Независимый Казахстан стал нам родным домом…

1 Наурыз 2014, 10:27

Турецкий народ, имеющий свою многовековую историю, по воле судьбы стал составлять заметную часть многонационального, поликонфессионального государства Казахстан, в котором проживает свыше 130 народностей.

 
 
(Интервью с заместителем по культуре Турецкого этно-культурного центра «Ахыска» Муштаковым И.А.)
 
Турецкий народ, имеющий свою многовековую историю, по воле судьбы стал составлять заметную часть многонационального, поликонфессионального государства Казахстан, в котором проживает свыше 130 народностей. Это позволило Казахстану предстать на мировой арене как стране с многоликой культурной жизнью, являющейся общим достоянием всей республики. Пройдя в первой половине ХХ в. тяжелый и трагический путь с лишениями и трудностями, турки сегодня являются процветающей дисапорой, численность которой составляет около 200 тыс.человек. Вместе с тем, это народ, сохранивший и достойно несущий родной язык, обычаи, традиции, культуру, искусство. Следует отметить, что этому в немалой степени способствует деятельность ТЭКЦ «Ахыска», который впервые был образован в феврале 1991 года как Общество турок «Туркия», затем преобразованный в Культурный центр «Ахыска». В настоящее время им руководит Касанов Зиядин Исмиханович, избранный председателем в 1999 году. В рамках научно-исследовательского проекта «Литература и искусство народов Казахстана», проводимого учеными Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова, а также целях ознакомления с музыкальной культурой турок в годы пребывания в Казахстане состоялось интервью с первым заместителем отдела культуры Турецкого этнокультурного центра «Ахыска» Муштаковым Исмаилом Азизовичем:
– Музыкальная культура турецкого народа богато представлена в мировой музыкальной арене. Она разнообразна по инструментарию, по жанрам, есть песенная, вокально-инструментальная, хореографическая области, а также широкомасштабный жанр макама и фасиля. В какой степени турецкая музыка бытует на сегодняшний день в Казахстане?
– Как Вы знаете, наша национальность, ахыска, здесь проживает с 1944 года, и конечно оказалось сильным влияние других народов. Но все же мы сумели сохранить корни от наших дедов, предков, и нами они не забыты, а забытое теперь возрождаем, и в настоящее время идем по этому пути, чтоб и дальше развиваться. Конечно, сейчас, наряду с народной музыкой, появились произведения и в современном стиле. В этом отношении мы очень много работаем совместно с Турцией, некоторые жанры перенимаем оттуда, вместе с тем в нашей культуре бытует очень много жанров, идентичных с другими тюркскими народами, существуют схожие инструменты, песни, например, азербайджанские, туркменские, довольно близкие турецким. Это объяснить легко, так как мы все единых тюркских корней и принадлежим к одной языковой группе, и во многом сходны. Так, если у казахов распространен инструмент домбра, то у нас – сааз, также, допустим, казахскому кобызу тождественен турецкий тар, и много других аналогичных инструментов. Это наблюдается и в песенных жанрах, и в танцах. Ныне наша молодежь очень любит «Қара жорға», который покорил всех тюркских народов – и танцевальными движениями, и музыкой, и пением. Я сам часто езжу по культурным мероприятиям, и вижу как люди это все воспринимают, как танцуют. Это очень красивая композиция, где чувствуются древние истоки. И, думаю, что для всех тюркских народов – для турков, азербайджанцев, туркмен, узбеков, кыргызов, «Қара жорға» – это одна из наиболее модных, актуальных и любимых тенденций.
Также турки Казахстана исполняют музыку в распространенных в Турции стилях. Известно, что Турция, как и Казахстан, делится на разные регионы. Например, «қара денизли» – у них своеобразный фольклор; со стороны Стамбула – обозначено больше европейского влияния, в регионах, расположенных ближе к Ирану и Ираку – распространен арабский стиль в музыке. Поэтому турецкая музыка интересна и широко развивается. И мы хотели бы, чтоб наша молодежь все это знала, принимала, участвовала в дальнейшем ее всестороннем прогрессе.
– Что положительного принесло туркам ахыска получение Казахстаном независимости?
– Положительного лично для нас очень много. Как я уже говорил, когда наших предков в 1944 году депортировали в Казахстан, у нас не было возможности совершенствоваться и сохранять свою культуру, как сейчас – за последние 20 лет. Было вплоть до того, что нас притесняли, и не допускали, не то что как сейчас выступать на телевидении и радио, нам элементарно не позволяли давать концерты, даже районного уровня. Таковой была советская политика по отношению к нам. А сейчас благодаря той политике, которую ведет наш президент Н.А.Назарбаев, у нас появилась возможность процветать, и Казахстан нам протянул руку помощи, и, таким образом, за 20 лет независимости мы растем, возрождаемся и укрепляемся и в музыке, и в культуре, и в политике и т.д. Это способствует тому, что у нас складывается и наука, и образование, открываются лицеи, новые компании – по бизнесу, строительству, туризму. Тем более у нас практически нет языкового барьера, поскольку мы родственные тюркские этносы, мы очень близки, и подрастающее поколение должно знать корни, что и турки, и казахи – это единый в историческом прошлом народ. И мы в дальнейшем должны активировать свою деятельность в этом направлении, чтоб тюркские народы мира всегда были сплоченные. В связи с этим у меня созревает идея организовать широкий большой гала-концерт тюркских народов, именно в Алматы или в Астане, ну и конечно при поддержке государства, где мы сможем продемонстрировать все виды музыкального искусства – выступления казахских, кыргызских акынов, турецких, азербайджанских ашугов и т.д., которые исполняют эпосы, древние сказания. Известно, что этот вид народно-профессионального творчества очень развит как в Казахстане, так и в Турции, Азербайджане, Кыргызстане. Так, он существовал у всех тюркских народов, а на сегодняшний день также сохранено множество образцов общностных для тюркского мира эпических произведений, таких как «Алпамыс» и мн.др. За 70 лет, когда мы находились под властью советской власти, все это было на грани забвения. Однако теперь у нас появилась возможность это все восстановить.
– Но как за эти 70 подавленных лет турецкому народу удалось сохранить самобытность своей культуры? Ведь при такой жесткой политике, когда люди едва выживали, думать об искусстве и духовности очень тяжело.
– Да, разумеется, это стоило многих усилий. И благодарность за такую храбрость и мудрость, прежде всего, выражаем нашим предкам, которые в суровые 40-ые годы, когда буквально за 24 часа были сосланы из родных земель насильственным путем, сумели выжить. Следует отметить огромную заслугу казахского народа, который, несмотря на голод и холод, нас приютил, дал кров. И, конечно же, тогда действительно было не до культуры, не до духовности… Нужно было просто прокормиться, и в этом отношении наши предки продолжают рассказывать и выражать признательность казахскому народу за оказанную в те тяжелые времена поддержку.
Несмотря на удары судьбы про культуру, язык и традиции наш народ никогда и не забывал. Ведь это душа любого этноса. А когда люди более-менее воспряли духом, сумели подняться, выросли дети, то появилась новая возможность вспомнить родной фольклор, народное творчество, которое передавалось из уст в уста. И все это благодаря нашим стрикам, разумеется. Тогда же и были организованы музыкально-танцевальные ансамбли, которых приглашали для выступления на свадьбах и других народных сборищах, так же как ашугов – исполнителей народно-профессионального творчества. Это были представления с танцами, с самобытным фольклорным музыкально-поэтическим искусством, бытовые сценки, проводились различные ритуалы и т.д. А на современном этапе это все еще больше возрождается, прогрессирует и эволюционирует.
– Свадебные обряды турок ахыска проводятся по старым традициям? Понятно, что на всех свадьбах исполняют народные песни, танцы. Но вместе с тем существуют фольклорно-ритуальные музыкально-поэтические, хореографические жанры – у многих народов были плачи, причитания, прощание с родным домом, открывание лица невесты. Какие именно древние ритуалы нынче проводятся казахстанскими турками?
– Есть множество специальных свадебных обрядов. Первый обряд уже связан с периодом сватовства. То есть, когда сторона жениха выбирает невесту и идут сватать ее, именно с этого момента начинаются обрядовые действа. То есть, собираются родные, старейшины для обсуждения процессии, получают разрешение у родителей избранницы. И, как правило, сватовство проводится мужчинами.
Выполняются также отдельные ритуалы с женщинами. Например, такая церемония, как хына геджәләр, бей, нишан, бүк, которые происходят постепенно до свадьбы. Предсвадебные обряды могут продолжаться до полугода, где практически каждый месяц расписан разными мероприятиями. Иногда бывает, что сокращают этот период до 3 месяцев.
Во время свадьбы ярким является обряд, аналогичный казахскому беташар, при котором заводят невесту в место пира, открывают ей лицо. Обычно ее сопровождают еңгәләр – снохи, затем вокруг нее танцуют сахбуджи с ножами и кинжалами, в конце открывают лицо новобрачной. Это очень яркий, театрализованный ритуал, проводимый в самом начале свадебного торжества.
После такого действа, как и у казахов, молодая дает сәлем, то есть приветствует старших. Еще один отличительный момент – на турецких свадьбах, как у многих мусульманских народов, мужчины и женщины сидят раздельно. И во время этого обряда невеста делает приветственные поклоны – тәмам, сначала в сторону мужчин, где сидят старейшины рода, свекор и т.д., потом поклоняется в сторону женщин – бабушек, свекрови, теток жениха. Третий поклон, как правило, посвящается гостям, присутствующим в зале, и следующий – Президенту со словами: біздің Президентіміз Нұрсұлтан Әбішевичке сәлем! И проходит это все красиво и торжественно.
– Расскажите, в какой степени в Казахстане бытует искусство ашугов?
– Действительно ашуги – носители музыкально-поэтического искусства устной традиции. Это, как правило, мастера высокого уровня, с незаурядными исполнительскими возможностями, обладатели большого природного таланта. Так, в Казахстане нередко проводятся различные концерты народной музыки, где они исполняют как произведения традиционной культуры, так и собственного сочинения. Причем носителями этого искусства являются представители нескольких поколений. Недавно на одном концерте выступали ребята, которым по 18-19 лет, в то же время живут и творят ашуги более преклонного возраста – до 85 лет. Вместе с тем, турки устраивают аналогичные казахскому айтысу импровизационные музыкально-поэтические состязания, на Кавказе их называют дейишме. Как раз на подобных мероприятиях ашуги демонстрируют свою виртуозность довольно ярко.
– Как дело обстоит с музыкальным обучением турецкой молодежи в Казахстане? Получают ли молодые таланты специальное музыкальное образование? Идут ли они учиться в такие учебные заведения?
– К сожалению, у нас нет национальных музыкальных школ, ВУЗов. В Казахстане у турков все-таки в большей степени развита фольклорная и традиционная музыка устной традиции. И преемники этого направления, как правило, приходят на этот путь самостоятельно, следуя своему природному дару, то есть любители. Но естественно есть таланты, получающие специальное образование в области музыки европейской ориентации, обучающиеся музыкальной грамоте, игре на фортепиано, скрипке, флейте и т.д. А что касается традиционной музыки, то в настоящее время мы поднимаем вопрос об открытии учреждений по обучению национальным видам искусств – танцам, музыке, театру, прикладному искусству, планируем открыть музыкальную студию и т.д. Тем более поездки по регионам показывают, что очень много одаренной молодежи, которым нужно создавать условия для роста, чтоб достойно представлять национальное искусство, являющееся неотъемлемой частью культуры Казахстана, причем не только в республике, но и за ее пределами.
Таким образом, у нас музыканты не ограничены знанием и исполнением традиционной музыки, но также есть представители профессионального исполнительского искусства Казахстана, получившие специальное образование в музыкальных колледжах, консерватории, Академии искусств. Они осваивают произведения западноевропейских, русских, а также казахских композиторов. Этот синтез можно наблюдать в проведении того же свадебного обряда, о котором выше шла речь. Во время этого мероприятия совершаются не только древние обряды, но оно много вобрало в себя из современного, европеизированного способа празднования.
– Сколько музыкальных ансамблей базируется в Казахстане на сегодняшний день?
– У нас очень много ансамблей. Даже если говорить о региональных, то, к примеру, только в ЮКО 10 вокально-инструментальных ансамблей, ну и в Жамбылской и Алматинской областях также функционирует множество коллективов и отдельных исполнителей, которые выступают на концертах, посвященных, например, Дню единства народов 1 мая, Наурызу, Дню Независимости, Дню города Астаны и т.д.
– Спасибо, Исмаил Азизович, за интересную беседу. Думаю, она была познавательной и позволит нам иметь определенное представление о современной культуре турок  – наших соотечественников, являющейся общим для нашей страны достоянием. Успехов в будущем!
 
 
Касимова З.М.,
к.иск., научный сотрудник
Института литературы и 
искусства им.М.О.Ауэзова
 
Бөлісу: