Белый жеребец

23 Қараша 2013, 14:09

  В давние времена коней, которые паслись на склонах гор, угоняли воры. Был, говорят, среди коней один белый жеребец. Пасся он в стороне от табуна. Когда воры погнали коней, они увели вместе с косяком в белого жеребца. Через три дня пути на четвертый почуял белый жеребец, что местность и люди, которые гнали его, чужие, стал фыркать и убежал обратно в аул. Понял сын бая, что белый жеребец неспроста отделился от косяка и прибежал в аул, взнуздал, оседлал жеребца, опоясался оружием и помчался вслед за конями. Догнал, заехал спереди и повернул табун назад. Увидели это воры, решили окружить подростка, взять его в плен. Но ничего из этого не получилось. Подросток на белом жеребце заехал с одной стороны, неожиданно напал на воров и свалил двоих. Снова бросился на разгорячившемся жеребце, повалил еще двух разбойников, а когда повернул вместе с табуном к аулу, поняли оставшиеся в живых воры. Что мальчик теперь не даст себя догнать, выстрелили в него из фитильного ружья и ранили в бедро. В ярость пришел раненый мальчик, крепко стянул волосяным арканом раненое бедро и снова бросился на разбойников. Свалил оставшихся и погнал коней к аулу. По дороге, у какого-то холма, он ослаб от потерн крови и без сил упал с коня. Стал белый жеребец всхрапывать, бегать взад и вперед, не смея отойти от мальчика, а потом понял, что это бесполезно, и помчался к аулу. Увидел отец мальчика белого жеребца, подумал: «Знать, погиб мой сын; как бы там ни было, поеду его искать»,— и отправился в путь. Бе­лый жеребец не давался в руки хозяину, поскакал, увлекая его к маль­чику, который остался в горах. Когда прискакали, мальчик уже умер. Сел отец, стал плакать —рыдать, горевать о смерти сына; тут белый жеребец, который стоял возле, захрапел и заржал- Решил бай, что снова приехали воры, в страхе вскочил на ноги, но это оказался путник на ко­не, к седлу его была привязана домбра. Подошел путник к телу мальчи­ка, выразил его отцу соболезнование. Бай рассказал ему обо всем, что случилось. Тогда путник сказал: «О славное животное! Коль конь — пусть будет таким, коль джигит— пусть будет таким, как твой сын. Не­даром говорят: «Хороший конь не оставит тело витязя в степи». Сыну твоему его конь под стать. Говорят, добрый конь окрыляет джигита. Этот случай как раз подходит к пословице»,— взял домбру и заиграл кюй. Спросил отец мальчика, когда печальный кюй кончился: «Сверстник мой! Как называется печальная мелодия, которую вы сейчас сыграли?» Домбрист ответил: «Этот кюй я посвятил вот этому белому жеребцу, я восхищен им и назвал кюй «Белый жеребец». Если бы не жеребец, где бы остался твой сын, где бы ты искал его тело?» www.ertegi.ru  

 

В давние времена коней, которые паслись на склонах гор, угоняли воры. Был, говорят, среди коней один белый жеребец. Пасся он в стороне от табуна. Когда воры погнали коней, они увели вместе с косяком в белого жеребца. Через три дня пути на четвертый почуял белый жеребец, что местность и люди, которые гнали его, чужие, стал фыркать и убежал обратно в аул.
Понял сын бая, что белый жеребец неспроста отделился от косяка и прибежал в аул, взнуздал, оседлал жеребца, опоясался оружием и помчался вслед за конями. Догнал, заехал спереди и повернул табун назад. Увидели это воры, решили окружить подростка, взять его в плен. Но ничего из этого не получилось. Подросток на белом жеребце заехал с одной стороны, неожиданно напал на воров и свалил двоих. Снова бросился на разгорячившемся жеребце, повалил еще двух разбойников, а когда повернул вместе с табуном к аулу, поняли оставшиеся в живых воры. Что мальчик теперь не даст себя догнать, выстрелили в него из фитильного ружья и ранили в бедро. В ярость пришел раненый мальчик, крепко стянул волосяным арканом раненое бедро и снова бросился на разбойников. Свалил оставшихся и погнал коней к аулу. По дороге, у какого-то холма, он ослаб от потерн крови и без сил упал с коня. Стал белый жеребец всхрапывать, бегать взад и вперед, не смея отойти от мальчика, а потом понял, что это бесполезно, и помчался к аулу.
Увидел отец мальчика белого жеребца, подумал: «Знать, погиб мой сын; как бы там ни было, поеду его искать»,— и отправился в путь. Бе­лый жеребец не давался в руки хозяину, поскакал, увлекая его к маль­чику, который остался в горах. Когда прискакали, мальчик уже умер. Сел отец, стал плакать —рыдать, горевать о смерти сына; тут белый жеребец, который стоял возле, захрапел и заржал- Решил бай, что снова приехали воры, в страхе вскочил на ноги, но это оказался путник на ко­не, к седлу его была привязана домбра. Подошел путник к телу мальчи­ка, выразил его отцу соболезнование. Бай рассказал ему обо всем, что случилось. Тогда путник сказал: «О славное животное! Коль конь — пусть будет таким, коль джигит— пусть будет таким, как твой сын. Не­даром говорят: «Хороший конь не оставит тело витязя в степи». Сыну твоему его конь под стать. Говорят, добрый конь окрыляет джигита. Этот случай как раз подходит к пословице»,— взял домбру и заиграл кюй. Спросил отец мальчика, когда печальный кюй кончился: «Сверстник мой! Как называется печальная мелодия, которую вы сейчас сыграли?»
Домбрист ответил: «Этот кюй я посвятил вот этому белому жеребцу, я восхищен им и назвал кюй «Белый жеребец». Если бы не жеребец, где бы остался твой сын, где бы ты искал его тело?»

www.ertegi.ru

 

Бөлісу: