22 Қазан 2013, 17:03
ЭЙФЕ́ЛЕВА БА́ШНЯ В ПАРИ́ЖЕ (франц. La Tour Eiffel) — памятник дерзости инженерной мысли и человеческого честолюбия (рис. 381; сравн. Вавилонская башня). Сооружение, выразительность которого, оставаясь в границах технической эстетики, является уникальной в истории нефункционального формообразования. Башнявысотой 320 м возведена из железа в рекордно короткие сроки (за 26 месяцев) к проведению Всемирной выставки в Париже1889 г. Башня не имела изначально никакой иной функции, кроме демонстрации первенства Франции в областистроительной техники. С 1830-х гг. проект подобного сооружения витал в воздухе. Развитие индустрии строительных материалов позволило инженеру Гюставу Эйфелю1 (1832—1923) возводить необычные сооружения из железного каркаса истекла — Галереи машин (1855 и 1867 гг.), Дворец машин (1880). За 18 лет Эйфель построил 18 мостов и 31 виадук (сравн."Хрустальный дворец"). В 1886 г. Эйфель создал каркас для 93-метровой статуи Свободы в порту Нью-Йорка (см. т. 2, рис. 669). Еще в 1884 г. он приобрел права на проект высотного сооружения, разработанный сотрудниками его фирмы, казавшийся тогда невыполнимым а отложил его до времени. Таким образом, он не является автором, но его авторитет и опыт позволили реализовать проект в связи с проведением Всемирной выставки. Башня весом в 7 тысяч тонн покоится на четырех пилонах, плавно сходящихся кверху. Самым сложным оказалось, наращивая пилоны снизу вверх, сводить все необходимые крепления к одному уровню. Первая площадка башни находится на высоте 57 м, вторая — 115 м и третья — 274 м. В конкурсе на возведение выставочных павильонов принимали участие многие архитекторы, представившие проекты в разных неостилях, с украшениями и статуями. Известны и иные, близкие конструктивные идеи (рис. 382). Строительство приурочили к столетнему юбилею французской революции, но после проведения Всемирной выставки все временные сооружения и башню должны были снести. Чтобы спасти свое произведение, Эйфель предложил использовать его в качестве обсерватории и радиостанции. Однако еще до возведения башни, в феврале 1887 г., после объявления результатов конкурса французские писатели и художники опубликовали протест, утверждая, что столь уродливое сооружение позорит Францию. Более других "уродством" башни возмущался французский писатель Ги де Мопассан, многие часы он проводил в ресторане на верхней площадке башни. Когда же его спрашивали, почему он находится в ненавистном сооружении, Мопассан отвечал: "Это единственное место в Париже, откуда не видно башни". Эйфелева башня действительно (это очевидно и в наше время) диссонирует с исторической панорамой Парижа, даже с учетом того, что многие здания центра города возведены в нелучший для искусства период эклектизма второй половины XIX в. и не являются значительными произведениями архитектуры. Башня впечатляет выразительной пластикой открытой конструкции, стремительностью силуэта, но эта красота далека от образнойвыразительности форм классической архитектуры, она внеисторична и потому не несет в себе художественного содержания.
slovari.yandex.kz