Наурызбаев Хакимжан Исмаханович

23 Қазан 2013, 04:12

(25.08.1925-04.09.2009) Ос­но­ватель ка­захс­кой шко­лы скуль­пту­ры, пер­вый про­фес­си­ональ­ный скуль­птор стра­ны, Зас­лу­жен­ный де­ятель ис­кусств, на­род­ный ху­дож­ник, ла­уреат Го­сударс­твен­ной пре­мии име­ни Ва­лиха­нова, ла­уреат пре­мии «Тар­лан», ка­валер ор­де­на «Па­расат», про­фес­сор Ка­захс­кой на­ци­ональ­ной ака­демии ис­кусств име­ни Жур­ге­нова. Ро­дил­ся в 1925 го­ду в ауле Улы­коль Узун­коль­ско­го района. Ма­лень­кий Ха­ким­жан боль­ше все­го лю­бил ле­пить фи­гур­ки из гли­ны, а в сво­бод­ное вре­мя по­могал куз­не­цу. Ког­да то­го заб­ра­ли на фронт, маль­чик про­дол­жил его ра­боту. Вес­ной 1942 го­да он рань­ше всех в районе от­ре­мон­ти­ровал сель­хо­зин­вентарь, и этим за­ин­те­ресо­вал­ся пред­се­датель райис­полко­ма, ко­торый взял его к се­бе на ра­боту за­веду­ющим об­щим от­де­лом, а по сов­мести­тель­ству ко­нюхом. В райис­полко­ме и рай­ко­ме пар­тии Ха­ким­жан уви­дел свои ра­боты, ко­торые де­лал еще в шко­ле, — гли­няные скуль­пту­ры Абая, Жам­бы­ла, Ча­па­ева, Во­роши­лова. В мае 1943 го­да Ха­ким­жа­на На­урыз­ба­ева отп­ра­вили в Ал­ма-Ату в ху­дожест­вен­ное учи­лище. Эва­ку­иро­ван­ная ук­ра­инс­кая ху­дож­ни­ца Оль­га Куд­рявце­ва взя­ла его к се­бе. Она бы­ла вос­пи­тан­ни­цей А. Бло­ка, уче­ницей фран­цузс­ко­го скуль­пто­ра Огюс­та Ро­дена. Че­рез год нас­тавни­ца отп­ра­вила Ха­ким­жа­на в Мос­ковс­кий инс­ти­тут ар­хи­тек­ту­ры. Пос­ле вой­ны Оль­га Куд­рявце­ва вер­ну­лась на Ук­ра­ину и приг­ла­сила Ха­ким­жа­на учить­ся в Харь­ковс­кий го­сударс­твен­ный ху­дожест­вен­ный инс­ти­тут. В 1951 го­ду На­урыз­ба­ев окон­чил скуль­птур­ный фа­куль­тет и вер­нулся в Ал­ма-Ату. Око­ло го­да он до­бивал­ся отк­ры­тия скуль­птур­но­го от­де­ления в ху­дожест­вен­ном учи­лище, где и стал пер­вым ка­захс­ким ху­дож­ни­ком-пре­пода­вате­лем ис­кусс­тва плас­ти­ки. В жиз­ни скуль­пто­ра бы­ли и неп­ри­ят­ные мо­мен­ты, ко­торые сде­лали его креп­че и под­толк­ну­ли к соз­да­нию из­вест­ных про­из­ве­дений, яв­ля­ющих­ся те­перь жем­чу­жиной ка­захс­ко­го изоб­ра­зитель­но­го ис­кусс­тва. В 1957 го­ду в рес­публи­ку при­ехал на­род­ный ху­дож­ник СССР, ла­уреат Го­сударс­твен­ной и Ле­нинс­кой пре­мий, ака­демик Ев­ге­ний Ву­четич. В этот при­езд им бы­ли вы­леп­ле­ны скуль­пту­ры Сат­па­ева, Та­жиба­ева, вы­да­ющих­ся пи­сате­лей и по­этов. Ха­ким­жан по­могал ему. Ха­ким­жан На­урыз­ба­ев яв­ля­ет­ся ав­то­ром бо­лее 300 про­из­ве­дений, в чис­ле ко­торых из­вест­ные па­мят­ни­ки Абаю Ку­нан­ба­еву и Шо­кану Ва­лиха­нову в Ал­ма­ты. А его па­мят­ник Жам­бы­лу, на­ходя­щий­ся у за­пад­ной сто­роны опер­но­го те­ат­ра, име­ет ма­лень­кую пре­дыс­то­рию: в 1957 го­ду бы­ло ре­шено соз­дать се­рию па­мят­ни­ков вы­да­ющим­ся де­яте­лям Ка­захс­та­на. Х. На­урыз­ба­ев взял­ся ле­пить фи­гуру Жам­бы­ла и сде­лал его та­ким, ка­ким ви­дел при жиз­ни — ма­лень­ким ста­рич­ком с кни­гою в ру­ках. Скуль­пто­ра приг­ла­сили в ЦК пар­тии и ска­зали, что та­кой па­мят­ник не нра­вит­ся на­роду. Приш­лось за­ново прис­ту­пить к ра­боте, те­перь ху­дож­ник раз­ра­ботал дру­гой об­раз — воз­вы­шен­ный, изоб­ра­зил по­эта оду­хот­во­рен­ным, мо­нумен­таль­ным, как го­ры Ала­тау. А тот пер­вый чу­гун­ный ва­ри­ант ус­та­нови­ли в Узун-Ага­че. Боль­шой твор­ческой уда­чей мас­те­ра ста­ла ра­бота над соз­да­ни­ем об­ра­за Кур­манга­зы. Пол­ная дра­матиз­ма жизнь ком­по­зито­ра, мощь его му­зыкаль­ных имп­ро­виза­ций, блис­та­тель­ное вла­дение двухс­трун­ной домб­рой — все это про­читы­ва­ет­ся в энер­гичной леп­ке, в дви­жении мра­мор­ной мас­сы, соз­да­ющей ди­намич­ный, за­поми­на­ющий­ся об­раз. Скуль­птор был пле­нен ма­гичес­кой му­зыкой Кур­манга­зы, ко­торую сто­ит один раз ус­лы­шать, и она ос­та­ет­ся в тво­ем серд­це на всю жизнь. Па­мят­ни­ки Абаю, Жам­бы­лу, Чо­кану Ва­лиха­нову, Аман­гель­ды, Кур­манга­зы, Ди­не Нур­пе­исо­вой – про­из­ве­дения, ко­торые прос­ла­вили его имя. За скуль­пту­ру «Шо­кан» Х. На­урыз­ба­ев был удос­то­ен Го­сударс­твен­ной пре­мии Ка­захс­кой ССР. Осо­бен­но спе­ци­алис­та­ми бы­ли от­ме­чены его нес­коль­ко порт­ре­тов Жам­бы­ла. В 1969 го­ду он по­лучил зва­ние на­род­но­го ху­дож­ни­ка Ка­захс­та­на. 4 сен­тября 2009 го­да Ха­ким­жан На­урыз­ба­ев скон­чался в воз­расте 84 лет. Источник :biografia.kz

(25.08.1925-04.09.2009)
Ос­но­ватель ка­захс­кой шко­лы скуль­пту­ры, пер­вый про­фес­си­ональ­ный скуль­птор стра­ны, Зас­лу­жен­ный де­ятель ис­кусств, на­род­ный ху­дож­ник, ла­уреат Го­сударс­твен­ной пре­мии име­ни Ва­лиха­нова, ла­уреат пре­мии «Тар­лан», ка­валер ор­де­на «Па­расат», про­фес­сор Ка­захс­кой на­ци­ональ­ной ака­демии ис­кусств име­ни Жур­ге­нова.

Ро­дил­ся в 1925 го­ду в ауле Улы­коль Узун­коль­ско­го района. Ма­лень­кий Ха­ким­жан боль­ше все­го лю­бил ле­пить фи­гур­ки из гли­ны, а в сво­бод­ное вре­мя по­могал куз­не­цу. Ког­да то­го заб­ра­ли на фронт, маль­чик про­дол­жил его ра­боту. Вес­ной 1942 го­да он рань­ше всех в районе от­ре­мон­ти­ровал сель­хо­зин­вентарь, и этим за­ин­те­ресо­вал­ся пред­се­датель райис­полко­ма, ко­торый взял его к се­бе на ра­боту за­веду­ющим об­щим от­де­лом, а по сов­мести­тель­ству ко­нюхом.

В райис­полко­ме и рай­ко­ме пар­тии Ха­ким­жан уви­дел свои ра­боты, ко­торые де­лал еще в шко­ле, — гли­няные скуль­пту­ры Абая, Жам­бы­ла, Ча­па­ева, Во­роши­лова.

В мае 1943 го­да Ха­ким­жа­на На­урыз­ба­ева отп­ра­вили в Ал­ма-Ату в ху­дожест­вен­ное учи­лище. Эва­ку­иро­ван­ная ук­ра­инс­кая ху­дож­ни­ца Оль­га Куд­рявце­ва взя­ла его к се­бе. Она бы­ла вос­пи­тан­ни­цей А. Бло­ка, уче­ницей фран­цузс­ко­го скуль­пто­ра Огюс­та Ро­дена. Че­рез год нас­тавни­ца отп­ра­вила Ха­ким­жа­на в Мос­ковс­кий инс­ти­тут ар­хи­тек­ту­ры.

Пос­ле вой­ны Оль­га Куд­рявце­ва вер­ну­лась на Ук­ра­ину и приг­ла­сила Ха­ким­жа­на учить­ся в Харь­ковс­кий го­сударс­твен­ный ху­дожест­вен­ный инс­ти­тут. В 1951 го­ду На­урыз­ба­ев окон­чил скуль­птур­ный фа­куль­тет и вер­нулся в Ал­ма-Ату. Око­ло го­да он до­бивал­ся отк­ры­тия скуль­птур­но­го от­де­ления в ху­дожест­вен­ном учи­лище, где и стал пер­вым ка­захс­ким ху­дож­ни­ком-пре­пода­вате­лем ис­кусс­тва плас­ти­ки.

В жиз­ни скуль­пто­ра бы­ли и неп­ри­ят­ные мо­мен­ты, ко­торые сде­лали его креп­че и под­толк­ну­ли к соз­да­нию из­вест­ных про­из­ве­дений, яв­ля­ющих­ся те­перь жем­чу­жиной ка­захс­ко­го изоб­ра­зитель­но­го ис­кусс­тва. В 1957 го­ду в рес­публи­ку при­ехал на­род­ный ху­дож­ник СССР, ла­уреат Го­сударс­твен­ной и Ле­нинс­кой пре­мий, ака­демик Ев­ге­ний Ву­четич. В этот при­езд им бы­ли вы­леп­ле­ны скуль­пту­ры Сат­па­ева, Та­жиба­ева, вы­да­ющих­ся пи­сате­лей и по­этов. Ха­ким­жан по­могал ему.

Ха­ким­жан На­урыз­ба­ев яв­ля­ет­ся ав­то­ром бо­лее 300 про­из­ве­дений, в чис­ле ко­торых из­вест­ные па­мят­ни­ки Абаю Ку­нан­ба­еву и Шо­кану Ва­лиха­нову в Ал­ма­ты. А его па­мят­ник Жам­бы­лу, на­ходя­щий­ся у за­пад­ной сто­роны опер­но­го те­ат­ра, име­ет ма­лень­кую пре­дыс­то­рию: в 1957 го­ду бы­ло ре­шено соз­дать се­рию па­мят­ни­ков вы­да­ющим­ся де­яте­лям Ка­захс­та­на. Х. На­урыз­ба­ев взял­ся ле­пить фи­гуру Жам­бы­ла и сде­лал его та­ким, ка­ким ви­дел при жиз­ни — ма­лень­ким ста­рич­ком с кни­гою в ру­ках. Скуль­пто­ра приг­ла­сили в ЦК пар­тии и ска­зали, что та­кой па­мят­ник не нра­вит­ся на­роду. Приш­лось за­ново прис­ту­пить к ра­боте, те­перь ху­дож­ник раз­ра­ботал дру­гой об­раз — воз­вы­шен­ный, изоб­ра­зил по­эта оду­хот­во­рен­ным, мо­нумен­таль­ным, как го­ры Ала­тау. А тот пер­вый чу­гун­ный ва­ри­ант ус­та­нови­ли в Узун-Ага­че.

Боль­шой твор­ческой уда­чей мас­те­ра ста­ла ра­бота над соз­да­ни­ем об­ра­за Кур­манга­зы. Пол­ная дра­матиз­ма жизнь ком­по­зито­ра, мощь его му­зыкаль­ных имп­ро­виза­ций, блис­та­тель­ное вла­дение двухс­трун­ной домб­рой — все это про­читы­ва­ет­ся в энер­гичной леп­ке, в дви­жении мра­мор­ной мас­сы, соз­да­ющей ди­намич­ный, за­поми­на­ющий­ся об­раз. Скуль­птор был пле­нен ма­гичес­кой му­зыкой Кур­манга­зы, ко­торую сто­ит один раз ус­лы­шать, и она ос­та­ет­ся в тво­ем серд­це на всю жизнь.

Па­мят­ни­ки Абаю, Жам­бы­лу, Чо­кану Ва­лиха­нову, Аман­гель­ды, Кур­манга­зы, Ди­не Нур­пе­исо­вой – про­из­ве­дения, ко­торые прос­ла­вили его имя. За скуль­пту­ру «Шо­кан» Х. На­урыз­ба­ев был удос­то­ен Го­сударс­твен­ной пре­мии Ка­захс­кой ССР. Осо­бен­но спе­ци­алис­та­ми бы­ли от­ме­чены его нес­коль­ко порт­ре­тов Жам­бы­ла. В 1969 го­ду он по­лучил зва­ние на­род­но­го ху­дож­ни­ка Ка­захс­та­на.

4 сен­тября 2009 го­да Ха­ким­жан На­урыз­ба­ев скон­чался в воз­расте 84 лет.


Источник :biografia.kz

Бөлісу: