Рамазан Бапов

6 Желтоқсан 2013, 09:22

Рамазан Саликович Бапов (16 августа 1947, Алма-Ата, Казахская ССР, СССР) — казахский советский артист балета,балетмейстер, педагог. Народный артист СССР (1979). Родился 16 августа 1947 года, (по другим источникам - 16 декабря). Рамазан Бапов — выходец из простой рабочей семьи со станции Алма-Ата—1, отец Салик — железнодорожник, мать Асия — учительница младших классов. Но культурой все живо интересовались. У Рамазана было два старших брата Марат и Мурат, которые в 1954 году окончили Алматинское хореографическое училище. И родители по этому случаю устроили той, пригласив, как положено у казахов, много гостей. Среди них был и преподаватель Александр Селезнёв, чье имя сейчас носит это училище, который заметил юркого мальчика и пригласил его тоже учиться балету через пару лет. Десятилетний мальчик сам поехал в училище в последний день третьего тура отбора детей в Московское хореографическое училище при Большом театре. Встретил там дядю Сашу, который представил его жюри. В итоге Рамазан был отобран в числе 12 счастливчиков, среди которых была и Наталья Аринбасарова. В 1966 году с отличием закончив МХУ, Бапов был выбран единственным от Москвы из 400 учеников и послан на Международный конкурс балета в Варну, Болгария. В конкурсе принимали участие 120 танцоров из многих стран мира. “Никому не известный парень” занял второе место. Первое досталось ленинградцу Михаилу Барышникову. После успеха на конкурсе в Варне ему предлагали остаться в Большом театре, но он был патриотом и вернулся в Алма-Ату, став в 1967 году солистом балетаГАТОБ имени Абая. Но его не забывали, приглашая на стажировку в Москву в классах Александра Руденко, Алексея Варламова и Асафа Мессерера. Тогда из лауреатов международных конкурсов в столице была организована балетная труппа, объездившая с гастролями полмира, так Бапов работал сразу в двух местах – набираясь опыта в Большом театре и получая хорошую практику в ГАТОБе. В 1979 году Бапов получил звание народного артиста СССР. Первый и единственный народный артист СССР в истории казахстанского балета. Закончив выступать на сцене, Бапов окончил Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова (кафедра режиссуры балета, 1986) и в 1988 году уехал работать в Стамбульский государственный театр оперы и балета, где параллельно вел мужской балетный класс в консерватории (кафедра хореографии). В 1994 году он повез своих турецких учеников на международный конкурс в болгарский город Варну, в котором 28 лет назад сам принимал участие. Там он встретился со старым знакомым по той же Варне румынским артистом балета Павлом Ротару, который вёл свою балетную школу в США, и пригласил Рамазана на работу в Америку. Приехав в Штаты на пару месяцев, Бапов остался там на 13 лет. Жил и работал в Атланте, штат Джорджия. Позже открыл свою балетную школу, где занималось 140 учеников, работал и в других частных школах. Ставил номера и одноактные балеты, фрагменты из балета "Щелкунчик" - "Восточный танец", "Танец Снежинок", "Китайский танец". Ученики Бапова завоевывали первые места на всеамериканских конкурсах. Но никто не звал его назад, а он хотел вернуться домой, сохранил казахстанское гражданство, даже написал письмо президенту Назарбаеву. В 2007 году Бапов получил приглашение Президента Нурсултана Назарбаева и вернулся в Казахстан и через год ему доверили возглавить балетную труппу ГАТОБ имени Абая в Алма-Ате. C 2008 года он главный балетмейстер ГАТОБ имени Абая. Владеет казахским, русским, турецким, английским и французским (со словарем) языками. Творчество В Алма-Атинской опере не было такого спектакля, который бы не танцевал Рамазан, будь то классика, современный казахский балет или модерн. Дебютировал ролью Тайо в балете Г. Жубановой «Легенда о белой птице». Дальше были Альберт в «Жизели» Аданa, Зигфрид в «Лебедином озере» и Дезире в «Спящей красавице» Чайковского, Базиль в «Дон Кихоте» и Солор в «Баядерке» Минкуса, Спартак в одноимённом балете Хачатуряна, Козы в «Козы Корпеш - Баян сулу»Брусиловского и другие. Он много гастролировал с неизменным успехом в Дании, Швеции и Финляндии, Сирии и Иордании, Индии и Шри-Ланке, Малайзии и Сингапуре и многих других странах. В 70-е годы прошлого столетия он был самым ярким и талантливым явлением в казахской национальной хореографии. Его творческий путь – пример стремительного взлета к вершинам мастерства. Каждый выход на сцену являлся демонстрацией высокого артистизма, музыкальности, сценического обаяния. Предельная экспрессивность, завершенность жестов и поз, легкость, благородство, скульптурная выразительность характерны для его исполнительской манеры. Точность и выразительность хореографического рисунка, распределение акцентов и красок контролируются строгой требовательностью художника, совершенным чувством меры и вкуса. Выдающаяся балерина Майя Плисецкая: «Меня поразила в Бапове какая-то необычайная открытость, широта танца, которая тесно переплеталась с молодым азартом, неуемной жаждой передать зрителю свои эмоции, свое понимание музыки, раскрыть трактовкой балетной партии собственное понимание героя. Отточенная техника, лаконизм и в то же время драматическая насыщенность танцевального образа отличают выступление Бапова. Удивителен по своей красоте, по своей раскованности прыжок – взлет танцовщика, полный изящества, блеска, одухотворенности. Это артист, обладающий большими возможностями и яркой индивидуальностью».  

Рамазан Саликович Бапов (16 августа 1947Алма-АтаКазахская ССРСССР) — казахский советский артист балета,балетмейстерпедагогНародный артист СССР (1979).

Родился 16 августа 1947 года, (по другим источникам - 16 декабря).

Рамазан Бапов — выходец из простой рабочей семьи со станции Алма-Ата—1, отец Салик — железнодорожник, мать Асия — учительница младших классов. Но культурой все живо интересовались. У Рамазана было два старших брата Марат и Мурат, которые в 1954 году окончили Алматинское хореографическое училище. И родители по этому случаю устроили той, пригласив, как положено у казахов, много гостей. Среди них был и преподаватель Александр Селезнёв, чье имя сейчас носит это училище, который заметил юркого мальчика и пригласил его тоже учиться балету через пару лет. Десятилетний мальчик сам поехал в училище в последний день третьего тура отбора детей в Московское хореографическое училище при Большом театре. Встретил там дядю Сашу, который представил его жюри. В итоге Рамазан был отобран в числе 12 счастливчиков, среди которых была и Наталья Аринбасарова.

В 1966 году с отличием закончив МХУ, Бапов был выбран единственным от Москвы из 400 учеников и послан на Международный конкурс балета в Варну, Болгария. В конкурсе принимали участие 120 танцоров из многих стран мира. “Никому не известный парень” занял второе место. Первое досталось ленинградцу Михаилу Барышникову.

После успеха на конкурсе в Варне ему предлагали остаться в Большом театре, но он был патриотом и вернулся в Алма-Ату, став в 1967 году солистом балетаГАТОБ имени Абая. Но его не забывали, приглашая на стажировку в Москву в классах Александра Руденко, Алексея Варламова и Асафа Мессерера. Тогда из лауреатов международных конкурсов в столице была организована балетная труппа, объездившая с гастролями полмира, так Бапов работал сразу в двух местах – набираясь опыта в Большом театре и получая хорошую практику в ГАТОБе.

В 1979 году Бапов получил звание народного артиста СССР. Первый и единственный народный артист СССР в истории казахстанского балета.

Закончив выступать на сцене, Бапов окончил Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова (кафедра режиссуры балета, 1986) и в 1988 году уехал работать в Стамбульский государственный театр оперы и балета, где параллельно вел мужской балетный класс в консерватории (кафедра хореографии).

В 1994 году он повез своих турецких учеников на международный конкурс в болгарский город Варну, в котором 28 лет назад сам принимал участие. Там он встретился со старым знакомым по той же Варне румынским артистом балета Павлом Ротару, который вёл свою балетную школу в США, и пригласил Рамазана на работу в Америку. Приехав в Штаты на пару месяцев, Бапов остался там на 13 лет. Жил и работал в Атланте, штат Джорджия. Позже открыл свою балетную школу, где занималось 140 учеников, работал и в других частных школах. Ставил номера и одноактные балеты, фрагменты из балета "Щелкунчик" - "Восточный танец", "Танец Снежинок", "Китайский танец". Ученики Бапова завоевывали первые места на всеамериканских конкурсах. Но никто не звал его назад, а он хотел вернуться домой, сохранил казахстанское гражданство, даже написал письмо президенту Назарбаеву.

В 2007 году Бапов получил приглашение Президента Нурсултана Назарбаева и вернулся в Казахстан и через год ему доверили возглавить балетную труппу ГАТОБ имени Абая в Алма-Ате. C 2008 года он главный балетмейстер ГАТОБ имени Абая.

Владеет казахским, русским, турецким, английским и французским (со словарем) языками.

Творчество

В Алма-Атинской опере не было такого спектакля, который бы не танцевал Рамазан, будь то классика, современный казахский балет или модерн. Дебютировал ролью Тайо в балете Г. Жубановой «Легенда о белой птице». Дальше были Альберт в «Жизели» Аданa, Зигфрид в «Лебедином озере» и Дезире в «Спящей красавице» Чайковского, Базиль в «Дон Кихоте» и Солор в «Баядерке» МинкусаСпартак в одноимённом балете Хачатуряна, Козы в «Козы Корпеш - Баян сулу»Брусиловского и другие.

Он много гастролировал с неизменным успехом в Дании, Швеции и Финляндии, Сирии и Иордании, Индии и Шри-Ланке, Малайзии и Сингапуре и многих других странах. В 70-е годы прошлого столетия он был самым ярким и талантливым явлением в казахской национальной хореографии. Его творческий путь – пример стремительного взлета к вершинам мастерства. Каждый выход на сцену являлся демонстрацией высокого артистизма, музыкальности, сценического обаяния. Предельная экспрессивность, завершенность жестов и поз, легкость, благородство, скульптурная выразительность характерны для его исполнительской манеры. Точность и выразительность хореографического рисунка, распределение акцентов и красок контролируются строгой требовательностью художника, совершенным чувством меры и вкуса.

Выдающаяся балерина Майя Плисецкая: «Меня поразила в Бапове какая-то необычайная открытость, широта танца, которая тесно переплеталась с молодым азартом, неуемной жаждой передать зрителю свои эмоции, свое понимание музыки, раскрыть трактовкой балетной партии собственное понимание героя. Отточенная техника, лаконизм и в то же время драматическая насыщенность танцевального образа отличают выступление Бапова. Удивителен по своей красоте, по своей раскованности прыжок – взлет танцовщика, полный изящества, блеска, одухотворенности. Это артист, обладающий большими возможностями и яркой индивидуальностью».

 

Бөлісу: