Kультура уйгурского народа

1 Наурыз 2014, 10:16

Хотелось бы рассказать о культуре одного из многих этносов проживающих в Казахстане – уйгуров.

 
Культура народов Казахстана отличается своей многогранностью. У каждого народа проживающего на нашей родине есть свои культурно-исторические особенности. Хотелось бы рассказать о культуре одного из многих этносов проживающих в Казахстане – уйгуров. В древности уйгуры имели богатую, самобытную духовную культуру. Исследователей Восточного Туркестана (Ч.Валиханов, В.Григорьев, Н.Пржевальский, Н.Пантусов, А.Габен, Г.Ярринг, В.Радлов, С.Асфендияров, С.Муканов и др.) всегда поражали грандиозные архитектурные сооружения буддийской культуры "Мыной": система подземного ирригационного сооружения для подъема воды из-под земли – "каризы", построенные жителями Турфана еще до нашей эры задолго до греков.
Наивысших высот достигла музыкальная культура уйгуров. Вершиной музыкального творчества уйгуров является мировой шедевр классической музыки "Двенадцать мукамов" – вокально-инструментальные произведения, созданные на протяжении 15 веков, собравшие в себя, по образному выражению великого казахского писателя С.Муканова, лучшие музыкальные творения от А до Я.
Современные исследователи культуры тюркского мира особо отмечают, что древние памятники уйгурского народа вносят огромный вклад в мировую цивилизацию. Волею исторической судьбы Родина уйгуров – Восточный Туркестан, оказалась на перекрестке Великого шелкового пути, соединявшего Восток и Запад. Потому такое пристальное внимание ученых мира уделяется этому региону.
Сегодня ученые считают, что древнеуйгурские письменные памятники появились в V веке до арабской письменности. Об этом свидетельствует известный западноевропейский ученый И.Фридрих в своей книге "История письма". Появление уйгурской ксилографии можно отнести к IX веку, а печатный шрифт – к XI-XIII векам.
Культура уйгуров Казахстана за это время развилась и развивается в рамках казахской государственности. И вполне понятно, что это развитие шло в тесном контакте и взаимосвязи с казахской культурой. Историческая общность двух народов, тюркоязычная и этническая связь, обогащала их культуру не только в плане духовном, но и в плане общественно-политическом.
Стремление к прекрасному, эстетическому совершенству отражались в работе древних мастеров, украшавших декоративными элементами колонны, деревянные ворота и двери, ставни домов, покрывавших мозаичной глазурью глиняные сосуды. Народные ювелиры мастерски владели такими приемами, как литье, чеканка, ковка, тиснение, гравировка, накладная и ажурная филигрань. Народное творчество свидетельствует, что их авторы заботились об эстетическом, декоративном качествах предметов домашнего обихода. Возродилось искусство изготовления национальных музыкальных инструментов: дутара, тамбура, ная, сатара, годжака, равапа, сурная, карная, тебельваза, бубендапа и других.
К древнейшим развитым видам уйгурского прикладного искусства относится художественная обработка металлов: кузнечное ремесло, изготовление посуды, ювелирных украшений, традиционный комплект металлической утвари уйгуров включает различную по назначению посуду: для умывания, лекарственных настоев, чайники, самовары, подносы, умывальные приборы, чаши, мантоварки. Среди них встречаются как подчеркнуто утилитарные, так и высокохудожественные образцы.
Бытовые изделия имеют удобные формы, сдержанную тактическую декорировку, декоративные изделия невелики по размерам, изящной формы, покрыты тонкой ажурной резьбой. Бытовые изделия изготовлялись в основном из меди, декоративные – из латуни, серебра, причем латунь часто подвергалась серебрению или же украшалась серебряными деталями, к примеру, медальонами.
Особое место в художественной обработке металлов принадлежит ювелирному искусству. У уйгуров во все времена ювелирные украшения пользовались большой популярностью, причем носили их и мужчины, и женщины. Излюбленными материалами ювелиров были золото и серебро, которые искусно обыгрывались вставками из таких драгоценных и полудрагоценных камней как алмазы, изумруды, рубины, жемчуга, кораллы, аметисты, гранат, бирюзы, перламутр и прочие. Техника ювелирной обработки была сложной и разнообразной. Известные уйгурские ювелирные украшения можно классифицировать по видам: головные, шейные, накосные, наплечно-нагрудные изделия, украшения для рук, которые составляют своеобразный традиционный набор.
Большого искусства достигли уйгуры в выделке тканых и войлочных ковровых изделий. Уйгурские войлоки и узелковые шерстяные и шелковые ковры славились далеко за пределами Восточного Туркестана, они служили предметом широкого экспорта. На мировом рынке уйгурские ковры ценились наравне с персидскими. Особое место в ковровом производстве Восточного Туркестана принадлежит Хотану. В этом оазисе целые поселения занимались изготовлением тканых изделий, а в городах было множество больших мастерских.
Одним из древних видов уйгурского прикладного искусства является вышивка. Она в основном носит характер домашнего производства. В каждом доме женщины умели вышивать и обслуживали нужды своей семьи. Девушки готовили себе приданое к свадьбе, значительную часть которого составляли вышитые изделия. Вышивкой украшали занавеси, покрывала, подзоры на кровати, различные накидки, наволочки, скатерти, декоративные и молитвенные коврики, одежду. Традиционный узор вышитых изделий – «растительный. Излюбленными элементами в нем являются цветочные мотивы, воспроизведение без особой стилизации. Цветовая гамма уйгурской вышивки составлена сближенными или контрастными тонами.
Керамическое производство – традиционный вид уйгурского художественного ремесла. Гончарных дел мастера изготовляли облицовочные изразцовые плитки, бытовую и декоративную посуду, светильники, детские игрушки. В керамике уйгуров художественный интерес представляют уже сами формы изделий, отшлифованные веками. В них все целесообразно: и с утилитарной, и с декоративной стороны. Формы керамических сосудов, как и их размеры, самые разные. Распространенными можно считать амфообразные сосуды, сосуды в форме кринок, блюда, чаши. Уйгурские гончары широко использовали покрытие изделий глазурью.
Резьба по дереву как вид декоративного оформления широко использовалась уйгурами при изготовлении традиционной мебели, посуды, детских игрушек. Как и у многих восточных народов, деревянная мебель не играла в интерьере уйгурского дома заметной роли. Уйгуры большее предпочтение отдавали коврам, паласам, войлокам, и все же у них издревле существовал определенный набор деревянной мебели. Это сундуки, низкие столики, детские колыбели, лари для хранения продуктов и прочее. Деревянная посуда включала блюда, чаши, хлебницы, ложки, палочки для еды, футляры для ложек и палочек.
Процесс изготовления музыкальных инструментов отличается сложностью. Каждый мастер имел свои секреты, которые передавал только своим близким. Декорировались уйгурские музыкальные инструменты богато и разнообразно: инкрустацией костью, рогом, резьбой по дереву. Резьба по дереву как вид декоративного оформления широко использовалась уйгурами при изготовлении традиционной мебели, посуды, детских игрушек. Как и у многих вост. народов деревянная мебель не играла в интерьере дома заметной роли. Большее предпочтение отдавалось коврам, паласам, войлокам, и все же у них издревле существовал определенный набор деревянной мебели. Это сундуки, низкие столики, детские колыбели, лари для хранения продуктов и пр. Деревянная посуда включала блюда, чаши, хлебницы, ложки, палочки для еды, футляры для ложек и палочек. В уйгурской художественной резьбе по дереву одно из основных мест принадлежит изготовлению музыкальных инструментов. Из кожи изготовлялись высококачественная обувь, пояса, конская сбруя. Нарядная обувь выполнялась из цветной кожи: красной, зеленой, коричневой. В декоре обуви использовались аппликация, тиснение, вышивка. Широкое распространение у уйгуров имеют различные изделия из тыквы-горлянки. Разные формы плодов тыквы приспосабливаются под сосуды для воды чая, ковши, табакерки, детские игрушки и прочие.
Яркенд и Аксу славились выделкой кож, из которой изготовлялись высококачественная обувь, пояса, конская сбруя. Нарядная обувь выполнялась из цветной кожи: красной, зеленой, коричневой. В декоре обуви использовались аппликация, тиснение, вышивка.
Кожаные пояса являлись у уйгуров принадлежностью мужского костюма. Пояса богато украшались фигурными серебряными пластинами, покрытыми гравированным, чеканным, филигранным узором, вставками из полудрагоценных камней. В оформлении поясов использовалась полихромная перегородчатая эмаль, позолота.
Большое внимание уйгурские мастера уделяли декорировке конской сбруи, седел. Уйгурские седла, сохранившиеся до сегодняшнего дня, имеют одну распространенную форму: узкую переднюю луку и широкую овальную закругленную - заднюю. Остов седел или же обтягивался кожей и украшался декорированными металлическими пластинками, или тщательно шлифовался, полировался и покрывался многоцветной росписью.
Уйгурское прикладное искусство отличается самобытными традициями, яркое своеобразие которых продолжает сохраняться и по сей день. Уйгуры Казахстана и Средней Азии являются достойными воспреемниками богатого наследия.
Отмечая отдельные моменты материальной культуры, в частности, традиционную одежду, следует сказать, что она во многом утратила свои черты. Раньше мужской костюм уйгуров Семиречья состоял из длинной широкой распашной рубахи (койнэк) с узким стоячим воротником и широких штанов (тамбал), заправлявшихся в сапоги. Поверх рубахи надевали короткий башмет, на него длинный халат (чапан) с узким стоячим воротником и узкими рукавами. Халат подвязывали поясом из длинного куска хлопчатобумажной ткани (бэлваг). Зимней верхней одеждой служила шуба из овчины (жуга). На ноги надевали узкие мягкие сапоги с высокими голенищами (мэсэ), их носили с кожаными галошами, которые снимали при входе в дом. Носили сапоги с подбором (отук). Обувью были поршни (чорук). Головным убором летом – тюбетейка (допа), зимой – суконная шапка (топа), подбитая овечьим мехом, у богатых – мехом выдры, соболя, бобра.
Женщины носили длинную широкую рубаху туникообразного покроя с маленьким стоячим воротником, сшитую из хлопчатобумажной ткани, а также широкие, суживающиеся к щиколоткам шаровары. Разрез и застежка на рубахе замужних женщин были спереди, на груди, а у девушек – на плечах. Правая половина груди рубахи замужних женщин украшалась вышивкой. Поверх рубахи дома и на улице носили часто длинную, до колен, безрукавную одежду без застежек (кэмзэл). Выходя на улицу, надевали халат с узкими рукавами (чапан), а поверх него второй – более длинный и просторный (перенджэ), или короткую стеганую кофту. Носили и китайского покроя кофту (хтайчэкойнек), украшавшую своеобразной аппликацией (мадихан). Зимой надевали также шубу из овчины. Обувью чаще служили мягкие сапоги с галошами. Головной убор – тюбетейка или платок, зимой – плоская теплая шапка с меховым околышем. Праздничным головным убором у богатых женщин была парчовая круглая шапочка (кимхап борук) с острым верхом, собранным в мелкие складочки, украшенная цветными камнями. Поверх шапки надевали длинный кисейный платок. Женщины не закрывали лица, при виде постороннего человека слегка прикрывались платком.
Древнейшими произведениями уйгурской литературы являются "Хустанифт", "Алтун яруг". Уйгурская литература вплоть до 20 в. знает таких творцов, как Ахмад Йугинеки, Ахмад Йаснави, Навбати, Залили, Лутфу, Саккаки, Арши, Алишер Новаи, Турди Ге- риби, Абдурехим Низарий, Билил Назим и др. 20 в. богат творениями таких писателей и поэтов, как Х.Закирий, А.Гожамбердиев, 308 А.Мухаммади, Н.Сематов, О.Мухаммади, Н.Исраилов, И.Саттаров, К.Хасанов, Ж.Босаков, Х.Абдуллин, И.Бахтия, Х.Искандаров, Х.Хамраев, З.Самади и др. Большое значение в получении высшего образования имело открытие уйгурского отделения при филологическом факультете Казахского педагогического университета им. Абая. Это отделение одновременно является "кузницей кадров" для уйгурских школ. Издательство "Мектеп" выпускает учебники на уйгурском языке. В 1949 г. был создан сектор, уйгуро-дунганской культуры при Академии наук КазССР, с этого времени в Казахстане начинается развитие уйгуроведения. В дальнейшем Сектор был преобразован в Отдел уйгуроведения, затем в 1986 г. был создан Институт уйгуроведения. Труды уйгуроведов Казахстана признала мировая тюркологическая наука. Наряду с наукой развивается и уйгурская журналистика: республиканская газета "Уйгур авази" и ее приложение "Йени Баят" на основе арабской графики, радио- и телевещание на уйгурском языке, отражающие жизнь уйгуров Казахстана.
Огромное место в быту у уйгуров занимают музыка и танцы. Народное музыкальное искусство уйгуров развивалось веками: свидетельство тому "12 мукамов". В настоящее время широко распространено исполнение отдельных частей из "12 мукамов" – выдающегося творения музыкального народного творчества. Народные песни и мукамы исполняются в сопровождении народных инструментов, которых у уйгуров огромное количество. Некоторые из них: дутар с кузовом овальной формы и длинным грифом, имеющим от 8 до 15 передвижных ладов из струн, тэмбир – щипковый инструмент, сетарлютня с тремя металлическими струнами, девятиструнный смычковый инструмент, 305 трехструнная бандура, пятиструнная бандура раваб, цымбалы с 48 струнами, гусли {калу н) с 18 парами струн, смычковый инструмент гижак, имеющий от 4 до 10 струн. Среди ударных инструментов: бубен – дап или шалдап, большой барабан – думбак и малый – награ, литавры – тэвилъваз из одного медного полушария обтянутого кожей, и медные тарелки жан. Духовые инструменты: флейта нэй из камыша, род кларнета – сунэй из грушевого дерева, канай – из длинной медной трубы. Среди жанровых танцев: праздничные, танцы охотников, влюбленных, земледельцев и т.д. По инициативе правительства Казахстана у уйгуров возник профессиональный театр, появились профессиональные композиторы, дирижеры, музыканты, создавались условия для организации самодеятельных музыкально-танцевальных коллективов. Традиционные ремесла и промыслы уйгуров. Восточный Туркестан – древняя родина уйгуров – географически представляет собой бескрайние просторы величайшей пустыни Такла-Макан с островками населенных оазисов. Каждый город славился своими ремеслами: Кашгар – обработкой металлов, выделкой тканей, войлоками, коврами, музыкальными инструментами, гончарными изделиями, вышивкой; Хотан – известный центр ковроделия и шелководства; Жаркент был знаменит высоким качеством обработки металлов, войлочными изделиями и коврами; Аксу - производством хлопчатобумажных тканей, выделкой кожи, войлоками и т.д. К древнейшим развитым видам уйгурского прикладного искусства относится художественная обработка металлов: кузнечное ремесло, изготовление посуды, ювелирных украшений. Особое место в художественной обработке металлов принадлежит ювелирному искусству.Излюбленным материалом ювелиров были золото и серебро, которые искусно обыгрывались вставками из драгоценных и полудрагоценных камней: алмазов, изумрудов, рубинов, жемчуга, кораллов, аметистов, гранатов, бирюзы, перламутра и пр. Техника ювелирной обработки была сложной и разнообразной. Известные уйгурские ювелирные украшения можно классифицировать по видам: головные, шейные, накосные, наплечно-нагрудные изделия, украшения для рук, которые составляют 306 своеобразный традиционный набор.
Большого искусства достиг уйгурский народ в выделке тканых и войлочных ковровых изделий: войлоки и узелковые шерстяные и шелковые ковры славились далеко за пределами Вост. Туркестана, они служили предметом широкого экспорта. На мировом рынке ковры ценились наравне с персидскими. Они отличаются большим разнообразием в орнаментальном убранстве, украшены сложными композициями геометрического, геометризированно-растительного и геометризированно-зооморфного узора. Традиционный узор вышитых изделий – растительный. Керамическое производство – традиционный вид У. художественного ремесла. Гончарных дел мастера изготовляли облицовочные изразцовые плитки, бытовую и декоративную посуду, светильники, детские игрушки. У. гончары широко использовали покрытие изделий глазурью.
Широкое распространение у уйгуров имели т.н. "охладительные сосуды", в которых хранили скоропортящиеся продукты. Глазурь покрывала такие сосуды на две трети от горловины, поскольку их закапывали в землю на одну треть высоты. Считалось, что глазурь препятствует проникновению холода. Помимо обычных глиняных сосудов у уйгуров встречаются т.н. "песчаные сосуды", в состав материала которых в значительном количестве входит песок. Поверхность таких изделий шероховатая и обычно они имеют черную окраску.
 
Бөлісу: