие». Вскоре Тагор выступает со сборником лирических стихотворений «Гитанджали», проникнутых глубокой любовью к человеку и радостным восприятием жизни, публикует политический роман «Гора», драму «Раджа» и сборник песен с нотами.

Роман «Гора» - одно из самых значительных произведений Тагора - посвящен жизни в стране в 70 - 80 годы XIX столетия.

Имя писателя в эти годы становится известным во всем мире. После издания сборника его стихов «Гитанджали» на английском языке (1913) его произведения переводятся на многие языки. Только на русском языке в одном 1914 году появилось четыре издания «Гитанджали».

Позже, несмотря на преклонный возраст, Тагор побывал почти во всех крупнейших странах мира.

В 1930 году Тагор совершает свою последнюю поездку за границу: в Англию, где выступает с лекциями в Оксфордском университете, в США, Германию, Данию, Францию, Чехословакию. В сентябре 1930 года он побывал в СССР. Посещение страны строящегося социализма являлось одной из важных вех в развитии мировоззрения писателя. Тагор встречается с работниками культуры, крестьянами, студентами, пионерами, интересуется системой образования в СССР, методами ведения сельского хозяйства. «Я попытаюсь своими слабыми, ничтожными силами, - писал поэт, - собрать и использовать хоть часть того, что я увидел здесь».

Тагор сумел увидеть и понять очень многое. Результатом этих наблюдений и раздумий явилось яркое публицистическое произведение «Письма о России» в котором автор дал восторженную оценку многогранной энергичной деятельности Советского правительства, руководимого коммунистами.

После вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз тяжело больной Тагор просил близких читать ему сводку с советско - германского фронта и оставался полным веры в победу советского народа над фашизмом.

Пламенный патриот, в своих публицистических статьях он упорно и настойчиво боролся против попыток принизить культуру индийского народа, клеймил фашистских агрессоров и расовую дискриминацию, активно выступал за мир. Традиции Рабиндраната Тагора продолжает современная индийская прогрессивная литература.

Советский народ высоко ценит драгоценное наследие Рабиндраната Тагора, великого писателя, верного друга Советского Союза.

 

 

Бөлісу: