Шалкииз

28 Қараша 2013, 05:19

Поэт-мыслитель, советник хана Темира. Шалкииз (Шалгез) -происходил из ногаев, по другим преданиям - из поколения куяс рода алшин, жил при Битемир-хане (Темир-бие), затем сражался под предводительством Орака и Мамая. Есть предания, которые сближают в едином времени Шалкииза и ханов Абулхаира, Аз -Жанибека , т.е. связывают жизнь и творчество этого жырау с образованием казахской народности. Шалкииз - выходец из среды военной аристократии. Он прежде всего выдающийся поэт-мыслитель, на творчество которого оказала определенное влияние его политическая .деятельность в качестве советника хана Темира. Но он отстаивал свое право на независимое суждение и достоинство как личности, открыто заявляя, что не потерпит никакого принижения со стороны хана. Высокий авторитет последнего он стремится утвердить, причисляя его по древней традиции к избранникам неба. Деяния хана будут, но его мнению, достойны его предназначения, если он будет добросовестно служить народу, думая о его нуждах, проявляя праведливость, мудрость и осмотрительность, тем самым вызывая со стороны народа искреннее признание. Богоизбранность правителя сочетается у Шалкииза с отрицанием наследования благородства. Он допускает как рождение никчемного человека от великого предка, так и талантливой яркой личности от простолюдина - "прекрасного жеребца от простой кобылицы".  Шалкииз, чьи песни связаны со смутным временем распада и новообразований в общественной и государственной жизни тюркских племен, с их борьбой против калмыков, творит в атмосфере неустойчивого, зыбкого существования родов и племен, и центральная тема его назиданий, обращенных к правителям и батырам, -призывы к объединению племен, к походам и битвам. В песнях этого жырау постоянны мысли о необходимости батырства, об опоре на военную мощь правителей и племен. Батыры, их стойкость, отвага, воинское искусство - идеал Шалкииза. Есть песни, приписываемые Шалкиизу, где батырами называются Косай, Таргын, Мамай…Идеальные черты батыра, которые он определяет для себя: его скакун должен обогнать других, кольчуга уподобиться крепости камня, шлем сверкать луной, а жена быть красавицей. Шалкииз обращается к тардиционному героико-эпическому ряду символов и сравнений: верблюд, сокол, лев. Героико-эпическое начало специфично для приписываемых ему наставительных песен и вплетается в увещевания, сочетаемые с прославлением его повелителя. Опальный Шалкииз уговаривает Битемира остаться оплотом ногайцев, не ездит в Мекку. Он уподобляет Хана мече, боевому скакуну, соколу, а остальных - мышелову. Шалкииз долгое время при дворе Темира, затем при Юсуфе был изгнан со двора. Особое место в его творчестве занимает "мактау", особенно Темира- воплощение идеала правителя. Обращаясь к нему он применяет эпитеты: мой повелитель Темир, мой повелитель султан: Ты золото -я грош, Ты шелк -я шерсть, ты султан - я раб. Есть пышные преувеличения типа "Ты моя Кааба", сопровождаемые крайностями психологического состояния самого певца: он при виде Темира от восторга сходит с ума. Большую роль в формировании индивидуальности человека играет внутреннее стремление к "вершинам" и удача встречи с "честными, хорошими людьми, у которых здоровое слово", которые могут стать "опорой". "Подружишься с плохим - позора не оберешься". "Нормальное развитие" для него такое, когда человек способен преодолеть "собственные нездоровые мысли" и "справится с трудными задачами".  Главные этические ценности как для отдельного человека, так и для народа Шалкииз видит в чести и стремлении к свободе. Последнее он олицетворяет в священной птице - сункар (соколе). Мудрость и "здоровое слово" Шалкииз причисляет к вечным духовным ценностям, ставя их превыше тех целей, к которым "плохие люди" стремятся из "зависти к хорошим". К сожалению, дурной пример обладает подчас, считает Шалкииз, большей притягательной силой, "заражая хороших людей".  Хотя поэтическое творчество Шалкииза не дошло до нас в полном виде, то, что доступно, говорит о глубине его чувств мыслей и мастерстве его передачи.  Ныне мы имеем 14 во многом дублирующих рукописей и публикаций песен Шалкииза, наример, "Первое сказание Би Темиру ", "Уговор Би Темиру, чтобы он воздержался от паломничества", Алай жаным" Эдилим, "Жаржагалап коп журме", "Не болды?", "Байтерек". Источник :biografia.kz

Поэт-мыслитель, советник хана Темира.

Шалкииз (Шалгез) -происходил из ногаев, по другим преданиям - из поколения куяс рода алшин, жил при Битемир-хане (Темир-бие), затем сражался под предводительством Орака и Мамая. Есть предания, которые сближают в едином времени Шалкииза и ханов Абулхаира, Аз -Жанибека , т.е. связывают жизнь и творчество этого жырау с образованием казахской народности. Шалкииз - выходец из среды военной аристократии.

Он прежде всего выдающийся поэт-мыслитель, на творчество которого оказала определенное влияние его политическая .деятельность в качестве советника хана Темира. Но он отстаивал свое право на независимое суждение и достоинство как личности, открыто заявляя, что не потерпит никакого принижения со стороны хана. Высокий авторитет последнего он стремится утвердить, причисляя его по древней традиции к избранникам неба. Деяния хана будут, но его мнению, достойны его предназначения, если он будет добросовестно служить народу, думая о его нуждах, проявляя праведливость, мудрость и осмотрительность, тем самым вызывая со стороны народа искреннее признание. Богоизбранность правителя сочетается у Шалкииза с отрицанием наследования благородства. Он допускает как рождение никчемного человека от великого предка, так и талантливой яркой личности от простолюдина - "прекрасного жеребца от простой кобылицы". 

Шалкииз, чьи песни связаны со смутным временем распада и новообразований в общественной и государственной жизни тюркских племен, с их борьбой против калмыков, творит в атмосфере неустойчивого, зыбкого существования родов и племен, и центральная тема его назиданий, обращенных к правителям и батырам, -призывы к объединению племен, к походам и битвам.

В песнях этого жырау постоянны мысли о необходимости батырства, об опоре на военную мощь правителей и племен. Батыры, их стойкость, отвага, воинское искусство - идеал Шалкииза. Есть песни, приписываемые Шалкиизу, где батырами называются Косай, Таргын, Мамай…Идеальные черты батыра, которые он определяет для себя: его скакун должен обогнать других, кольчуга уподобиться крепости камня, шлем сверкать луной, а жена быть красавицей. Шалкииз обращается к тардиционному героико-эпическому ряду символов и сравнений: верблюд, сокол, лев. Героико-эпическое начало специфично для приписываемых ему наставительных песен и вплетается в увещевания, сочетаемые с прославлением его повелителя. Опальный Шалкииз уговаривает Битемира остаться оплотом ногайцев, не ездит в Мекку. Он уподобляет Хана мече, боевому скакуну, соколу, а остальных - мышелову. Шалкииз долгое время при дворе Темира, затем при Юсуфе был изгнан со двора. Особое место в его творчестве занимает "мактау", особенно Темира- воплощение идеала правителя. Обращаясь к нему он применяет эпитеты: мой повелитель Темир, мой повелитель султан: Ты золото -я грош, Ты шелк -я шерсть, ты султан - я раб. Есть пышные преувеличения типа "Ты моя Кааба", сопровождаемые крайностями психологического состояния самого певца: он при виде Темира от восторга сходит с ума.

Большую роль в формировании индивидуальности человека играет внутреннее стремление к "вершинам" и удача встречи с "честными, хорошими людьми, у которых здоровое слово", которые могут стать "опорой". "Подружишься с плохим - позора не оберешься". "Нормальное развитие" для него такое, когда человек способен преодолеть "собственные нездоровые мысли" и "справится с трудными задачами". 

Главные этические ценности как для отдельного человека, так и для народа Шалкииз видит в чести и стремлении к свободе. Последнее он олицетворяет в священной птице - сункар (соколе). Мудрость и "здоровое слово" Шалкииз причисляет к вечным духовным ценностям, ставя их превыше тех целей, к которым "плохие люди" стремятся из "зависти к хорошим". К сожалению, дурной пример обладает подчас, считает Шалкииз, большей притягательной силой, "заражая хороших людей". 

Хотя поэтическое творчество Шалкииза не дошло до нас в полном виде, то, что доступно, говорит о глубине его чувств мыслей и мастерстве его передачи. 

Ныне мы имеем 14 во многом дублирующих рукописей и публикаций песен Шалкииза, наример, "Первое сказание Би Темиру ", "Уговор Би Темиру, чтобы он воздержался от паломничества", Алай жаным" Эдилим, "Жаржагалап коп журме", "Не болды?", "Байтерек".



Источник :biografia.kz

Бөлісу: