Сохраняются традиционные обычаи, обряды, связанные с рождением ребенка, похоронами, свадьбой.
Сохраняются традиционные обычаи, обряды, связанные с рождением ребенка, похоронами, свадьбой. Наиболее ярко проявляются эти обычаи в уйгурской свадьбе. У уйгуров не существует платы за невесту – калым, жених лишь несет все расходы по проведению свадебных торжеств. Свадьба сопровождается музыкой, танцами и традиционными народными песнями. Вечером у дома жениха невесту, прежде чем ввести в дом, трижды обводят вокруг ярко горящего костра.
Своеобразны уйгурские обряды, связанные с рождением ребенка.
Современные уйгуры исполняют все обряды, связанные с рождением, воспитанием ребенка: рождение, наречение, торжественное укладывание ребенка в колыбель – "бошук-той", сороковины – "кирик суы", ритуальное обрезание – "сундет той" и др.
Первого ребенка женщина согласно обычаю рожает в доме матери. Этот обычай также ведет свое происхождение от матрилокального брака. За 20-30 дней до родов мать молодой идет в дом зятя и просит разрешения – "тилэп елиш" – забрать роженицу к себе. Мать сопровождают родственницы и близкие с подарками.
После родов все заботы по уходу за ребенком и роженицей ложатся на плечи матери. Считается, что новорожденный и его мать в течение сорока дней особо подвергаются действию злых сил, и потому их нужно беречь. Вообще все обряды, связанные с материнством и детством, преследуют одну цель, во что бы то ни стало сохранить жизнь ребенку.
Доступ к роженице ограничен в течение всего периода. На 12 день происходит имя наречение, для чего приглашаются родственники мужа и мулла. До сорока дней в дом матери приходят женщины с подарками и приготовленными блюдами, своего рода помощь матери в уходе за дочерью.
На сороковой день проводится обряд купания ребенка – "кирик суйи". Для этого в одну кастрюлю кладут щепотку соли, адыраспан, 1-2 куска сахара рафинада, монеты. Все присутствующие двумя деревянными ложками вливают воду в пустую кастрюлю из емкости с водой. Каждая женщина, участвующая в этом обряде, должна произнести свое пожелание младенцу. В этой воде, немного подогрев ее, ребенка купают, затем впервые стригут волосы и ногти.
Рождение следующих детей и их "кирик суйи" происходит в доме отца ребенка.
В назначенный день после "кирик суйи" в дом родителей роженицы приезжают родители молодого отца с выкупом и необходимыми продуктами для "бошук тоя" – торжественное укладывание ребенка в колыбель. На "бошук той" приглашаются женщины, родственницы и близкие. Чаще расходы на проведение торжества берет на себя мать роженицы, кроме того, она готовит подарки для дочери и приданое новорожденному. На этом празднике особо одаривается сестра или "янгэ" молодой мамы, которая ухаживала за ребенком.
В настоящее время во многих семьях возрождается обычай проведения "чушав той". Смысл этого обычая заключается в следующем: в первые дни, когда ребенок только начинает ходить, ему треножат ноги, затем уважаемая женщина пожилого возраста разрезает путы. Считается, что после этого ребенок не будет падать и спотыкаться. Обряд сопровождается весельем и угощением для женщин и детворы.
Весьма торжественно обставляется обрезание мальчиков – "суннэт той". Обрезание совершается в 5-7 лет. Обычно пышное торжество устраивается лишь для первого сына. Как правило, это первый той, проводимый самостоятельно молодым отцом, своеобразный экзамен на зрелость.
На этот праздник родственников, близких и знакомых приглашал обычно сам виновник торжества. Мальчик в сопровождении родственника обходил или объезжал верхом всех приглашенных. В кишлаке он заходил буквально в каждый дом, где его одаривали сладостями и дарили платок, домой он возвращался весь увешанный платками. Сейчас церемония приглашения более упрощена.
Обряд обрезания совершается в отдельной комнате муллой, мальчика отвлекают от страха перед обрезанием подарками и деньгами. Сам той проходит в других комнатах с весельем, музыкой, танцами и песнопением.
Подарки получают родители ребенка. Совершившего обрезание также щедро одаривают.
Весьма интересен традиционный "машряп" – это собрание мужчин одного возраста и называется "Опуз огул" – "Тридцать джигитов", подобные собрания проводят отдельно и женщины. Эти собрания обычно проводились после окончания уборочной страды – осенью и зимой.
"Машряпы" организовываются поочередно в доме у каждого участника и сопровождаются угощением, игрой на музыкальных инструментах, пением и танцами, декларированием стихов и бейтов. Это своего рода школа этического и эстетического воспитания. На этих собраниях можно не только отдохнуть, повеселиться, но и почерпнуть что-то для себя новое для своего духовного роста.
Основные религиозные праздники, обряды. Для уйгуров, как и для множества других народов, исповедующих исламскую религию, священен пост Роза ейи, за ним следует Роза 307 Иейти – праздник, который начинается после утреннего намаза в мечети. Обязательным считается навестить родственников, соседей, знакомых. Спустя 70 дней отмечается еще один праздник – Курбан Иейти. Обеспеченные мусульмане закалывают скот (барана, быка), угощают всех. Накануне Роза Бейти, Курбан Бейти празднуется айэм. В этот день дети навещают родителей, дарят друг другу подарки. За 16 дней до Рамазана справляется Барат кечиси. До начала Роза ейи люди делают поминки по умершим. Барат кечиси проводят за чтением корана, молитвами.