Азербайджане Казахстана

1 Наурыз 2014, 09:51

Один из 120 этносов, проживающих в Казахстане, являются – азербайджане. До 30-х годов 20 века в официальных русских документах азербайджане назывались закавказскими (азербайджанскими) тюрками, татарами.  

Один из 120 этносов, проживающих в Казахстане, являются – азербайджане. До 30-х годов 20 века в официальных русских документах азербайджане назывались закавказскими (азербайджанскими) тюрками, татарами. После провозглашения Азербайджанской ССР (апрель 1920 г.; с 1990 г. – Азербайджанская Республика) происходила дальнейшая консолидация азербайджан.  Всего в Казахстане проживают около 90 000 азербайджанцев. Если обратить внимание на расселение по областям, то можно заметить что в Алматинской области проживают большее количество азербайджанского этноса –16073.  Далее в  Акмолинской области – 1656,  в Актюбинской – 988, в Атырауской – 272, ВКО – 1426, Жамбылской – 10593, ЗКО – 940, Карагандинской – 3667, Костанайской – 3619, Кызылординской – 187, Мангистауской – 3407, Павлодарской – 1847, СКО – 1457, ЮКО – 24732, г. Астане – 902, г. Алматы – 6529 чел. 
В начале 20 века азербайджанов Казахстане было немного, по данным Всесоюзной переписи 1926 г. – всего 46 чел.
История массового переселения азербайджанов в Казахстан берет начало с 1937 г., когда по решению НКВД СССР, репрессированные азербайджане, как и другие народы, были выселены со своей Родины. К концу 30-х гг. их численность увеличилась почти до 13 тыс. Большинство азербайджанцев проживало на юге республики, в основном в Южно- Казахстанской и Жамбылской областях. Прирост численности этноса в республике происходит в основном за счет южных областей, лишь в 80-х гг. наметилось движение в другие регионы Казахстана, в первую очередь западные.  За 10 лет (1979-1989 гг.) число азербайджан увеличилось здесь в 3,1 раза, в Центральном Казахстане – в 2 раза, а в Южном – всего на 4%. В конце 80-х гг. большая часть азербайджан (71%) находилась на юге Казахстана. Значительная часть этноса (56,4%) проживает в сельской местности, 43,6% – в городах.
Азербайджанский язык относится к огузской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Есть диалектные группы. В 1929 г. азербайджанская письменность была переведена с арабской на латинскую графику, в 1939 г. – на кириллицу. В 1991 г. в азербайджане перешли к латинскому алфавиту. 
Верование – мусульмане, в основном шииты, в меньшей части – сунниты. В этногенезе азербайджан участвовало население древних государств: Маны (1-я пол. 1 тыс. до н.э.), Албании Кавказской (2-я пол. 1 тыс. до н.э. – 10 в. н.э.), Мидии, Атропатены (4 в. до н.э. – 7 в. н.э.); албаны, гаргары, утии, каспии, леги, говорившие на кавказских языках – на Сев. и ираноязычные куртии, ман –130 ней, мидяне – на Юге Атропатены после арабского завоевания в 7 в. наз. Азербайджан (араб.), Адербадаган (перс.), современное название – Азербайджан. Под властью Арабского халифата были объединены Северный и Южный Азербайджан: началось распространение ислама. Процесс тюркизации нач. с 1 тыс. н.э. (гунны, хазары и др.) и продолжался в 11-14 вв., что было связано с завоеваниями тюрок-огузов (сельджуков) и монгол-татар. 
Традиционные занятия азербайджан – выращивание зерновых, хлопководство, садоводство, виноградарство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота.Традиционные ремесла – ковроткачество, златокузнечное и ювелирное производства, выделка кованой мелкой утвари, гончарство, обработка дерева и камня, шерстяное, шелковое и бумажное ткачество, валяние шерсти, выделка кожи, плетение циновок, изготовление тесьмы (бафта) и позументов, вязание носков (джорабы) и др. У азербайджанских семей наряду с малыми, ныне преобладающими, были распространены большие семьи (беюк кулфат). Сохраняется традиция предпочтения родственных браков, многодетность. Счет родства ведется по отцовской линии.
Традиционное внутреннее убранство состояло из ковров, паласов, постельных принадлежностей (матрасы, одеяло, подушки), сложенных на специальной полке, медной и гончарной посуды, расставленной вдоль стен. Во дворе – хоз. постройки и навесы для хранения сельско-хозяйственного инвентаря, дров, содержания скота и птицы. Под особым навесом сооружались печь (керюк) или тендир для выпечки хлеба, а также яма для хранения зерна. Двор ограждали глухим забором, выложенным из сырцового кирпича, речного камня, или плетнем из орешника. В современных домах при строительстве используются привозные материалы, крышу покрывают шифером или железом. Пользуются современной посудой, сохраняя расставленную по полкам медную посуду. Традиция отдыха: на коврах, расстеленных на полу. Традиционный мужской костюм включал нательную рубаху (кейнек), штаны (иштан, шалвар), бешмет в талию, с узкими рукавами (дон), черкеску (чуха), зимой – овчинную шубу (кюрк). Мужскую одежду шили из бязи, сатина, миткаля, тафты, домотканого сукна. Головной убор – расширяющаяся кверху овчинная папаха, поверх которой при необходимости надевали башлык. Обувь кожаная: сшитые из прямоугольного куска. 
Азербайджанский фольклор по своему характеру и сюжетам во многом близок народному творчеству Кавказа. Широко распространены сказки – волшебные, бытовые, о животных и др.; любовно-романтические и лирико-эпические сказания о героях, исполняемые под музыку, – дастаны. Наиболее распространены саз, тар, кеманча, балабан, зурна, бубен, тутек. Эпосы "Китаби Деде Коркуд", "Кероглы", романтические "Асли и Керим", "Ашик Гариб". Песенное творчество включает лирические (любовные, детские, колыбельные), обрядовые (обручальные, свадебные, культовые) песни, распространены частушки (гошмалар). Популярны танцы. Особое место в жизни азербайджан занимали ашуги – народные певцы, поэты и музыканты, исполнявшие дастаны и собственные сочинения. Популярны рассказы и анекдоты, связанные с именем Моллы Насреддина. Характерны театрализованные представления. К древней музыке Востока восходят мугамы – крупные вокально-инструментальные произведения. Из музыкальных инструментов особенно расчарыхи надевались на вязаные носки – джорабы, башмаки, галоши, мягкие сафьяновые сапоги. Основное украшение – кожаный ремень с медными или серебряными пластинами, к к-рому прикреплялся кинжал. Его носили все мужчины, достигшие совершеннолетия. Черкеска украшалась газырями. Жен. одежда состояла из длинной нательной рубахи (кейнек), длинных штанов с широкими или узкими штанинами (иштан, туман), длинного распашного платья (дон) и короткого кафтана (архалук); шилась из ситца, шелка, парчи, тафты, бархата и др. Головной убор чутка (подобие чепца, куда убирали волосы), поверх нее платок (калагай). Обувь – сафьяновые глубокие чувяки, кожаные галоши, сапоги, башмаки, яркие вязаные носки. Одежду украшали ажурной тесьмой, галунами, серебряными пряжками и пуговицами. Широко распространены серьги, браслеты, кольца из золота и серебра, бусы из кораллов, янтаря, сердолика и др., серебряные пояса с массивной фигурной пряжкой. Традиционная кухня отличается разнообразием мясных, молочных, мучных, овощных блюд, зелени и фруктов. Мясные блюда готовятся в основном из баранины, говядины 132 и телятины. Молоко употребляют главным образом в переработанном виде: кислое (гатых), сметану, творог, масло, сыр (шор, пен- дир). Летом и осенью едят преимущественно свежие овощи, фрукты, молочные продукты; зимой – вяленое мясо, сухофрукты. Популярны хинкал, свыше сотни разновидностей плова (с мясом, сухофруктами), долма, довга, из сластей – халва разных видов и пахлава, из напитков – айран, черный чай. До сих пор в селениях предпочитают хлеб из пшеничной муки, выпеченный в тендире. Пекут также продолговатый чурек-фэтир, лепешки – лаваш, которые можно долго хранить. Общераспространенным блюдом считается долма: фарш из баранины, заправленный различными специями, заворачивают в виноградные листья. Молодой бараниной также фаршируют баклажаны, помидоры, болгарский перец, яблоки. На свадьбах, торжествах готовят мужчины, обслуживают гостей, подают и убирают молодые парни.
У азербайджанов существовал ряд доисламских мифических представлений: обряды вызывания дождя и солнца, вера в магическую силу железа, золота, хлеба; использование различных оберегов от сглаза (бусы, определенные виды растений, раковины и т.п.). Торжественно отмечается древний праздник Нового года – Новруз-байрам (21– 22 марта). Из мусульманских праздников особенно чтимы окончание поста – Ураза-байрам и праздник жертвоприношения – Курбан-байрам.
В Казахстане общественное национальное объединение азербайджан занимается активной деятельностью с начала 90-х гг. 20 в. Создан национальный культурный центр "Туран", в состав которого входят все заинтересованные в сохранении и развитии традиций, обычаев, языка, культуры и истории своего народа азербайджан, проживающие в республике.  В 2000 году Азербайджанский культурный центр «Туран» вышел на региональный уровень: решением общего собрания Алматинского общества азербайджанцев «Озан», «Ташкентского азербайджанского культурного центра» и «Бишкекского азербайджанского культурного центра» он был преобразован в Конгресс «Туран». Руководитель конгресса –  Хамедов  Абилфас Муслимович. 
Всего в Казахстане проживают около 90 000 азербайджанцев. Азербайджанские объединения созданы во всех областях и крупных городах страны. Вот лишь некоторые из них: В Алматинской области  –  «Гобустан», Жамбылской – «Азери», Павлодарской – «Ватан», Костанайской – «Гейдар», Мангыстауской – «Достлук». 
При культурных центрах действуют курсы по изучению гсударственного и родных языков, обычаев, обрядов, традиции, музыки, танцев. Работают семе йные народно-инструментальные и фольклорные коллективы «Азербайжан», «Арзу», «Севиндж», «Гариблер», «Озан». 
Делегация Азербайджанцев из Казахстана участвовала в форуме общественных обьединении азербайджанцев, проживающих в СНГ, Балтии и других странах мира, во Всемирном съезде азербайджанцев, в первом Всемирном Курултае независимого Азербайджана. 
Азербайджанские объединения прикладывают максимум усилий для сохранения самобытной азербайджанской культуры, возрождения языка, народных обычаи и традиций. Много внимания уделяется изучению истории, укреплению дружбы между народами, развитию международных культурных и экономической связи. 
 
Бөлісу: