Ясави Ходжа Ахмет

28 Қараша 2013, 06:54

(1041-1166) Святой суфий, поэт, философ, сохранилась копия его произведения "Диван-и-хикмет" ("Книга мудрости" - часто сокращенно употребляется под именем "Хикметы"), переписанная в 15 веке арабской графикой Ходжа Ахмет Ясави - святой суфий, поэт, философ. Сохранилась копия его произведения "Диван-и-хикмет" ("Книга мудрости" - часто сокращенно употребляется под именем "Хикметы"), переписанная в 15 веке арабской графикой. Подлиник книги не дошел до нашего времени. Предположительная дата рождения Ходжи Ахмета Ясави 1041 г. Точно известна только дата смерти - 1166 . Отец Ахмета Ибрагим был известным шейхом в Сайраме. В 7 лет он лишился отца и мать отдала его на учение Арыстанбабу. Становление личности Ахмета связано с г. Ясы (одно из прежних названий г. Туркестана с VI по XV вв., по В. Бартольду), в который он, как отражено в "Хикметах", прибыл в 17 лет. Позже он направился в Бухару, где проходил ученичество у Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Ясави вернулся в Ясы и продолжил традицию, заложенную Арыстанбабом,о чем свидетельствует, в частности, факт, что самым первым его учеником, последователем стал сын Арыстанбаба - Мансур. К нему стекались толпы поклонников и паломников. Последние годы жизни он провел в подземелье (ныне оно найдено и реставрировано). О мотивации такого образа жизни Ясави говорит следующее: "Достиг я возраста пророка, шестидесяти трех лет, с меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока отведенного пророку".   Существует много легенд связанных с именем Ходжа Ахметом Ясави. Согласно одной из них пророк Мухаммед перед кончиной, собрав народ, обратился с вопросом: кто возьмет на себя символ моей миссии (аманат) и продолжит мои дела? Вызвался 300-летний (!) Арыстанбаб, его же именуют Салмени Фарсом, которому и вручается аманат. 500 лет спустя где-то в степи встречается Арыстанбабу 11-летний мальчик и безо всяких предисловий требует: "Аксакал, будьте добры, отдать мне мой аманат". Этим мальчиком был Ахмет. Легенда составлена в обычной для суфизма манере, когда тот или иной прославившийся своей известностью суфий связывался непрерывной "цепью" с самим пророком Мухаммедом, чье слово и учение признается переданным через конкретных посредников. Такая связь обозначалась арабским термином "силсиле". Учителями Ясави были Абу'аль-Фармази из Туса и его ученики Ахмад ал-Газали и Йусуф ал-Хамадани. Учеником Ясави был Сулейман Бакыргани Хаким Ата (умер в Хорезме в 1186 г.). Странники, миссионеры, народные проповедники, именуемые "баба", распространили учение Ясави в Туркестане, среди киргизов, в районе Волги, Хорасане, Азербайджане, Малой Азии. В Иране ясавизм был распространен Хаджи Бекташем.  Арабское мусульманство не приживалось в степи, оно было непонятным и чужим. Ахмет Ясави адаптировал его к народному пониманию, суфизм стал своим и понятным, что привело к усилению исламизации. Ясави вошел в историю как большой мастер художественного слова. Произведение Ясави - общее духовное достояние всех тюркских народов. До сих пор все тюрки могут читать текст "Хикметов" без перевода, хотя он написан на кипчакском диалекте. В Туркестане есть Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави, построенный Тимуром. Источник : biografia.kz

(1041-1166)

Святой суфий, поэт, философ, сохранилась копия его произведения "Диван-и-хикмет" ("Книга мудрости" - часто сокращенно употребляется под именем "Хикметы"), переписанная в 15 веке арабской графикой

Ходжа Ахмет Ясави - святой суфий, поэт, философ. Сохранилась копия его произведения "Диван-и-хикмет" ("Книга мудрости" - часто сокращенно употребляется под именем "Хикметы"), переписанная в 15 веке арабской графикой. Подлиник книги не дошел до нашего времени.

Предположительная дата рождения Ходжи Ахмета Ясави 1041 г. Точно известна только дата смерти - 1166 . Отец Ахмета Ибрагим был известным шейхом в Сайраме. В 7 лет он лишился отца и мать отдала его на учение Арыстанбабу. Становление личности Ахмета связано с г. Ясы (одно из прежних названий г. Туркестана с VI по XV вв., по В. Бартольду), в который он, как отражено в "Хикметах", прибыл в 17 лет. Позже он направился в Бухару, где проходил ученичество у Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Ясави вернулся в Ясы и продолжил традицию, заложенную Арыстанбабом,о чем свидетельствует, в частности, факт, что самым первым его учеником, последователем стал сын Арыстанбаба - Мансур. К нему стекались толпы поклонников и паломников. Последние годы жизни он провел в подземелье (ныне оно найдено и реставрировано). О мотивации такого образа жизни Ясави говорит следующее: "Достиг я возраста пророка, шестидесяти трех лет, с меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока отведенного пророку".

 
Существует много легенд связанных с именем Ходжа Ахметом Ясави. Согласно одной из них пророк Мухаммед перед кончиной, собрав народ, обратился с вопросом: кто возьмет на себя символ моей миссии (аманат) и продолжит мои дела? Вызвался 300-летний (!) Арыстанбаб, его же именуют Салмени Фарсом, которому и вручается аманат. 500 лет спустя где-то в степи встречается Арыстанбабу 11-летний мальчик и безо всяких предисловий требует: "Аксакал, будьте добры, отдать мне мой аманат". Этим мальчиком был Ахмет. Легенда составлена в обычной для суфизма манере, когда тот или иной прославившийся своей известностью суфий связывался непрерывной "цепью" с самим пророком Мухаммедом, чье слово и учение признается переданным через конкретных посредников. Такая связь обозначалась арабским термином "силсиле".

Учителями Ясави были Абу'аль-Фармази из Туса и его ученики Ахмад ал-Газали и Йусуф ал-Хамадани. Учеником Ясави был Сулейман Бакыргани Хаким Ата (умер в Хорезме в 1186 г.). Странники, миссионеры, народные проповедники, именуемые "баба", распространили учение Ясави в Туркестане, среди киргизов, в районе Волги, Хорасане, Азербайджане, Малой Азии. В Иране ясавизм был распространен Хаджи Бекташем. 

Арабское мусульманство не приживалось в степи, оно было непонятным и чужим. Ахмет Ясави адаптировал его к народному пониманию, суфизм стал своим и понятным, что привело к усилению исламизации. Ясави вошел в историю как большой мастер художественного слова. Произведение Ясави - общее духовное достояние всех тюркских народов. До сих пор все тюрки могут читать текст "Хикметов" без перевода, хотя он написан на кипчакском диалекте. В Туркестане есть Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави, построенный Тимуром.



Источник : biografia.kz

Бөлісу: