Культурно-исторические наследия уйгуров Казахстана

1 Наурыз 2014, 10:25

По состоянию на 1 января 2013 года, уйгуры среди населения Казахстана составляют 243 тысяч человека (1,4%).

По состоянию на 1 января 2013 года, уйгуры среди населения Казахстана составляют 243 тысяч человека (1,4%). Уйгуры и казахи очень схожи по традициям, духу, быту. Поэтому изучение культурных, исторических особенностей народа, который проживает в Казахстане свыше полвека нам необходимо. Уйгуры – древнейший народ Центральной Азии, составляющий коренное население Синь- зян-Уйгурского автономного района (КНР). Раньше территория называлась Восточным Туркестаном, которая была завоевана правящей династией Цин Китая в 1759 г., что явилось поводом для неоднократных восстаний уйгурского народа против китайско-маньчжурских завоевателей. Самым крупным национально-освободительным движением уйгуров, дунган и казахов было в 1864-1867 годах. В результате этого движения на территории Восточного Туркестана образовался ряд государств: Йэттишар, Илийский султанат, Дунганское ханство. В 1881 г. согласно Петербургскому договору между Россией и Китаем Илийский край передавался Китаю, а часть территории, где жили уйгуры (это восточная часть Уйгурского и Панфиловского районов), отходила к России. Согласно этому договору жители Илийского края могли переселиться на территорию России. Часть уйгуров – около 100 тысяч - изъявила желание поселиться в Семиречье. Здесь уйгуры образовали г. Жаркент, создали около 90 поселений и 4 слободы в городе Верном. Вышеизложенные свидетельства говорят о существовании уйгурских поселений в Илийской долине еще до переселения основной части уйгуров в 1881–1883 годах. В маршрутной карте Чокана Валиханова, составленной им еще во время путешествия в город Кульджа в 1856 г., отмечены такие уйгурские поселения, как Жаркент и Аккент. 
Уйгуры один из древних тюркоязычных народов Центральной Азии. Они издавна расселены на территории Восточного Туркестана (современный Синьцзян – Уйгурский автономный район КНР). Основная масса уйгуров проживает в СУАР КНР – 12 млн. челвеко, остальные – ок. 3 млн. в Турции, ОАЭ, Австралии, Канаде, Германии, США, Узбекистане, Кыргызстане, Туркменистане. Уйгурский язык относится к карлукской группе тюрских языков. Уйгурский язык имеет три диалекта: хотанский, куча турфанский, каштарский, в Казахстане – семиреченский говор. С конца 1-го тыс. письменность на основе согдийской графики. Письменность в Казахстане функционирует на основе кириллицы.
Верование – мусульмане-сунниты. Уйгуры сложились как народ на территории Восточного Туркестана в результате длительного процесса этногенеза. Основу его составили древне-уйгурские племена, вошедшие в контакт с восточно-иранскими племенами, и кочевыми племенами, жившими в горах по окраинам бассейна Тарима. Археологические и антропологические данные свидетельствуют об автохтонном происхождении современных уйгуров. Вместе с тем немалую роль в этногенезе У. сыграли племена, имеющиеся в составе казахского, узбекского, кыргызского народов. Родина уйгуров Восточный Туркестан приобрела крупнейшее значение в развивающихся торговых связях Запада с Востоком. По бассейну Тарима проходил Великий шелковый путь, соединявший Китай с Западом, Средней Азией, Индией, Ираном.
Достоверные письменные свидетельства о Восточном Туркестане появляются со 2 века до нашей эры. В это время существовали города-государства, население, занималось земледелием и скотоводством. Ближайшие предки уйгуров  гаогюй в 5 веке нашей эры после борьбы с жуань-жанями разделились на две части. Одни ушли на север в долины рек Орхона, Селенги, др. – к Алтаю и Тянь-Шаню. Уйгуры составлявшие южное объединение, еще в 3 веке начали передвигаться на запад, а токуз-уйгуры северного объединения, двинулись на север. На различных этапах исторического развития уйгуры создавали свои государственные образования. Первый уйгурский каганат был создан на Хантае в 323 г. Он просуществовал 200 лет. После столетнего перерыва, в 523 г. возник Второй уйгурский каганат, просуществовав 80 лет, он был разгромлен в 603 г. Тюркским каганатом. В 743 г. на обломках Восточного-тюркского каганата на территории Северной Монголии был образован Третий уйгурский каганат, который пал в борьбе с древними хакасами (енисейскими киргизами) в 840 г. Третий уйгурский каганат был феодальным государством с пережитками родоплеменных отношений. Однако, несмотря на эти пережитки, объединение уйгуров, образование каганата, провозглашение каганата с наследственной властью следует рассматривать как новый этап в этническом и политическом развитии уйгуров. Важным выражением определенного этапа в развитии сознания необходимости этнического и политического единства было принятие самоназвание уйгуров. Уже в начале 5 века уйгуры обладали своей письменностью, которое развивалось из согдийского. Вместе согдийской письменностью уйгуры заимствовали с Запада и манихейство. Именно уйгуры в центрально-азиатских степях начали серьезно насаждать оседлую цивилизацию. После падения Третьего уйгурского каганата в 840 г. на территории Восточного Туркестана У. создали государство с центром в Турфане. Уйгурское государство в Восточном Притяньшанье (9-14 веках) достигло высокой ступени развития во всех областях.
После завоевания Чингис ханом Кашгария вошла в состав Чагатаевского улуса, с 1348 г. государства Великих Моголов, потом в состав Жунгарского ханства, а с 1776 г. вплоть до сегодняшнего дня в составе Китая. В результате заключения Санкт-Петербургского договора в 1881-1883 гг. в Казахстан из Илийского края переселяется значительная часть уйгурского населения. Их численность составила 45373 чел. Переселившись в Семиречье плотной и компактной массой, уйгуры заняли своеобразную природно-ландшафтную зону предгорных речных долин. Они расселились по правобережной стороне реки Или в квадрате от Хоргоса на вост. до Усека – на западе и от Или на юге до предгорий Джунгарского Алатау на севере. Основная же часть уйгурского населения заняла левобережную сторону Илийской долины вдоль Тянь-Шаня, по речным долинам гор Согеты и Заилийского Алатау на западе  уйгуры переселялись в Юго-Восточный Казахстан целыми деревнями. Миграция уйгуров началась в 1881 году после возвращения Россией Кульджинского края Китаю. Уйгуры опасались репрессий со стороны китайских властей, а российские власти обещали переселенцам землю, освобождение от налогов на несколько лет. Уйгурское население образовывало в этом регионе одноэтничные земледельческие поселения, соседствуя с казахами, являвшимися носителями полуоседлого хозяйственно- культурного типа, и русским казачьим и крестьянским населением, занимавшимся неполивным земледелием. Таким образом У. заняли своеобразную "нишу" среди Семиреченского населения, соседствуя, но не входя в очень тесные контакты с ними. Лишь незначительная часть уйгуров расположилась в черте городов Семиречья. После миграции У. в Казахстан было образовано 7 "таранчинских" (уйгурских) волостей: Джаркентско-Таранчинская, Аксу-Чарынская, Малыбаевская, Корамская, Карасуйская, Кетменская и Аккентская. Все эти волости располагались на территории совроменной Алматинской области. В начале 20 века в историческом развитии уйгуры в составе многонационального Семиреченского региона появилась новая тенденция – уход части населения за пределы собственно "таранчинских" волостей, обществ и селений не только в города, но и в казачьи станицы и крестьянские селения.
Данный тип миграции наблюдался непрерывно. С течением времени У. отказываются от традиционного земледельческого хозяйства и в значительных количествах мигрируют в города, интенсивно вовлекаясь в водоворот исторических событий и судеб народов колониальных окраин царской России. В наст, время У. по-прежнему в значительной степени проживают на территории Алматинской области.  Сколько-нибудь существенных миграционных потоков не наблюдается, так как в отличие от других этносов (русских, немцев, евреев и др.), Уйгуры не ориентированы на массовый выезд из Казахстана. Наблюдается незначительная миграция типа "село – город."
Основное традиционное занятие – поливное земледельческое хозяйство. Прочие виды хозяйственной деятельности играли второстепенную роль. Основной культурой являлась пшеница. Ею было занято более 50 процентов всех посевных площадей. Кроме пшеницы, ячмень, просо, овес, рис и др. Значительное место занимали садоводство, огородничество и виноградарство. На огородах можно было найти все виды овощей, необходимых для пропитания семьи в течение всего года.
Помимо земледелия, уйгуры Семиречья занимались и скотоводством. Содержание скота в основном практиковалось стойловое. Наряду с этим практиковался отгон скота на зимние пастбища. Здесь явно прослеживаются хозяйственные связи с кочевым скотоводством: основная часть скота, отгоняемого на зимний выпас, отдавалась в саун казахам-кочевникам. В уйгурских хозяйствах преобладал крупный рогатый скот, лошади, ослы. Уйгуры проживающие в сельской местности, продолжают заниматься в своих усадьбах садоводством и огородничеством, причем сегодня спектр культивируемых сельскохозяйственных растений чрезвычайно широк. Также практически все сельчане имеют домашний скот. И сегодня личное подсобное хозяйство в значительной степени обеспечивает потребности семьи в продуктах питания.
Уникальным памятником 19 в. является мечеть, построенная на средства В.Юлдашева в Жаркенте без единого гвоздя. В селе Корам Шеликского района вновь построена мечеть, на руинах медресе, функционировавшегося до 30-х годов. Новые мечеты построены в поселках Дружба, Заря Востока, Султанкорган и т.д. Близ города Турфан находится памятник буддизма "Мин ой" ("Тысячи пещер"). В фольклоре уйгурского народа зафиксированы четверостишия, которые исполнялись детьми, молодыми людьми в Барат кечиси, Рамазан.
 
 
Бөлісу: