Воспитание молодежи – дело особое

2 Наурыз 2014, 19:58

Президент нашей страны Н.Назарбаев постоянно думает о подрастающем поколений. В своем Послании народу «Стратегия «Казахстан – 2050» Нурсултан Абишевич сказал: «Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее».

Президент нашей страны Н.Назарбаев постоянно думает о подрастающем поколений. В своем Послании народу «Стратегия «Казахстан – 2050» Нурсултан Абишевич сказал: «Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее». Оно и правильно, какое воспитание получит молодежь таким и будет наша страна в будущем. Представители подрастающего поколения должны вырасти и физически и духовно здоровыми, образованными а главное патриотами своей страны. Потому что, как сказал в своем посланий Президент Казахстана: «Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества».

Сегодня, когда с разных источников лавиной льются разного рода информации на неокрепшее сознание подрастающего поколения, оно как никогда нуждается в поддержке со стороны взрослых. Поэтому в этом деле не должно быть равнодушных среди взрослые – родители, учителя и просто незнакомые должны активнее заняться вопитанием молодежи. Для этого вместе с разными методами воспитания необходимо обратиться к наследию народной педагогики, которая проверена веками.

С их помощью в ненавязчивой форме передавалось подрастающему поколению значимость жизненных ценностей. Запреты – одна из сторон народной педагогики казахов. Народ выработавший эти правила жизни относились к существованию на земле глубоко философски и ясно осозновали, что человек, является частицей вселенной. И исходя из этого и были выработаны правила разных сторон жизнедеятельности которых, как они считали должны придерживаться все. Таким образом, запреты служили компасом правильного поведения и обществе и оберегали от неправильных поступков.

Известный казахстанский писатель, немец по национальности Герольд Бельгер, пишущий свои произведения на трех языках – казахском, немецком и русском, в книге «Казахское слово», о значимости казахских народных запретов высказался очень положительно: «Воспитываясь в казахском ауле, я освоил и основные казахские запреты. Эти каноны поведения мудры и убедительны».

Казахские запреты прошли через многовекое сито времени и имеют большой возраст, о чем подтверждают письменные источники. Например, итальянец Плано Карпини, побывавший в ХІІІ веке в Центральной Азии писал: «...они имеют некоторые предания о том, что называют грехами, измышленные ими самими, или их предшественниками. Одно состоит в том, чтобы вонзать нож в огонь, или также каким бы то ни было образом касаться огня ножом, или извлекать ножом мясо из котла, также рубить топором возле огня, ибо они веруют, что таким образом должна быть отнята голова у огня; точно также опираться на плеть, которой погняют коня; точно также касаться стрел бичом; точно так же ловить или убивать молодых птиц, ударять лошадь уздою; точно так же ломать кость о другую кость; точно так же проливать на землю молоко или другой какой напиток, ...если же иначе, то им должно заплатить много денег колдуну, чтобы он очистил их и заставил также ставку и то, что в ней находится, пройти между двух огней, а раньше, чем она будет очищена, никто не дерзает войти в нее и унести из нее что-нибудь».

Естественно, правила дополнялись другими поколениями, которые в свою очередь проходя свой жизненный путь нарабатывали свой опыт.

            Не плюй на землю – потому что Земля мать, а в лицо матери не плюют;

            Не наступай на хлеб – потому что хлеб всему голова, она священна;

Не играйся с головным убором, не дари свой головной убор – тебя покинет везение;

            Не туши огонь свего очага водой – своему будущему закроешь путь;

            Не качай пустую колыбель – останешься без потомства;     

Не притворяйся плачущим – если бог захочет увидеть твои слезы это сделает быстро.

Так как жизнь начинается в колыбели, то к ней относятся очень трепетно еще и потому, что первой радостью для казахов всегда является рождение ребенка.

Бесікті ашық қалдырма – не оставляй колыбель открытой;

Бесікті аяқ астына тастама – не оставляй колыбель без присмотра;

Бесікті көрінгенге берме – не давай колыбель кому-попало;

Бесікті сатпа – не продавай колыбель;

Бос бесікті тербетпе – не раскачивай пустую колыбель.

Живя, по большей части в суровых погодных условиях, казахи выработали свои правила выживания. Отсюда берут свое начало понимание бытия, основой которого является человек, уважение и безпрекословное подчинение младшего старшему. Почитание старших – золотое правило для кочевников. Казахи и сегодня говорят со старшими на «вы». Таким образом, они с детства учат младших уважать старших:

Жасы үлкеннің сөзін бөлме – в разговоре не перебивай старших;

Жасы үлкеннің жолын кеспе – не пересекай дорогу старшему;

Ата-анаңа қайда барасыз деп сұрама – не спрашивай родителей куда они идут;

Үлкенге сыртыңды беріп отырма – не садись спиной к старшему.

Кісі жолын кеспе – не переходи дорогу перед старшим;

Қонаққа берер затты сол қолмен берме – то что даешь гостю не протягивай левой рукой;

Кісіге қару кезенбе – не направляй оружие на человека.

Казахский народ с уважением относился к природе:

Айды нұқып көрсетпе – не показывай пальцем на луну;

Жеті түнде жүрме – не ходи глубокой ночью;

Жұлдызды санама – не считай звезды;

Қараңғыда киіз қақпа – не встряхивай кошму ночью;

Түнде түс жорыма – ночью не разгадывай сны;

Түнде кір жайма – не развешивай белье ночью;

Түнде судың бетін ашық қойма – не оставляй воду открытой на ночь;

Түнде шаш алма – не стриги волосы ночью;

Түнде үй сыпырма – не подметай дом ночью.

Люди степи всегда нуждались в огне, чтобы приготовить пищу, согреться в зимние холодные ночи, а вода была источником жизни. Поэтому  они больше всего ценили огонь и воду. Казахи верили, что в них есть некое священство, отсюда и их почитание огня и воды.

Отпен ойнама – не играй с огнем;

Отты аттама – не переступай огонь;

Отты теппе – не пинай огонь;

Отқа түкірме – не плюйся в огонь;

Суға түкірме – не плюй в воду;

Суды сапырма – не разливай воду громко.

Казахи всегда с трепетом относились к пище. И, так как по большей части они вели скотоводческую деятельность, то этим и обьясняется особое почитание молочного продукта, которое называется общим названием – ақ – белое, что означает «молочный продукт». Поэтому, истина и добро всегда обозначались белым, а неправда и зло черным цветами. И конечно, хлеб был самым уважаемым продуктом. Есть древняя поговорка: «Ты не выше хлеба», которая доказывает важность этого продукта в жизни казахов. Все это обуславливает появление запретов касающихся пищи несущих в себе большую воспитательную нагрузку.

Ақты төкпе – не выливай молочное;

Ертеңгі асты тастама – не оставляй завтрак несьеденным;

Нанды төңкеріп қойма - не переворачивай хлеб;

Нанды бір қолыңмен үзбе - не ломай хдеб одной рукой;

Нанды баспа – не наступай на хлеб;

Нанды тастама – не кидайся хлебом;

Нанды лақтырма – не выкидывай хлеб;

Тұзды баспа – не наступай на соль.

В степи всегда почитался ум, а пустословие всегда осуждалось. К слову относились очень бережно. Есть пословица: «Таяқ еттен өтеді, сөз сүйектен өтеді» – «Палка сделает больно телу, слово пронзает кость». Слезы были признаком несчастья и этим обьяснялось такое отношение к ним.

Ант-су ішпе – попусту не клянись;

Жаман сөз айтпа – не сквернословь;

Қарғанба – не проклинай никого.

Главным требованием казахов у молодоженов было и остается по сей день почитание родителей со стороны супруга. Таким образом, изначально старались сохранить семью которая в жизни казахов было главным инструментом бытия. Для этого, посредством запретов, заранее воспитывалось правильное поведение в отношении к родителям будущего спутника жизни, к мужу и жене. Также этими запретами охраняли их от всяких несчастий.

Ата-енеңнің төсегіне отырма – не садись на постель тестя и тещи, свекра и свекрови;

Ата-енең жатқан жерге жатпа – не ложись туда где лежали тесть и теща, свекровь и свекорь;

Жас босанған ананы түнде суға жіберме – молодую роженицу не посылай ночью за водой;

Жас жұбайлардың төсегіне отырма – не садись на постель молодоженов;

Күйеуіңнен бұрын жатпа – не ложись раньше мужа.

Свое отношение к дому, юрте, как к одному из священных атрибутов жизни на земле, казахи опять же выразили в запретах. Это было обусловлено тем, что именно в жилище человека сходятся все вопросы человеческой жизни. Например, запрещается бежать в сторону дома. Потому что в старину, если бежали или скакали в сторону аула, это означало что идет враг или кто-то скончался.

Босағада отырма – не садись у порога;

Босағаға тұрма – не наступай на порог;

Есікті құшақтама – не обнимай дверь;

Есікті теппе – не пинай дверь;

Үй айнала жүгірме – не бегай вокруг дома;

Үйді айналма – не ходи вокруг дома;

Үйге қарай жүгірме – не беги в сторону дома.

Многие запреты были придуманы казахами из понимания необходимости правильного отношения к каждодневно использующимся в быту предметам, так как важность этих предметов очень велика в жизни человека.

Арқанды аттама – не перешагивай через аркан.

Балтаны аттама – не перешагивай через топор;

Дастарқанды баспа – не наступай на дастархан;

Ескі сыпырғышты отқа жақпа – не сжигай старую метлу;

Жер – ошақты аттама – не перешагивай через очаг;

Жақын адамыңа пышақ сыйлама – не дари нож близкому человеку;

Кетік кесемен шай құйма – не наливай чай на треснутую пиалу;

Күректің сабын жоғары қаратып қойма – не ставь лопату ручкой вверх;

Қазанды төңкерме – не переворачивай казан;

Құрықтан аттама - не перешагивай через курык (палка с петлей для ловли лошадей);

Пышақты ұшынан ұстама – не бери нож за конец лезвия;

Пышақтың жүзін жалама – не прикасайся языком лезвие ножа;

Пышақтың жүзін көкке қаратып қойма – не клади нож лезвием вверх;

Сыпырғының басын жоғары қаратып қойма – не ставь метлу вверх головой;

Сыпырғыны төрге қойма – не клади метлу на почетное место в доме;

Таяқ таянба – не опирайся на палку;

Ыдысты теппе – не пинай посуду.

Особое трепетное отношение сложилось у казахов ко всему живому. Например: запрещалось стрелять лебедей, так как для казахов они были символами искренности и чистоты. Адольф Янушкевич польский революционер-ссыльный проживший 25 лет в казахских степях писал: «Как только народится верблюжонок, его укрывают кошмами и никому не показывают, опасаясь дурного глаза».

Аққуды атпа – не стреляй в лебедя;

Құстың ұясын бұзба – не разоряй гнездо птицы;

Атқа теріс мінбе – не садись на коня лицом к крупе;

Жылқыны басынан ұрма – не бей коня по голове;

Итті теппе – не пинай собаку;

Қойдың үстінен аттама - не першагивай через овцу;

Құмырсқаның илеуін баспа – не наступай на муравьиный улей;

Тірі малға көрсетіп басқа малды сойма – не режь животное на глазах у другого животного.

Поведение человека всегда было его лицом в обществе. Многовековой жизненный путь казахов выработал определенный свод правил этики поведения в обществе. Через запреты казахи преподносили подрастающему поколению уроки чего можно делать, а чего нельзя, потому что за каждым поведением стоит та или иная сторона бытия. Например, нельзя упираться руками в бедра или рвать на себе волосы, потому что именно так казахские женщины оплакивают умерших. И такое поведение сразу омрачает настроение присутствующих.

Аяқ-қолыңды жіппен байлама – не связывай свои руки и ноги;

Басыңды шайқама – не мотай головой;

Бетіңді баспа – не закрывай лицо;

Екі езуіңді керме – не растягивай пальцами рот;

Қолыңды сілікпе – не махай рукой после мытья;

Мойныңа белбеулеме – не клади ремень на шею;

Саусағыңды айқастырма – не скрещивай пальцы;

Таңдайыңды қақпа – не цокай;

Тырнағыңды тістеме – не грызи ногти;

Шашыңды жұлма – не рви на себе волосы;

Шашты таптама – не наступай на волосы;

Шашты отқа тастама – не бросай волосы в огонь.

Особое отношение было у казахов и к одежде. Именно одежда способствовала в казахском обществе становлению личности, отношению к чистоте и к окружающей среде:

Аяқ-киімді төңкерме – не переворачивай обувь;

Аяқ киімді төрге шығарма – не клади обувь на почетное место в доме;

Бас киіміңді босағаға ілме – не оставляй головной убор у порога;

Бас киіммен ойнама – не играйся с головным убором;

Бас киімді біреуге сыйлама – не дари другому свой головной убор;

Бөркіңді теріс қаратып киме – не одевай головной убор задом наперед;

Киімнің жағасын баспа – не наступай на воротник.

У казахов, отношение к религии, в первую очередь было отношением к мирозданью. Запреты, касающиеся религии были отражением взгляда к миру:

Айтта кір жума – не стирай белье в пост;

Құранды баспа – не наступай на коран;

Құранды жерге тастама – не оставляй коран на земле;

Құранға отырма – не садись на коран;

Намазды бөлме – не перебивай молитву.

Запреты, касающиеся кончины человека тоже появились чтобы дать знать, что и в такой тяжелый момент человек должен оставаться человеком. Быть сдержанным и стойко принять неизбежное:

Бейуақытта адамға көңіл айтпа – не высказывай соболезнование вечером;

Бейітке қолыңды шошайтпа – не показывай пальцем в сторону кладбища;

Бейіт тұсынан шауып өтпе – не скачи на коне мимо кладбища;

Қайтыс болған кісінің қабірін баспа – не становись на могилу;

Мүрдеде күректі екінші адамға қолмен берме – при захоронений покойника не передавай лопату из в рук руки.

Опыт кочевнической жизни выработал человеческие ценности в отношении других людей. Они просты и вечны:

Біреудің затын сұраусыз алма – не спросивши не бери чужую вещь;

Біреуге ор қазба – не рой другому яму;

Біреуді ұрма – не бей другого человека;

Ұрлық жасама - не кради.

В понимании казахов природа, как и Родина, является матерью. Поэтому с древних времен культивируется бережное отношение к ней:

Ағаштың бұтағын сындырма – не ломай ветку дерева;

Жалғыз ағашты кеспе – не руби одинокое дерево;

Жыңғылмен атты қамшылама – не погоняй лошадь гребенщиком;

Көгалды таптама – не топчи траву.

И сегодня казахи живут руководствуясь этими правилами, которые прошли испытание временем. Таким образом, принимая единые правила поведения на этой земле, казахский народ и поныне несет в себе свое духовное содержание, что и делает его единым народом. Мне думается, если в воспитаниий молодого поколения ненавязчиво применять вышеуказанные запреты как это умели делать наши предки, то оно оябязательно принесет свои положительные всходы.

Бердалы ОСПАН

Бөлісу: