Mузыкальных традиций

1 Наурыз 2014, 10:15

 Интервью с председателем «Кыргызского этнокультурного центра «Кыргызстан-Астана» г. Астаны Шавкатом Абдуллаевичем Исмаиловым 

 
(Интервью с председателем «Кыргызского этнокультурного центра «Кыргызстан-Астана» г. Астаны Шавкатом Абдуллаевичем Исмаиловым) 
 
С первых лет независимости Шавкат Абдуллаевич Исмаилов как один из успешных руководителей участвовал в крупных строительных проектах в гг. Алматы, Астана, Павлодар, Караганда, Темиртау, Атырау, Актау, Актобе, за которые имеет грамоты и благодарности от акимов (областей, городов) и Духовенства мусульман Казахстана и Православной Церкви. 
Ш.А.Исмаилов с 2008 года является членом Ассамблеи народа Казахстана, в 2011 году был избран заместителем председателя Ассамблеи народа Казахстана г.Астаны, а также является почётным членом Союза архитекторов Кыргызской Республики. Имеет 3 изобретения, печатные работы и публикации в газетах и журналах. В 1994 на английском языке (в соавторстве) издана книга «Culture Gramm», США, Нью Джерси. 
В активе Ш.А.Исмаилова как председателя ЭКЦ – установление Памятного Знака жертвам политических репрессий-кыргызам в мемориальном комплексе пос.Спасск Карагандинской области, создание кыргызской воскресной школы «Кут билим» в Астане. По его инициативе в Ассамблее города Астаны стали проводиться уроки Дружбы в воскресных школах. В 2007 году организовал и провёл в Астане 1 конгресс кыргызов Казахстана, является инициатором создания Ассоциации кыргызов Казахстана «Манас». В марте 2008 года в кыргызской воскресной школе организовал и провёл открытый урок «От Манаса до Чингиза Айтматова» с участием Народного писателя Казахстана и Народного писателя Кыргызстана Чингиза Айтматова. Художественный коллектив этнокультурного центра (в том числе воспитанники воскресной школы) в 2011 году участвовали в 17 концертах и выступлениях (телевидение, войсковые части, университеты, колледжи, школы, детский приют).
В ряду важнейших мероприятий, проведенных Ш.А.Исмаиловым в 2012 году, – Международный семинар «Государственная политика в сфере межэтнических отношений Казахстана и Кыргызстана» в Бишкеке (27 марта 2012 года); Международная научно-практическая конференция «Диалог культур тюркских народов: история и современность», посвящённой году  «АСТАНА – культурная столица тюркского мира 2012» (председатель оргкомитета, 3-5 мая 2012 года); Фестиваль детских игр тюркских народов «Дала баласыз, бала ойынсыз қалмасын» (сопредседатель оргкомитета) в Астане (15-18 июня 2012 года); фестиваль «Қорқыт атындағы Түркі тілдес мемлекеттердің дәстүрлі орындаушылық өнер фестивалі» (сопредседатель оргкомитета) в Астане (18-21 июня 2012 года).
Ш.А.Исмаилов является организатором комплекса мероприятий по теме «Мухтар Ауэзов и Чингиз Айтматов. О нерасторжимости казахско-кыргызских историко-культурных связей» в рамках проекта «Тамыры бiр бәйтерек», на сегодняшний день проведенных в 9 областях Казахстана.
 
Как за это время кыргызскому народу удалось сохранить самобытность своей культуры?
Кыргызы и казахи относятся к таким народам, которые очень музыкальны, и вся жизнь их сопровождается песнями, обрядами, традициями, они тесно переплетаются. Поскольку культура является одним из основных факторов, идентифицирующих этнос, народ всегда стремится к ее сохранению. Потом культура, обычаи, традиции, образ жизни – они взаимосвязаны. Каждое предыдущее поколение пытается, старается передать будущему поколению все то, что накоплено веками. То, что мы создаем этнокультурные центры, это только приведение в небольшую систему того, что есть, существует в самом народе. Например, я живу уже в Астане почти 15 лет. Когда бываешь в семьях, встречаешься с людьми или проводишь какие-то мероприятия, все равно есть сложившиеся традиции, и каждый человек старается проявить себя. Во-первых, сам народ этого хочет. Во-вторых, а может, даже во-первых, в Казахстане конституционно закреплено право этносу сохранять свой язык, традиции, обычаи, и это одно из основных положений и требований ООН. Все условия созданы, так, например, создание культурных объединений – одна из основных целей – способствует сохранению родной культуры, традиции и обычаев. Язык – тоже важный фактор.
 
В какой степени кыргызская музыка бытует на сегодняшний день в Казахстане?
 
Во-первых сами кыргызы, так же, как и казахи, очень музыкальный народ. Недавно слышал, что кроме горлового пения есть еще носовое пение (когда человек думает, он издает через нос звуки). И всегда находятся самородки. Когда приходилось готовить фестиваль кыргызского концерта, собрался хороший коллектив – исполнителей, музыкальные инструменталисты и певцы, и танцоры. Мне даже было неудобно и пришлось самому спеть. Кыргызская и казахская музыка очень близки, так же как и культура. Даже есть мелодии, чем-то схожие – это первое. Второе – кыргызские мелодии очень легко можно исполнить на домбре, точно так же, как казахскую на комузе. Потому что сами ритмы все определяются образом жизни наших предков. 
Я бы хотел остановится здесь на одном интересном моменте. В Кыргызстане есть казахские песни, которые поют с удовольствием и на казахском, и немножко переиначив, на кыргызском. Тоже самое – есть песни, авторы которых, кыргызы, исполняют произведения в Казахстане на казахском языке, переведя слова, но сохранив эту мелодию. Можно привести два интересных примера: песня Тугелбай Казакова «Жамбыр токту» и Аскара Исаева, «Тан сыры» в Казахстане до сих пор популярен, его часто исполняют. В беседе при встрече я ему как-то сказал об этом, он улыбнулся, ответил, что для авторов очень важна популярность. Это – его показатель успешности. Когда я этот вопрос обсуждал с композиторами, мне сказали «если при живом авторе песню объявляют народной, то это считается высшим пилотажем, а если тем более другой страны это, конечно, показатель успеха». Основа кыргызско-казахских песен настолько близка, что часто эти песни получают вторую жизнь. Одной моей целью на протяжении нескольких лет (мы проводили такой концерт в Алматы под руководством А.Коразбаева) было, чтобы кыргызские исполнители приехали сюда с казахскими песнями (казахские, например, «МузАРТ» очень много кыргызских песен исполняет). Казахские исполнители исполнили бы кыргызские песни. Министр культуры Казахстана поощрил бы казахских исполнителей, которые пропагандирует кыргызские песни и наоборот, Минкультуры Кыргызстана отметил бы кыргызских исполнителей за пропаганду казахских песен. Скоро ожидаются дни Кыргызстана в Казахстане. Может быть, мы такой концерт сделаем. 
Насколько развито сегодня в Казахстане искусство манасчи?
Наверно, на сегодняшний день среди кыргызов отношение к «Манасу» очень трепетное. «Манас», «Сейтек» и «Семетей» – величайшее в наследии кыргызского народа. В Кыргызстане это очень консолидирующий фактор, в советский период внимание не уделялось пропаганде, популиризации уникальных элементов культуры. Может быть, поэтому очень много мнений среди манасоведов, очень много вариантов «Манаса». С другой стороны, в этом и есть «Манас». Было так, что каждый манасчи рассказывал, иногда даже по-другому трактовал. В этом и было искусство манасчи. 
У меня есть записи почти всех манасчи. Искусство манасчи – очень сложное искусство. На сегодняшний день, даже в Кыргызстане, считается, что это – от бога, от рождения. Я встречался со многими. Здесь в Казахстане есть люди, которые знают «Манас». Как председатель Кыргызского этнокультурного центра считаю своей задачей его популяризацию. Это – первое. Очень многие проявляют интерес, как казахи, так и другие народы, представители посольства. В этом убедились, когда на первое мая в юрте организовали манасчи (аксакал и трое детей). 
Второе, что хотелось бы сказать, у нас есть кыргызская воскресная школа, есть специальный предмет, в программу мы включили тему «Манас», рассказываем о самом Манасе, и мы обучаем искусству Манаса 3-х, 4-х мальчиков. Они очень хорошо усваивают. Мы уже несколько раз выступали на фестивалях. Я встречался с ректором Кыргызской консерватории, мы с ним обсудили вопрос соотрудничества. Он нам обещает на месяц командировать из числа своих преподавателей одного преподавателя по фольклорным инструментам. В ЭКЦ собрали несколько инструментов – комуз, кылкияқ, добулбас, темир комуз, чопочоор, сыбызгы, тайтуйяк, асатаяк. У нас есть идея в перспективе организовать фольклорный школьный ансамбль. Ректор обещал командировать преподавателя зимой на 3 недели и весной для проведения мастер-классов. И второго учителя манасчи. Готовим мастер-класс, и, кроме того, в целях пропаганды он прочтет лекции в Евразийском национальном университете, в КазНУИ, с ними тоже достигнута договоренность. Первый раз без оплаты, а потом на постоянной основе составим контракт. 
 
Какие кыргызские музыкальные коллективы функционируют в Казахстане?
 
На протяжении 5-6 лет мы каждый год принимаем участие в мероприятиях. Ни один фестиваль «Дружбы народов» мы не пропустили. У нас есть кыргызский коллектив. Но он не постоянно действует: кто-то ушел, кто-то переехал. С этой стороны сложно, а так талантов хватает. Сейчас у нас количество ограничено (три-четыре). Но почти по всем номинациям есть коллективы. Вообще, конечно же, есть мечта сделать театр, что бы постоянно функционировал. Мы решили сконцентрироваться на детских коллективах. Само обучение нужно детям – раз, второе – на них хорошо смотреть. У нас есть художественный руководитель в воскресной школе, есть танцы, песни поют, исполняют на комузах (т.е. 5-6 номеров где-то есть). Есть кружок прикладного искусства. В Кустанае есть художественный коллектив. 
 
Какие изменение произошли в деятельности центра за годы независимости?
 
Этнокультурный центр «Кыргызстан-Астана» был зарегистрирован в 2005 году, в декабре. В 2006 году мы провели презентацию на «Байтереке». Одной из задач этнокультурного центра является работа по укреплению межэтнического согласия в Казахстане. Этнокультурный центр – это тот инструмент, через который мы должны проводить этнополитику государства. Насколько выросло наше этнокультурное объединение, можно судить по той работе, которую мы проводим. Наши мероприятия приобрели качественную, четкую установку. Мы в какой-то мере поднимаем общегосударственную задачу. Казахстанская модель межэтнической толерантности, общественного согласия уникальна для Казахстана, и у многих вызывает интерес в других странах. В 2005 году Кыргызских культурных центров было всего четыре. Из них функционировали три. В 2007 мы собрались и решили попробовать создать их еще в других городах и областях. Я проехал по всем областям, повстречался с людьми и при нашей поддержке открыты другие центры. Павлодар, Кустанай, Кызылорда, в Алмате мы тоже провели собрание, перерегистрировали, привели в порядок документы. На сегодняшний день у нас существует 9 этнокультурных центров. И мы работаем над тем, чтобы создать Ассоциацию кыргызов Казахстана. 
 
Казтуганова А.Ж., к.иск.,
старший научный сотрудник Института 
литературы и искусства им. М.О.Ауэзова 
 
Ш.А.Исмаилов
 
 
Ч.Т.Айтматов и Ш.А.Исмаилов
Кыргызский музыкальный коллектив г.Астаны
 
Маленькие манасчи кыргызской воскресной школы г.Астаны
 
Бөлісу: