Торайгыров Султанмахмут

18 Қараша 2013, 05:11

(29.10.1893-21.03.1920) Выдающийся казахский поэт-демократ Султанмахмут Торайгыров родился 29 октября 1893 года в Кзыл-Тауском районе Кокшетауской области. С четырех лет Султанмахмут жил в Баян-Аульском районе Павлодарской области. С 13 лет начал писать стихи. Его одолевала жажда учебы, он много читал, стремясь к современному полноценному образованию. Однако ему пришлось начать работу - сначала учителем в школе, затем с осени 1913 года секретарем редакции первого казахского журнала "Айкап". С 1914 года он опять работает учителем в Баян-ауле и Катонкарагае, осенью 1916 года ему удается поучиться на курсах в Томске. В эти годы созревает писательское кредо Торайгырова. "Вступив на стезю поиска истины, не отступлю, перенесу все испытания, превозмогу усталость, пройду через заблуждения. Но останусь верен задуманному", - говорит поэт. После февральской революции 1917 года, стремясь быть поближе к народу, он приезжает в Семипалатинск. Его охватывает радостное чувство, как и всех интеллектуалов казахского общества того времени. "Хочу быть солнцем, которое бы рассеяло тьму над головой моего народа". Султанмахмут полагает, что наступила заря свободы и каждый народ сможет зажить самостоятельно и создать свое государство. Торайгыров вступает в контакт с алаш-ординцами, печатает статьи в их газете "Сары-Арка". Горячо подхватывая идеи лидеров "Алаша", он восхищается ими в своих стихах. Лирика Торайгырова подчеркнуто гражданственна, посвящена жизни родного народа. Поэт в стихах изображает аульный быт, распад патриархального уклада, разоблачает продажность баев, мулл и волостных управителей. Весьма серьезно относился он к общественной роли поэта. Султанмахмут писал и о доле казахских женщин, ратовал за их эмансипацию. Лирика его богата философскими размышлениями, но особенно это качество поэзии Торайгырова проявилось в поэмах "Жизнь в блужданиях" ("Адаскан омiр") и "Бедняк" ("Кедей", 1922). Торайгыров - автор одного из первых казахских романов "Красавица Камар" (1933), один из основоположников этого жанра в казахской литературе. Задаваясь вопросом, что нужно казахскому народу, Султанмахмут на первое место ставит образование, культуру, науку, технику. По его мнению, в воспитании и обучении помимо забот о теле большое место должно быть отведено совести, душе, духовности. Без этого никакие технические достижения не сделают человека счастливым. Способен ли казахский народ приобщиться к уровню европейской цивилизации? С оптимизмом Султанмахмут прогнозирует, что максимум за 30-40 лет казахский народ достигнет уровня Европы по образованию, науке и технике. Об остроте философских размышлений Торайгырова в этот период свидетельствуют названия написанных им статей и стихотворений: "Социализм", "В этом ли справедливость?", "Зачем живу?", "Заблудшая жизнь", "Во время бури", "Вера", "Кто бог?". В них мыслитель опирается на труды Руссо, Толстого и марксистов. Последней незавершенной поэмой Султанмахмута была поэма "Айтыс" с подзаголовком "Состязание городского и степного акынов". В форме диалога поэт хотел показать ломку прежнего старообрядного жизненного уклада. Восприятие наследия Торайгырова после его смерти сопровождалось крайним нигилизмом: он-де не народный поэт, а "националист", что в то время было равносильно смертному приговору. К чести для науки был такой ученый, который в тяжелые годы гонений на произведения Султанмахмута отважился написать книгу о нем "Поэтическое мастерство Султанмахмута" (1949), за которую ее автору Б.Кенжебаеву пришлось перенести немало моральных испытаний. В книге "История философии в СССР" К.Б.Бисембиев писал о Торайгырове: "В отличие от своих предшественников Алтынсарина и Абая он решительно порвал с религией и выступал как страстный критик религии религиозной морали". Приводим выдержки из статей Торайгырова: "Откройся миру, молодежь, учись науке, воспитывай сама себя, займись земледелием. Если бы ожил сейчас Ясави, не столько бы к намазу призывал, сколько к просвещению, пробуждению, городской жизни, земледелию, движению от беспомощности к цивилизованности". Искренность Султанмахмута -поэта и философа - в поисках истины, справедливости, путей возвышения казахского народа должна быть почитаема, уважаема как непреходящая ценность. Источник :biografia.kz

(29.10.1893-21.03.1920)

Выдающийся казахский поэт-демократ

Султанмахмут Торайгыров родился 29 октября 1893 года в Кзыл-Тауском районе Кокшетауской области. С четырех лет Султанмахмут жил в Баян-Аульском районе Павлодарской области. С 13 лет начал писать стихи. Его одолевала жажда учебы, он много читал, стремясь к современному полноценному образованию. Однако ему пришлось начать работу - сначала учителем в школе, затем с осени 1913 года секретарем редакции первого казахского журнала "Айкап". С 1914 года он опять работает учителем в Баян-ауле и Катонкарагае, осенью 1916 года ему удается поучиться на курсах в Томске. В эти годы созревает писательское кредо Торайгырова.

"Вступив на стезю поиска истины, не отступлю, перенесу все испытания, превозмогу усталость, пройду через заблуждения. Но останусь верен задуманному", - говорит поэт. После февральской революции 1917 года, стремясь быть поближе к народу, он приезжает в Семипалатинск. Его охватывает радостное чувство, как и всех интеллектуалов казахского общества того времени. "Хочу быть солнцем, которое бы рассеяло тьму над головой моего народа". Султанмахмут полагает, что наступила заря свободы и каждый народ сможет зажить самостоятельно и создать свое государство. Торайгыров вступает в контакт с алаш-ординцами, печатает статьи в их газете "Сары-Арка". Горячо подхватывая идеи лидеров "Алаша", он восхищается ими в своих стихах.

Лирика Торайгырова подчеркнуто гражданственна, посвящена жизни родного народа. Поэт в стихах изображает аульный быт, распад патриархального уклада, разоблачает продажность баев, мулл и волостных управителей. Весьма серьезно относился он к общественной роли поэта. Султанмахмут писал и о доле казахских женщин, ратовал за их эмансипацию. Лирика его богата философскими размышлениями, но особенно это качество поэзии Торайгырова проявилось в поэмах "Жизнь в блужданиях" ("Адаскан омiр") и "Бедняк" ("Кедей", 1922). Торайгыров - автор одного из первых казахских романов "Красавица Камар" (1933), один из основоположников этого жанра в казахской литературе.

Задаваясь вопросом, что нужно казахскому народу, Султанмахмут на первое место ставит образование, культуру, науку, технику. По его мнению, в воспитании и обучении помимо забот о теле большое место должно быть отведено совести, душе, духовности. Без этого никакие технические достижения не сделают человека счастливым. Способен ли казахский народ приобщиться к уровню европейской цивилизации? С оптимизмом Султанмахмут прогнозирует, что максимум за 30-40 лет казахский народ достигнет уровня Европы по образованию, науке и технике. Об остроте философских размышлений Торайгырова в этот период свидетельствуют названия написанных им статей и стихотворений: "Социализм", "В этом ли справедливость?", "Зачем живу?", "Заблудшая жизнь", "Во время бури", "Вера", "Кто бог?". В них мыслитель опирается на труды Руссо, Толстого и марксистов.

Последней незавершенной поэмой Султанмахмута была поэма "Айтыс" с подзаголовком "Состязание городского и степного акынов". В форме диалога поэт хотел показать ломку прежнего старообрядного жизненного уклада. Восприятие наследия Торайгырова после его смерти сопровождалось крайним нигилизмом: он-де не народный поэт, а "националист", что в то время было равносильно смертному приговору. К чести для науки был такой ученый, который в тяжелые годы гонений на произведения Султанмахмута отважился написать книгу о нем "Поэтическое мастерство Султанмахмута" (1949), за которую ее автору Б.Кенжебаеву пришлось перенести немало моральных испытаний.

В книге "История философии в СССР" К.Б.Бисембиев писал о Торайгырове: "В отличие от своих предшественников Алтынсарина и Абая он решительно порвал с религией и выступал как страстный критик религии религиозной морали". Приводим выдержки из статей Торайгырова: "Откройся миру, молодежь, учись науке, воспитывай сама себя, займись земледелием. Если бы ожил сейчас Ясави, не столько бы к намазу призывал, сколько к просвещению, пробуждению, городской жизни, земледелию, движению от беспомощности к цивилизованности". Искренность Султанмахмута -поэта и философа - в поисках истины, справедливости, путей возвышения казахского народа должна быть почитаема, уважаема как непреходящая ценность.



Источник :biografia.kz

Бөлісу: