Платок – как символ великого достоинства

1 Наурыз 2014, 09:50

Протяжении долгой эволюции туркменская свадьба впитала в себя множество оттенков различных обрядов.

 
На протяжении долгой эволюции туркменская свадьба впитала в себя множество оттенков различных обрядов. Туркменские невесты Казахстана в канун свадьбы одевают традиционную одежду своего народа. Одежда невесты отличается от повседневной не только по нарядности, но, прежде всего, по символике. В прошлом одежда, выполняя различные функции от экономических до эстетических, в обрядах приобретала особое магическое значение. Свадебный костюм выполнял у туркмен роль и оберега, и очищения.
В этом обряде большое значение имеет головной платок. На «гелин той» (дословно - свадьба невесты) женщины со всего села несут свадебные гостинцы и сласти в узелках из платков различных размеров. Провожая гостей, хозяева возвращают им узлы с подарками, равноценными принесенным. Большой платок служил одним из видов подарка. Во время состязаний среди мужчин выиграть платок считается самым ценным призом. Свадебный кортеж девушки (прежде из верблюдов и коней, а ныне из автомобилей) украшают разноцветными платками, которые затем раздают водителям и сопровождающим лицам.
Вообще платок в туркменской свадьбе – важное украшение. Все молодые женщины и девушки приходят на свадьбу непременно в ярких красочных платках. В одном месте их ткут, в другом – используют покупные, фабричные, в некоторых семьях тканые платки специально хранятся для семейного торжества. В недалеком прошлом по дороге в селение будущего мужа свадебный поезд всех встречных в пути одаривал небольшими платками и кусками материи, чтобы «обезвредить» злые силы, способные повредить молодой семье.
В наши дни на свадьбе гостям преподносят небольшие отрезы ткани, платки – шапырдык, носовые платочки. Гость, прикоснувшись им к лицу, обязательно произносит слова: «Бизеде худай етерсин».
Этот платок или кусок ткани является знаком торжества и благополучия. Приносят подарки и в дом жениха: платки, дорогие отрезы, ковры, паласы, кошмы, ат гулак.
Для кроя и шитья свадебного платья выбирали определенные дни, считавшиеся у мусульман удачными. Ведь от этого зависело благополучие невесты. Платье кроили и шили в доме невесты из ткани, принесенной из дома жениха. И это, на первый взгляд невесты в ее доме, своеобразного «девичника». Кроила свадебный наряд уважаемая на селе женщина, многодетная мать. Обрезки материала забирали присутствующие при раскрое - на счастье. 
Туркменское свадебное платье – настоящее произведение искусства! При всей своей чрезвычайной консервативности оно отличается богатой орнаментацией и украшениями. На древнее происхождение некоторых из этих украшений указывают параллели со средневековыми подвесками «апбасы». Их пришивают на грудь по обеим сторонам платья в несколько рядов. Платье становится парадным от серебристого перелива чешуйчатых бляшек-подвесок, издающих мелодичный перезвон при ходьбе, как бы отгоняя злых духов. Большинство подвесок служило не только украшением, но имело символическое значение, выполняя роль оберегов, амулетов.
При «кайтарма» (возвращение молодой жены в дом отца после медового месяца до полной выплаты семьей молодого мужа калыма за невесту) в первый же день в родительском доме устраивают угощение. В присутствии свекрови невесту одевают в другое платье - в халат красного цвета в узенькую продольную полоску. В дом мужа она вернется уже в темно-зеленой накидке оливкового оттенка.
Обряды, связанные с бракосочетанием, широко отображают мировоззрение и представления народа об окружающем мире. Например, туркмены считают, что невеста привлекает к себе всякую нечисть, поэтому ее надо оберегать всеми доступными средствами. Стремясь почти полностью скрыть от постороннего взгляда лицо и фигуру невесты, ее с головой накрывали накидкой. «Носящий дагдан не споткнется, а споткнется - не упадет» - гласит поговорка.
Во все виды свадебной одежды вшивали плетенки, шнурки из верблюжьей шерсти, зуб свиньи, серебряные пластинки в ожерельях из бус с глазками и т.д. «Дагдан» из дерева и треугольный мешочек с углем и солью пришивали к соединительной пластинке «ара герби» между ложными рукавами ритуальной накидки. В первые дни замужества невеста не должна ступать ногой там, где текла кровь убитого животного, проходить мимо грязной воды и золы, ходить под определенным деревом. Не полагалось брать невесту с собой на похороны и поминки.
Один из самых интересных и сложных элементов в туркменском свадебном церемониале - обряд смены девичьего головного убора на женский. У одних туркмен он проводится на второй день после свадьбы, у других – на третий, у некоторых – через 15 дней, а у човдуров средней Амударьи – лишь после рождения первенца.
Существовало много вариантов смены девичьей прически и головного убора. Четыре косы невесты закладывают за спину, снимают с головы маленький платок, который тут лее успевает выхватить кто-нибудь из подростков, присутствующих при обряде. Свекровь возвращает этот платок невесте за небольшой выкуп - сласти, печенье. Молодая женщина обязана хранить этот платок, как талисман, до замужества своей дочери или женитьбы сына (чтобы подарить его невестке).
Существует и другой вариант: на халат невесты накидывают «уздечки» из сплетенных веревок. Жених трижды дергает их, как бы срывая девичий головной убор, что символизирует покорность молодой жены в их будущей совместной жизни. Как только с головы невесты слетает девичий платок, на нее накидывают большой белый платок, подаренный почтенной многодетной женщиной. Белый цвет, по поверьям, очищает, дарит счастье и долголетие. Такой платок является символом замужества женщины, начала ее женской судьбы. С этого момента новобрачная расстается с девичеством и вступает в новую, интересную жизнь с ее женскими радостями и горестями.
 
 
Бөлісу: