Керинейская лань. Кибела

22 Қараша 2013, 13:42

Керинейская лань      Лань эту Эврисфей никогда сам не видел, но знал, что она прекрасна. У этой лани были золотые рога и медные копыта. Как ветер носилась она по горам, по долам. Догнать ее мог только Гермес на своих крылатых сандалиях. Но он никогда не решился бы поймать керинейскую лань, потому что она принадлежала богине охоты Артемиде. А она жестоко отомстила бы тому, кто покусился бы украсть или ранить ее любимицу. Коварный Эврисфей не сказал Гераклу, кто хозяин красавицы. А кроме того, он был уверен, что Геракл не угонится за быстроногой ланью. Целый год преследовал Геракл керинейскую лань. Сначала она бежала на север, легко преодолевая горы, перепрыгивая пропасти. Так добежала лань до реки Дунай и остановилась, не решаясь переплыть широкую реку. Геракл настиг ее, схватил, но лань выскользнула из рук быстроного героя и снова понеслась на юг. Лишь снова в Греции, на равнинах Аркадии, Геракл стал настигать лань. Не останавливая бега, он выпустил из лука стрелу и ранил лань в ногу. Но только он успел взвалить на плечо красивое животное, как явилась гневная Артемида: — Зачем ты оскорбил меня, ранив мою лань? Ты ведь знаешь — я не прощаю обиды! Склонился перед прекрасной богиней Геракл: — Не по своей воле преследовал я лань, а по велению Эврисфея. Боги приказали служить ему. И я не смею ослушаться!.. Вспомнила Артемида, что беды Геракла пошли от козней Геры, и простила Геракла. А сын громовержца Зевса принес живую керинейскую лань и отдал ее Эврисфею. Кибела        Кибела (греческий Κυβέλη, латинский - Cybele), Цибела, иногда Кибеба (греческий Κυβήβη) — в античной мифологии богиня фригийского происхождения, близкая по своим функциям богине Рее и иногда отождествлявшаяся с ней, является олицетворением регулирующего, упорядочивающего стихийные природные силы начала. Одно из ее имен — Великая мать богов. Она — владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие. Кибела обычно изображается едущей на золотой колеснице (символ земли), в окружении диких львов ипантер, которые символизируют природную энергию, или сидящей на троне, окружённом львами. Зубчатая в виде башни корона Кибелы была ее атрибутом в качестве покровительницы и хранительницы благосостояния городов. Богиня Кибела требует от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в безумном восторге и экстазе, когда жрецы Кибелы наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной богини. Культ Кибелы был оргиастическим по своему характеру, однако, одновременно он связывался с аскетическим самоограничением, нашедшим отражение в сюжете об оскоплении Аписа; в целом это подчеркивает общую символику ее образа. Культ Кибелы в Риме был введён в 204 году до нашей эры в конце Второй Пунической войны, в период активной экспансии Рима на восток. Cогласно изложению «Сивиллиных книг», древний символ культа богини - темноцветный камень (по всей вероятности, метеорит) был торжественно перевезен особым посольством в Рим из её храма в Пессинунте. С тех пор культ богини, под именем «великой матери» (Mater magna), сделался государственным; им заведовала особая коллегия жрецов. Римлян в культе Кибелы привлекали искупительные жертвы: тавроболии и криоболии (посвящение в культ путём орошения бычьей или бараньей кровью).   Картина Рубенса "Союз Земли и Воды" изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды - Нептуна, прекрасно узнаваемого по трезубцу. Союз освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини. alllegends.ru    

Керинейская лань

     Лань эту Эврисфей никогда сам не видел, но знал, что она прекрасна. У этой лани были золотые рога и медные копыта. Как ветер носилась она по горам, по долам. Догнать ее мог только Гермес на своих крылатых сандалиях. Но он никогда не решился бы поймать керинейскую лань, потому что она принадлежала богине охоты Артемиде. А она жестоко отомстила бы тому, кто покусился бы украсть или ранить ее любимицу.

Коварный Эврисфей не сказал Гераклу, кто хозяин красавицы. А кроме того, он был уверен, что Геракл не угонится за быстроногой ланью.

Целый год преследовал Геракл керинейскую лань. Сначала она бежала на север, легко преодолевая горы, перепрыгивая пропасти. Так добежала лань до реки Дунай и остановилась, не решаясь переплыть широкую реку. Геракл настиг ее, схватил, но лань выскользнула из рук быстроного героя и снова понеслась на юг. Лишь снова в Греции, на равнинах Аркадии, Геракл стал настигать лань. Не останавливая бега, он выпустил из лука стрелу и ранил лань в ногу.

Но только он успел взвалить на плечо красивое животное, как явилась гневная Артемида:

— Зачем ты оскорбил меня, ранив мою лань? Ты ведь знаешь — я не прощаю обиды!

Склонился перед прекрасной богиней Геракл:

— Не по своей воле преследовал я лань, а по велению Эврисфея. Боги приказали служить ему. И я не смею ослушаться!..

Вспомнила Артемида, что беды Геракла пошли от козней Геры, и простила Геракла. А сын громовержца Зевса принес живую керинейскую лань и отдал ее Эврисфею.


Кибела

 

     Кибела (греческий Κυβέλη, латинский - Cybele), Цибела, иногда Кибеба (греческий Κυβήβη) — в античной мифологии богиня фригийского происхождения, близкая по своим функциям богине Рее и иногда отождествлявшаяся с ней, является олицетворением регулирующего, упорядочивающего стихийные природные силы начала. Одно из ее имен — Великая мать богов. Она — владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие.

Кибела обычно изображается едущей на золотой колеснице (символ земли), в окружении диких львов ипантер, которые символизируют природную энергию, или сидящей на троне, окружённом львами. Зубчатая в виде башни корона Кибелы была ее атрибутом в качестве покровительницы и хранительницы благосостояния городов.

Богиня Кибела требует от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в безумном восторге и экстазе, когда жрецы Кибелы наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной богини.

Культ Кибелы был оргиастическим по своему характеру, однако, одновременно он связывался с аскетическим самоограничением, нашедшим отражение в сюжете об оскоплении Аписа; в целом это подчеркивает общую символику ее образа. Культ Кибелы в Риме был введён в 204 году до нашей эры в конце Второй Пунической войны, в период активной экспансии Рима на восток. Cогласно изложению «Сивиллиных книг», древний символ культа богини - темноцветный камень (по всей вероятности, метеорит) был торжественно перевезен особым посольством в Рим из её храма в Пессинунте. С тех пор культ богини, под именем «великой матери» (Mater magna), сделался государственным; им заведовала особая коллегия жрецов. Римлян в культе Кибелы привлекали искупительные жертвы: тавроболии и криоболии (посвящение в культ путём орошения бычьей или бараньей кровью).

 

Картина Рубенса "Союз Земли и Воды" изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды - Нептуна, прекрасно узнаваемого по трезубцу. Союз освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини.


alllegends.ru

 

 

Бөлісу: