Сегодня казахстанские ученые отмечают свой профессиональный праздник

12 Сәуір 2013, 06:07

12 апреля – День работников науки. В нашем календаре эта дата появилась недавно. Она была учреждена указом президента Республики Казахстан страны 22 октября 2011 года и впервые отмечалась в прошлом году. 12 апреля было выбрано не случайно. В этот день родился выдающийся казахстанский академик, ученый-геолог и первый президент казахстанской Академии наук Каныш Сатпаев. Сегодня наука становится определяющим фактором развития всех сфер жизни. Она проникла даже в нашу повседневность: сотовая связь, Интернет… быстрая еда – все это тоже результат научной мысли.  На современном этапе наша молодая страна стремительно развивает свой научный потенциал. В 2011 году принят закон «О науке», созданы новые структуры, налажены связи с мировой научной общественностью. С каждым годом увеличиваются вливания в сферу, что позволяет поднять не только уровень науки в целом, но и престиж ученых. Все это вкупе стало толчком к выбору пути в науку для большего числа молодых казахстанцев, среди которых немало выпускников программы «Болашак». О том, каким видят они будущее отечественной науки, – в нашем интервью с молодым ученым  Павлом Тартыковым. Перспективы отечественной науки глазами выпускника программы «Болашак» Сегодня наука доброжелательно открывает двери молодым людям, и примером тому служит история карагандинца Павла Тартыкова,  которого ни одна девушка из его окружения не посмеет назвать «ботаником». Более того, вся женская половина коллектива Национальной научной лаборатории биотехнологии  коллективного пользования Национального центра биотехнологии КН МОН РК, где работает Павел, души не чает в своем научном сотруднике. Он занимается созданием генетического паспорта, который позволит в скором будущем персонализировать отечественную медицину. В канун Дня казахстанской науки мы встретились с молодым ученым. – Павел, ты окончил химический факультет КарГУ им. Букетова по специальности «бакалавр химии». Почему химия? – Это, наверное, был единственный предмет в школе, который мне действительно нравился. Вдобавок я со школьных лет любил проводить опыты, поэтому, попав на химический факультет, я продолжил этим заниматься, но уже под руководством профессорско-преподавательского состава, за что им большое спасибо. Так как денег мне во время учебы катастрофически не хватало, со второго курса я устроился лаборантом в НИИ «Фитохимия», который в настоящее время называется Международный научно-производственный холдинг «Фитохимия». Там, кстати, производят небезызвестный противоопухолевый препарат «Арглабин». Работая в «Фитохимии», я осознал, что химия может быть еще и биоорганическая. То есть каждая клетка любого организма, начиная от амебы и заканчивая человеком, является мини-заводом по производству и утилизации химических соединений. Одним из примеров может служить тот же арглабин, который синтезируется растением Artemisia glabella, или полынью гладкой, и является довольно сложным с химической точки зрения соединением. Нам оставалось только выделить его из растения, очистить и перевести в усвояемую для организма форму, например гидрохлорид. – Так ты понял, что надо учиться дальше, и поступил в магистратуру, выбрав программу «Болашак». Трудно  ли было получить грант? – Шел 2005 год, когда я впервые услышал о международной стипендии президента Республики Казахстан «Болашак». В том году я поступить не пытался, так как не успевал по срокам, но в 2006 году одним из первых подал документы на специальность «магистр биохимии». Я без раздумий выбрал США, потому что именно эта страна являлась и является мировым лидером в области биотехнологий. Не могу сказать, что было сложно получить стипендию, потому что на тот момент я был одним из немногих, кто подал документы на  эту специальность. Намного сложнее мне пришлось в США, когда помимо привычного TOEFL мне пришлось сдавать GRE и еще 5 вступительных экзаменов на специальности, подготовленные ACS (American Chemical Society), которые являются обязательными для тех, кто учится на специальностях «химия» или «биохимия». Приходилось заниматься в библиотеке 24 часа семь дней в неделю. Учился я в Государственном университете штата Монтана (Montana State University). Довольно сильный университет по техническим специальностям с отличной материально-технической базой. – Какую разницу ты увидел в процессе учебы в отношениях преподавателей, студентов, поведении там, в Америке, и здесь, в Казахстане? – Разница, конечно, есть. В первую очередь это то, что наука и образование в США сосуществуют под одной крышей – крышей университета. От этого выгодно и студентам, которые имеют доступ к самому новому оборудованию и технологиям, и преподавателям. Каждый профессор обязан не только преподавать, но при этом создать свою лабораторию и, что самое главное, найти деньги (гранты) на ее содержание. Это обязательное условие для получения постоянной позиции в американском университете. У нас в Казахстане сейчас тоже пытаются внедрить нечто подобное, и я думаю, мы движемся в правильном направлении. Преподаватели в США показались мне бездушными по отношению к студентам. Я считаю это правильным. Единственное, что они оценивали, – это знания. У нас же многие преподаватели слишком личностно относятся к студентам. А еще студенты в США не боятся выглядеть глупыми и всегда задают вопросы. Пусть даже эти вопросы и в самом деле глупые. – Что  удивило? К чему ты не был готов? Дай совет студентам или  школьникам, которые собираются  на учебу за рубеж. – Не готов был к лекциям на английском языке, но во втором семестре уже адаптировался. Не готов был проводить много времени в библиотеке, так как в Казахстане заходил туда только два раза в год: чтобы взять книги и чтобы сдать их. Не был готов делать по нескольку презентаций в неделю. Удивило качество преподавания и стремление сделать свой предмет самым интересным (в этом, конечно, есть и корыстные цели, ведь если студенты каждый год берут твой предмет, из-за того что он интересный, ты – преподаватель – остаешься на плаву). – А какие уроки жизни и навыки ты приобрел, пока учился? – Не списывать! Могут отчислить... Не пропускать ни одного занятия. Участвовать во всех симпозиумах, конференциях, касающихся твоей области науки. Уметь хорошо отдохнуть, ведь тот, кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает. – Что ж, студенчество за спиной. Сегодня ты работаешь в Национальном центре биотехнологий. Не трудно было найти работу молодому магистранту? Кто оказывал тебе поддержку? – Я вернулся в Казахстан в 2009 году, успешно сдав все экзамены и защитив Master’s thesis. Здесь я довольно быстро нашел работу в Национальном центре биотехнологий, чей головной офис находится в Астане. Директор центра Ерлан Мирхайдарович Раманкулов оказывал всяческую поддержку молодым специалистам, так как сам долгое время учился и работал за рубежом. В 2010 году я сдал документы на доктора философии в биологии (PhD in Biology) в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Очень рад был знакомству с заведующим кафедрой биотехнологии Рустемом Тукеновичем Омаровым, которого университет не так давно «выманил» из США. Без преувеличения можно сказать, именно таких людей, как он, не хватает в науке. – Павел, какие научные проблемы решаете сегодня? –  Заниматься приходится самыми разными проблемами. Так как на настоящий момент фундаментальная наука в Казахстане переживает не лучшие времена, в основном проводим прикладные исследования. Подробно останавливаться на этом не буду, но приведу в пример один из последних проектов, который финансируется Всемирным банком и называется «Разработка экспресс-фармакогенетического теста на основе полимеразной цепной реакции в реальном времени для индивидуальной дозировки лекарственных препаратов». Чтобы получить грант, мы прошли довольно жесткий конкурс, который проводился международными экспертами в рамках проекта «Коммерциализация технологий». – Павел, каковы, на твой взгляд, перспективы науки в Казахстане? – Мне кажется, Казахстан переживает время, когда идеи, энтузиазм, инициативы и энергия молодых людей особенно нужны для развития науки. Молодежь и наука – понятия не параллельные. Как известно, молодые казахстанцы составляют треть населения страны, а это огромный потенциал для дальнейшего процветания Казахстана. Недаром часть послания Главы государства «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» адресована молодежи и задает направление  для ее качественного развития. Беседовала Лариса КОНЫСБАЕВА, Алматы Источник: Сайт газеты «Литер»

12 апреля – День работников науки. В нашем календаре эта дата появилась недавно.

Она была учреждена указом президента Республики Казахстан страны 22 октября 2011 года и впервые отмечалась в прошлом году. 12 апреля было выбрано не случайно. В этот день родился выдающийся казахстанский академик, ученый-геолог и первый президент казахстанской Академии наук Каныш Сатпаев. Сегодня наука становится определяющим фактором развития всех сфер жизни. Она проникла даже в нашу повседневность: сотовая связь, Интернет… быстрая еда – все это тоже результат научной мысли.  На современном этапе наша молодая страна стремительно развивает свой научный потенциал. В 2011 году принят закон «О науке», созданы новые структуры, налажены связи с мировой научной общественностью. С каждым годом увеличиваются вливания в сферу, что позволяет поднять не только уровень науки в целом, но и престиж ученых. Все это вкупе стало толчком к выбору пути в науку для большего числа молодых казахстанцев, среди которых немало выпускников программы «Болашак». О том, каким видят они будущее отечественной науки, – в нашем интервью с молодым ученым  Павлом Тартыковым.

Перспективы отечественной науки глазами выпускника программы «Болашак»

Сегодня наука доброжелательно открывает двери молодым людям, и примером тому служит история карагандинца Павла Тартыкова,  которого ни одна девушка из его окружения не посмеет назвать «ботаником». Более того, вся женская половина коллектива Национальной научной лаборатории биотехнологии  коллективного пользования Национального центра биотехнологии КН МОН РК, где работает Павел, души не чает в своем научном сотруднике. Он занимается созданием генетического паспорта, который позволит в скором будущем персонализировать отечественную медицину. В канун Дня казахстанской науки мы встретились с молодым ученым.

– Павел, ты окончил химический факультет КарГУ им. Букетова по специальности «бакалавр химии». Почему химия?

– Это, наверное, был единственный предмет в школе, который мне действительно нравился. Вдобавок я со школьных лет любил проводить опыты, поэтому, попав на химический факультет, я продолжил этим заниматься, но уже под руководством профессорско-преподавательского состава, за что им большое спасибо.

Так как денег мне во время учебы катастрофически не хватало, со второго курса я устроился лаборантом в НИИ «Фитохимия», который в настоящее время называется Международный научно-производственный холдинг «Фитохимия». Там, кстати, производят небезызвестный противоопухолевый препарат «Арглабин». Работая в «Фитохимии», я осознал, что химия может быть еще и биоорганическая. То есть каждая клетка любого организма, начиная от амебы и заканчивая человеком, является мини-заводом по производству и утилизации химических соединений. Одним из примеров может служить тот же арглабин, который синтезируется растением Artemisia glabella, или полынью гладкой, и является довольно сложным с химической точки зрения соединением. Нам оставалось только выделить его из растения, очистить и перевести в усвояемую для организма форму, например гидрохлорид.

– Так ты понял, что надо учиться дальше, и поступил в магистратуру, выбрав программу «Болашак». Трудно  ли было получить грант?

– Шел 2005 год, когда я впервые услышал о международной стипендии президента Республики Казахстан «Болашак». В том году я поступить не пытался, так как не успевал по срокам, но в 2006 году одним из первых подал документы на специальность «магистр биохимии». Я без раздумий выбрал США, потому что именно эта страна являлась и является мировым лидером в области биотехнологий. Не могу сказать, что было сложно получить стипендию, потому что на тот момент я был одним из немногих, кто подал документы на  эту специальность. Намного сложнее мне пришлось в США, когда помимо привычного TOEFL мне пришлось сдавать GRE и еще 5 вступительных экзаменов на специальности, подготовленные ACS (American Chemical Society), которые являются обязательными для тех, кто учится на специальностях «химия» или «биохимия». Приходилось заниматься в библиотеке 24 часа семь дней в неделю. Учился я в Государственном университете штата Монтана (Montana State University). Довольно сильный университет по техническим специальностям с отличной материально-технической базой.

– Какую разницу ты увидел в процессе учебы в отношениях преподавателей, студентов, поведении там, в Америке, и здесь, в Казахстане?

– Разница, конечно, есть. В первую очередь это то, что наука и образование в США сосуществуют под одной крышей – крышей университета. От этого выгодно и студентам, которые имеют доступ к самому новому оборудованию и технологиям, и преподавателям. Каждый профессор обязан не только преподавать, но при этом создать свою лабораторию и, что самое главное, найти деньги (гранты) на ее содержание. Это обязательное условие для получения постоянной позиции в американском университете. У нас в Казахстане сейчас тоже пытаются внедрить нечто подобное, и я думаю, мы движемся в правильном направлении.

Преподаватели в США показались мне бездушными по отношению к студентам. Я считаю это правильным. Единственное, что они оценивали, – это знания. У нас же многие преподаватели слишком личностно относятся к студентам. А еще студенты в США не боятся выглядеть глупыми и всегда задают вопросы. Пусть даже эти вопросы и в самом деле глупые.

– Что  удивило? К чему ты не был готов? Дай совет студентам или  школьникам, которые собираются  на учебу за рубеж.

– Не готов был к лекциям на английском языке, но во втором семестре уже адаптировался.

Не готов был проводить много времени в библиотеке, так как в Казахстане заходил туда только два раза в год: чтобы взять книги и чтобы сдать их.

Не был готов делать по нескольку презентаций в неделю.

Удивило качество преподавания и стремление сделать свой предмет самым интересным (в этом, конечно, есть и корыстные цели, ведь если студенты каждый год берут твой предмет, из-за того что он интересный, ты – преподаватель – остаешься на плаву).

– А какие уроки жизни и навыки ты приобрел, пока учился?

– Не списывать! Могут отчислить... Не пропускать ни одного занятия.

Участвовать во всех симпозиумах, конференциях, касающихся твоей области науки. Уметь хорошо отдохнуть, ведь тот, кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает.

– Что ж, студенчество за спиной. Сегодня ты работаешь в Национальном центре биотехнологий. Не трудно было найти работу молодому магистранту? Кто оказывал тебе поддержку?

– Я вернулся в Казахстан в 2009 году, успешно сдав все экзамены и защитив Master’s thesis. Здесь я довольно быстро нашел работу в Национальном центре биотехнологий, чей головной офис находится в Астане. Директор центра Ерлан Мирхайдарович Раманкулов оказывал всяческую поддержку молодым специалистам, так как сам долгое время учился и работал за рубежом.

В 2010 году я сдал документы на доктора философии в биологии (PhD in Biology) в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Очень рад был знакомству с заведующим кафедрой биотехнологии Рустемом Тукеновичем Омаровым, которого университет не так давно «выманил» из США. Без преувеличения можно сказать, именно таких людей, как он, не хватает в науке.

– Павел, какие научные проблемы решаете сегодня?

–  Заниматься приходится самыми разными проблемами. Так как на настоящий момент фундаментальная наука в Казахстане переживает не лучшие времена, в основном проводим прикладные исследования. Подробно останавливаться на этом не буду, но приведу в пример один из последних проектов, который финансируется Всемирным банком и называется «Разработка экспресс-фармакогенетического теста на основе полимеразной цепной реакции в реальном времени для индивидуальной дозировки лекарственных препаратов». Чтобы получить грант, мы прошли довольно жесткий конкурс, который проводился международными экспертами в рамках проекта «Коммерциализация технологий».

– Павел, каковы, на твой взгляд, перспективы науки в Казахстане?

– Мне кажется, Казахстан переживает время, когда идеи, энтузиазм, инициативы и энергия молодых людей особенно нужны для развития науки. Молодежь и наука – понятия не параллельные. Как известно, молодые казахстанцы составляют треть населения страны, а это огромный потенциал для дальнейшего процветания Казахстана.

Недаром часть послания Главы государства «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» адресована молодежи и задает направление  для ее качественного развития.

Беседовала Лариса КОНЫСБАЕВА, Алматы

Источник: Сайт газеты «Литер»

Бөлісу: