1 Наурыз 2014, 11:55
Понимание статуса. Казахский язык – государственный язык, ценность казахстанского народа наряду с его другими архиважными ценностями как свобода, независимость, демократия, неотъемлимый и важный фактор консолидации и развития его качественного человеческого капитала. Развитие и знание государственного языка прямо пропорционально развитию и процветанию каждого гражданина РК. Качественные знания государственного языка обществом, его высокий социальный статус служат сохранению материального и духовного благосостояния каждого гражданина отдельно и страны в целом, казахстанской самобытности и культуры как неповторимого мирового феномена, а также внутренней стабильности и духовной безопасности страны. Такое понимание статуса казахского языка в сознании современного казахстанского общества укрепилось благодаря либеральной, сдежанной, толерантной и терпеливой, наиболее демократичной многолетней языковой политике государства и его главы – Лидера нации Н.А. Назарбаева;
Государство + гражданское общество. В общественном сознаний казахстанцев произошел прогрессивный сдвиг в сторону понимания того, что языковой вопрос не должен быть политизирован; незнание государственного языка – личный недостаток в системе ценностей и критериев соответствия гражданина собственному государству, и не повод для выражения патериалистских настроений по отношению к государству. Каждый гражданин РК должен чувствовать личную ответственность за уровень овладения государственным языком. Однако, чтобы укрепить и еще более активизировать процессы такого прогрессивного осознания важности государственного языка необходимо принять системы мер по повышению правовой культуры общества; Для катализации процессов по повышению уровня и качества овладения государственным языком всеми гражданами РК необходимо разъяснить, что эффективность и результат в этом вопросе зависит от двустороннего взаимодействия, совместной скоординированной деятельности государства и гражданского общества. Поэтому необходимо активизировать элементы гражданского общества, занимающиеся повышением лингвистической культуры населения на государственном языке;
От либерализма к инструментализму. Благодаря поступательному, терпеливому плану по внедрению государственного языка, предусмотренному национальной языковой политикой государства сформировались: нормативная, демографическая, научно-лингвистическая, политическая базы государственного языка. В дальнейшем следует укрепить достижения в каждой из них статус казахского языка. По нормативной базе необходимо продвижение на более высокий уровень, так как общество за годы независимости переросло прежние возможности, и для дальнейшего языкового развития необходимо менять нормативные основы государственного языка на более инструментальные. То есть либеральная политика дала свои плоды, теперь, чтобы не потерять их, следует принять законы более инструментального характера, конкретно указывающие механизмы внедрения и требования государственного языка от граждан республики. Необходим закон о государственном языке.
От количества к качеству. Сформированная за годы независимости научно-лингвистическая база казахского языка пополнилась огромным количеством лингвистического, художественного, методического и др. материала, нормативной, научной, научно-популярной, методической литературой. И теперь настало время перехода от количества к качеству: необходимо провести всеобщий мониторинг анализ и экспертизу казахской учебной, справочной и др. литературы на предмет соответствия нормам современного казахского языка при его использовании в качестве государственного языка РК;
Казахский язык - язык науки + язык IT = Витальность нации. Казахский язык – постепенно становится полноценным языком науки, политики, управления, информации. Без развития государственного языка во всех отраслях науки, политической жизни общества и информационно-технологического пространства невозможно развить политическое, научное, эстетическое, правовое сознание общества, а общество с неразвитыми основными видами общественного сознания аморфна, деструктивна, что небезопасно для стабильности государства и власти. Поэтому необходимо активизировать процессы скорейшего его становления и полного служения науке: естественной и технической в том числе, информации, управлению; казахский язык должен стать языком высоких технологии и интернет пространства. В этой связи необходимо воспитывать кадры казахоязычных ІT-специалистов, программистов, компьютерных инженеров, информатиков.
Системы знаний: из языка во все другие предметы = патриотизм. На новом этапе развития государственного языка важно интегрировать казахский язык с другими предметами, таким образом укрепить его приоритетность в сознаний общества. Т.к. казахстанское составляющее содержания образования – системы донаучных народных знаний и научных современных знаний хранятся, трансформируются, генерируются в казахском языке в виде прецедентов, слов, фразеологизмов, терминов, онимов, геперонимов, гипонимов, зоонимов, эргонимов, антропоонимов, гидронимов, оронимов, фитонимов и др. Их необходимо внедрить в содержание казахстанского образования для формирования безпрецедентных знаний о собственной культурной, географической, пространственной среде, его истории, материальном и духовном мире как мировом феномене, тем самым способствовать формированию мощного феномена казахстанского патриотизма;
Филологическое образование: спрос=предложению. В свете вышезказанного необходимо развивать казахскую филологию, казахское языкознание, теорию и методику преподавания государственного языка. Особенно важно обратить внимание на качество филологического образования, а также разветвленность на узкие специализации, необходимые современному рынку; спрос на казахский язык в обществе высок. Тенденция роста спроса в будущем ясна. А предложение не соответствует спросу. Нет рынка услуг по обеспечению качественными знаниями по казахскому языку, нет бизнес-структур, которые могли бы получить немалые дивиденды от услуг по повышению лингвистической культуры общества и обеспечению услугами смежных с филологией специальностями, необходимыми на сегодня в связи с огромным спросом населения, особенно молодежи на знание и овладение казахским языком. Это – филологи-руссоведы и англоведы со знанием казахского языка, методики и специфики обучения казахоязычных славянским и романо-германским языкам; психологи – специалисты по развитию речи детей в разных возрастных категориях со знанием специфики и психологических основ овладения именно казахской речью; воспитатели со знаниями основ этнопедагогики, казахского фольклора, художественных текстов; логопеды со знанием артикуляторно-акустической базы казахского языка и психо-физиологических особенностей казахской речи; дикторы, секретари-референты, делопроизводственники, менеджеры, управленцы, рекламщики и многие др. специалисты со знанием казахского языка.
Фазылжанова Анар
кандидат филологических наук,
Институт языкознания имени Ахмета Байтурсынулы