Сералин Мухамеджан

31 Қазан 2013, 05:10

(1872-1929) Казахский писатель, поэт, публицист, журналист Мухамеджан Сералин (1872-1929 гг.)  - уроженец Костанайской области. Учился в медресе в Троицке, в 1891 г. окончил 2-классную русско-татарскую школу в Костанае. В дальнейшем он не смог продолжить учебу из-за материальных трудностей и уехал учительствовать в Приаралье. Его благородная деятельность на ниве просвещения была замечена А.Е.Алекторовым и другими деятелями народного образования. Учительская работа способствовала более близкому знакомству Сералина с жизнью народа и осмыслению им причин социальной несправедливости, царящей в обществе.  В эти годы он создает великолепные поэмы ''Топжарған" и "Гульхашима", в которых бичует господствующие в обществе вредные обычаи, принижающие человеческое достоинство. Первая историко-реалистическая поэма "Топжарған" (1900) Сералина отображает казахский быт с воспроизведением картин восстания под предводительством Кенесары Касымова. Поэма "Гульхашима" (1903) - о трагической любви юноши и девушки. Главная заслуга Сералина как поэта связана с утверждением в казахской литературе жанра сюжетной поэмы.  М.Сералин ищет возможность пропаганды знаний и приобщения казахов к достижениям культуры передовых народов Европы. В связи с этим он предпринимает попытку издания журнала на казахском языке. В результате возросшей революционной активности края под влиянием революции 1905-1907 гг. ему удалось начать издание журнала "Айқап" в Троицке. Большую поддержку оказали Х.Сосновский, редактор троицкой типографии "Энергия", революционеры С.С.Ужгин, Ф.Ф. Сыром слотов и другие представители передовой России и демократически настроенной казахской интеллигенции. В течение пяти лет журнал "Айқап", собрав вокруг себя прогрессивных общественных деятелей, осуществлял просветительскую миссию среди простого народа. Прогрессивный журнал "Айқап" сыграл важную роль в развитии казахской письменной литературы.  Включившийся в борьбу против царского самодержавия, М.Сералин тесно сотрудничает с подпольными революционными кружками, печатает свои статьи в газете "Степь". С радостью восприняв Великую Октябрьскую социалистическую революцию, он создает в родном поселке одно из самых первых коллективных хозяйств в Казахстане. Сералин активно проводит в жизнь мероприятия новой власти, во всем поддерживает коммунистов. 1919-1921 гг. были связаны с работой в газете "Ұшқын" (Оренбург). С 1921 по 1922 гг. он являлся председателем Шубарской волости. В 1923 г. Сералин направляется в Костанайскую губернию в качестве зампреда губисполкома. Здесь он издает газету "Аул", где освещает основные идеи Советской власти доступным и ясным для народа языком, публикует материалы об истории революционного движения в России и за рубежом. В 1923-1926 гг. - редактор газеты "Ауыл". В 1924 г. М.Сералин едет в Москву для участия во II Всероссийском съезде Советов. Здесь он застал смерть В.И.Ленина, участвовал в его похоронах. Возвратившись, он публикует стихи, посвященные Ленину. Выехав в родной поселок из-за слабого здоровья, Сералин отдался благоустройству поселка, ликвидации безграмотности и внедрению нового образа жизни. В 1929 г. он скончался.  Сералин опубликовал около 40 публицистических статей и очерков в журнале "Айқап". После этого Сералин опубликовал в газетах "Ауыл", "Енбекші қазақ", "Ұшқын", в журнале "Қызыл Қазақстан" более 20 статей о революции и ее последствиях, о политике коммунистов. Сералин перевел на казахский язык поэму "Рустем и Сухраб" (с вольного переложения В.А.Жуковского) из эпопеи "Шахнаме" Фирдоуси (1911), повесть "Полынь" А.С. Сорокина (1915). Источник :biografia.kz

(1872-1929)

Казахский писатель, поэт, публицист, журналист

Мухамеджан Сералин (1872-1929 гг.)  - уроженец Костанайской области.

Учился в медресе в Троицке, в 1891 г. окончил 2-классную русско-татарскую школу в Костанае. В дальнейшем он не смог продолжить учебу из-за материальных трудностей и уехал учительствовать в Приаралье. Его благородная деятельность на ниве просвещения была замечена А.Е.Алекторовым и другими деятелями народного образования. Учительская работа способствовала более близкому знакомству Сералина с жизнью народа и осмыслению им причин социальной несправедливости, царящей в обществе. 

В эти годы он создает великолепные поэмы ''Топжарған" и "Гульхашима", в которых бичует господствующие в обществе вредные обычаи, принижающие человеческое достоинство. Первая историко-реалистическая поэма "Топжарған" (1900) Сералина отображает казахский быт с воспроизведением картин восстания под предводительством Кенесары Касымова. Поэма "Гульхашима" (1903) - о трагической любви юноши и девушки. Главная заслуга Сералина как поэта связана с утверждением в казахской литературе жанра сюжетной поэмы. 

М.Сералин ищет возможность пропаганды знаний и приобщения казахов к достижениям культуры передовых народов Европы. В связи с этим он предпринимает попытку издания журнала на казахском языке. В результате возросшей революционной активности края под влиянием революции 1905-1907 гг. ему удалось начать издание журнала "Айқап" в Троицке. Большую поддержку оказали Х.Сосновский, редактор троицкой типографии "Энергия", революционеры С.С.Ужгин, Ф.Ф. Сыром слотов и другие представители передовой России и демократически настроенной казахской интеллигенции.

В течение пяти лет журнал "Айқап", собрав вокруг себя прогрессивных общественных деятелей, осуществлял просветительскую миссию среди простого народа. Прогрессивный журнал "Айқап" сыграл важную роль в развитии казахской письменной литературы. 

Включившийся в борьбу против царского самодержавия, М.Сералин тесно сотрудничает с подпольными революционными кружками, печатает свои статьи в газете "Степь". С радостью восприняв Великую Октябрьскую социалистическую революцию, он создает в родном поселке одно из самых первых коллективных хозяйств в Казахстане. Сералин активно проводит в жизнь мероприятия новой власти, во всем поддерживает коммунистов.

1919-1921 гг. были связаны с работой в газете "Ұшқын" (Оренбург). С 1921 по 1922 гг. он являлся председателем Шубарской волости.

В 1923 г. Сералин направляется в Костанайскую губернию в качестве зампреда губисполкома. Здесь он издает газету "Аул", где освещает основные идеи Советской власти доступным и ясным для народа языком, публикует материалы об истории революционного движения в России и за рубежом. В 1923-1926 гг. - редактор газеты "Ауыл".

В 1924 г. М.Сералин едет в Москву для участия во II Всероссийском съезде Советов. Здесь он застал смерть В.И.Ленина, участвовал в его похоронах. Возвратившись, он публикует стихи, посвященные Ленину. Выехав в родной поселок из-за слабого здоровья, Сералин отдался благоустройству поселка, ликвидации безграмотности и внедрению нового образа жизни. В 1929 г. он скончался. 

Сералин опубликовал около 40 публицистических статей и очерков в журнале "Айқап". После этого Сералин опубликовал в газетах "Ауыл", "Енбекші қазақ", "Ұшқын", в журнале "Қызыл Қазақстан" более 20 статей о революции и ее последствиях, о политике коммунистов. Сералин перевел на казахский язык поэму "Рустем и Сухраб" (с вольного переложения В.А.Жуковского) из эпопеи "Шахнаме" Фирдоуси (1911), повесть "Полынь" А.С. Сорокина (1915).



Источник :biografia.kz

Бөлісу: