История и культура курдов Казахстана

1 Наурыз 2014, 10:29

Курдская культура в общей казахстанской культуре отличается многогранностью.

Курдская культура в общей казахстанской культуре отличается многогранностью. Попробуем сделать обзор над историей становления курдской общины в Казахстане. Если перелистать книгу истории, то можно заметить, что период активности курдской общины СССР совпадает с концом 1980-х гг. После распада Советской державы Всесоюзная Ассоциация курдов "Yekbun" фактически прекратила свою деятельность. Но в 1989 г. Руслан Алиев и Усен Амирович Садыков организовали в столице Казахской ССР в то время г. Алма-Ате первый «Курдский культурный центр». Это было первым национально-просветительским объединением курдов в Казахстане. За годы независимости изменился подход к жизни и судьбе курдов в Казахстане. А в марте 1993 г. культурные центры уже четырех южных областей объединились в  Ассоциацию "Yekbun"(Единство) курдов республики. Ее первым Президентом стал Азизе Зийо Алиев.  19 сентября 1991 г. В Алматы выпустили журнал "Kord"-"Курды.
 
Благодаря усилиям активистов-курдов 1-5 сентября 1993 г. в селе Садовое Краснодарского края России состоялась встреча 47 делегатов из постсоветских республик. Интелегентные курды  горячо обсуждали проблемы и задачи курдской общины, и было принято решение организовать издание газеты "Курдистан". Благодаря усилиям М.С.Бабаева  в Москве было получено разрешение, и первый номер газеты вышел в Алмате.
 
 
В 1999 г. Ассоци¬ация "Якбун" была переименована в Ассоциацию "Барбанг" (Рассвет). Президентом «Ассоциации в разные времена были А.З. Алиев, Б.М. Сулейманов, Н. К. Надиров; ныне её возглавляет доктор филологических наук, академик Международной академии наук высшей школы, профессор К.И.Мирзоев, в ней состоят Заслуженные учителя Республики Казахстан: Муса Тамо Сулейманов, Анвар Каримович Надиров, Азиз Байларович Надиров, Суладин Исаевич Сеидов, заслуженный учитель Кыргызстана Нажмадин Ахметович Чатуев, отличник народного просвещения Казахстана Адил Сальманович Алиев и др. 
 
 
Параллельно с Ассоциацией в республике активно работает Союз курдской интеллигенции, учрежденный в марте 1995 года. Союз возглавил ученый-востоковед, доктор филологических наук, академик Князь Ибрагимович Мирзоев. Ассоциация и Союз поставили перед собой благородную цель – объединение усилий в деле сохранения курдского культурного наследия, развитие родного языка, литературы и искусства, изучение истории курдов.
 
 
В 1988-1989 учебном году впервые Халима Амо Надирова и Адиле Салмо Алиев организовали курсы учителей курдского языка с выдачей удостоверения единого образца "Учитель курдского языка". В 1999 г. план подготовки учителей курдского языка был утвержден Советом Алматинского областного института усовершенствования учителей и принят к исполнению.
 
 
В 1999-2003 гг. проведены многочисленные научно-практические конференции и семинары по вопросам: "Курдский язык: вчера и сегодня"; "Курды: история и современность"; "Во имя спасения древней культуры курдов" и т.п.
 
 
В 2002 г. была организована воскресная школа уроков курдского языка (Барие Бала), научно-практический семинар "Состояние и перспективы развития курдского языка и курдской культуры" (Халима Амо Надирова, Усен Амирович Садыков, Гасан Айлазович Сулейманов, Барие Бала, Азиз Багларович Надыров и др.).
 
 
Каждый год в дни празднования Наурыза проводятся фестивали курдской художественной самодеятельности с участием десятков тысяч человек. Большой популярностью пользуется музыкально-инструментальный ансамбль "Курдистан". В селах компактного проживания курдов создаются фольклорные группы.
 
 
Члены Ассоциации большое внимание уделяют издательской деятельности. Наиболее заметным событием стали книги Мирзоева К.И. «Курды малая энциклопедия», «Курды, очерки истории и культуры» на англ. яз., Надирова Н.К. «Мы, курды-казахстанцы», Надировой Х.А. «Курдская кухня», Алиева А.З. «Курды Казахстана». В 2001-2003 гг. проведены съезды женщин и молодежи курдов Казахстана.
 
 
Исследователи обратились к анализу молчавшихся ранее исторических фактов. Например, многим известно, что курды были депортированы в Казахстан в три этапа. Первый – это осень 1937 г., когда их переселяли в массовом насильственном порядке в числе других народов (иранцев, турок), как говорилось в документах тех лет, «при очистке погранполосы» в районе Кавказа. В конце 2002 года казахстанские курды отметили 65-летие этого печального события, почтили память жертв сталинских репрессий.
 
 
Второй этап – это депортация курдов в составе народов Северного Кавказа в 1944 г. . Постановлением ГКО от 31 июля 1944 г., принятым под грифом «Совершенно Секретно», правительству Казахстана предписывалось разместить 40 тыс. спецпереселенцев из Грузии, что было следствием преступной политики Сталина и Берии о выселении 115,5 тыс. человек (в числе которых было около 20 тыс. курдов) из приграничных с Турцией районов Грузии.
 
 
Измученных полуголодных переселенцев приняла гостеприимная земля казахов. Она обогрела, дала кров и пищу, помогла выжить, не утратить веру в доброту и человечность, в завтрашний день, стала второй родиной. Именно казахи - коренные жители бескрайних степей – не дали умереть тысячам спецпереселенцев, делясь с ними последней лепёшкой. 
 
 
Трагедия курдов продолжалась. Нужно выделить третий этап переселения курдов в Казахстан – 1989-1990 гг., когда они вынуждены были бежать в результате военного конфликта между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха. Тогда сотни курдов переселились в Казахстан из республик Средней Азии, Закавказья, России, а не только из Армении и Азербайджана.
 
 
Политическое руководство Республики Казахстан и Президент Н.А. Назарбаев с большим пониманием относятся к проблемам национальных меньшинств. Долгосрочной программой развития страны «Казахстан – 2030» намечено дальнейшее укрепление национальной солидарности, гражданского патриотизма, основанных на равенстве возможностей для всех народов страны.
 
 
Особая роль в становлении курдской диаспоры в РК принадлежит Ассамблее народов Казахстана, которую создали по инициативе Президента. Сам глава государства является председателем этого уникального общественного института.
 
 
На IX сессии Ассамблеи народов Казахстана Президент подробно остановился на вопросах, касающихся межнациональных отношений, которые, как было отмечено, должны строиться с учётом своеобразия Казахстана. «Сегодня, – сказал Глава государства, – на планете вообще трудно найти страну, которая бы не сталкивалась с проблемами в межнациональной сфере. Формирование глобального рынка трудовых ресурсов при огромных различиях в экономическом развитии разных регионов мира влечёт усиление потоков миграции людей. В этой связи сегодня даже перед мононациональными государствами стоит множество проблем, связанных с интеграцией инонациональных трудовых мигрантов в своё общество. Эти процессы способствуют росту ксенофобии, обостряют взаимоотношения между коренным населением и выходцами из других стран». Далее Президент подчеркнул, что без решения национального вопроса – а готовой формулы решения данной проблемы нет – трудно удержать общество в состоянии равновесия и стабильности, трудно обеспечить его безопасность.
 
 
Курды составляют одну из этнических групп населения, которая за последние 10 лет значительно выросла не только за счёт миграции, но и вследствие стабильного естественного прироста. Межнациональное согласие в Казахстане, благоприятная социальная и экономическая обстановка, прекрасные условия для свободного развития родного языка и культуры дали возможность народу с непростой исторической судьбой почувствовать себя равным в братской семье. Двуязычие стало для казахстанских курдов естественным и привычным. Очень многие кроме родного курдского, государственного казахского, языка межнационального общения русского, свободно владеют и другими языками народов Казахстана, учат иностранные языки. Нигде, как в Казахстане, не создано таких благоприятных условий для изучения курдами своего родного языка. К сожалению, на своей исторической родине многомиллионный курдский народ не имеет таких возможностей для развития своего языка и культуры.
 
 
У казахстанских курдов есть все возможности для реализации своего духовного и творческого потенциала в любых сферах общественной деятельности, будь то политическое поприще, организация малого, частного бизнеса или научно-исследовательская работа. Многие заняты в сельском хозяйстве республики. Такие отрасли, как овцеводство, коневодство, разведение крупного рогатого скота являются для курдов традиционными.
 
 
Возвращаясь к выступлению Президента на IX сессии Ассамблеи можно подтвердить, что в Казахстане на практике осуществляется закреплённая Конституцией свобода совести, что граждане курдского происхождения действительно свободно и без страха исповедуют ту религию, которую они избрали, говорят на своих родных языках, сохраняют свою культуру и традиции.
 
Издание многих газет, журналов, информационных материалов, которых ждут сотни тысяч соотечественников, разбросанных сегодня в 9 постсоветских государствах. Взаимные визиты самодеятельных и профессиональных артистов; выставки всякого рода, участие в научных, экономических, социальных межгосударственных и межрегиональных проектах. Контакты родственников, друзей, коллег, живущих в разных странах мира; радость встреч со знаменитыми соотечественниками из т.н. дальнего зарубежья  – все это каналы дружбы и единения нашего народа, совместные усилия по вхождению в мировое сообщество не хуже других, а наравне с другими этносами. Нельзя не отметить, что для подобных контактов приходится преодолевать немыслимые преграды: таможенные, экономические и т.д. 
 
 Казахстане курды часто проводят музыкальные фестивали, встречи поколений, детские праздники спорта и совместного отдыха, выставки народно-прикладного искусства. Эти и много других акций постоянно проводит "малая ООН" нашей Родины – Ассамблея народов Казахстана. Она же распределяет средства госбюджета для издания школьных учебников на национальных языках, пособий для воскресных школ, наглядных материалов и т.п. Государство с каждым годом наращивает поддержку национальных диаспор страны. Естественно, это – результат многолетней активной работы представителей разных народов, создавших еще в начале 1990-х гг. свои организации (общества, ассоциации, движения). В странах СНГ есть целое поколение курдов – политических деятелей высокого уровня. 
 
 
 
Бөлісу: