1961-1965 г.г.

20 Наурыз 2013, 05:37

Именно купеческое сословие, все более возраставшее по численности, с середины 19 века начинает настойчиво добиваться изменения статуса казачьей станицы, что дало бы им право чувствовать себя здесь не гостями, а настоящими хозяевами. Наконец, 4 апреля 1861 года Коряковка получает статус «заштатного города с наименованием оного Павлодар, в честь новорожденного Великого князя Павла Александровича». Несколько позже город становится уездным центром Семипалатинской области. Теперь у архитекторов появляется генеральный план застройки города – копия его также хранится сегодня в музее. В плане четко отражена история возникновения города: бывшая Коряковская станица остается как казачья часть города, а новое строительство в основном предполагается в мещанской северной части. Границей между этими районами станет переулок №1 – нынешняя улица Луначарского, на которой стоит русский драматический театр. Сохранилось описание этого места, относящееся к 1865 году: «Пять улиц обстроены по большей части ветхими домами (казачья часть), между которыми изредка выглядывают дома весьма приличной наружности. Новый город еще только отстраивается. Площадь, на которой помещена деревянная церковь, а за нею лавки, гостиный ряд – вот и весь Павлодар». Но теперь начинает активно подниматься купеческая «элита». Отстраиваются торговые ряды из кирпича, закладывается торговый дом Дерева (в настоящее время областной краеведческий музей), почтово-телеграфная контора и множество других кирпичных и деревянных зданий, купеческих домов, магазинов, учебных заведений, церквей. Постепенно начинают нарастать купеческие капиталы. Татарский купец Ф. Рамазанов выстраивает мечеть (ныне действующая), А. Деров закладывает на свои деньги Владимирский собор, на базарной площади выстраивается деревянный цирк-шапито. Смена общественно-экономической формации в стране в октябре 1917 года какого-либо резкого изменения в архитектурный облик города не внесла. Однако в районе Затона появился городок судостроителей с клубом имени Куйбышева и школой №13. В 1920-х годах строится новое деревянное здание для предполагаемого железнодорожного вокзала в районе нынешнего локомотивного депо. Оно представляло интереснейший образец деревянного зодчества, но в 90-е годы сгорело. В 30-е годы были разрушены все павлодарские церкви и мечети. Следующим этапом развития города были целинные годы. Было решено построить комбайновый и алюминиевый заводы. В начале января 1955 года в Павлодар стали прибывать первые механизированные колонны строителей. Для управленческих служб и сотрудников с семьями строились щитосборные дома, открывались новые магазины и столовые, бытовые точки. Так на северной окраине города вырос временный городок, который стали называть Административным. Началось строительство стройбазы ТЭЦ-2 и производственных корпусов заводов. В городе начинается строительство сетей городского водопровода и канализации. Одновременно решаются вопросы электроснабжения. Союзным планом создания промышленного энергетического района предусматривалось размещение в Павлодаре целого ряда крупных промышленных объектов: комбайнового, алюминиевого, нефтеперерабатывающего заводов, химкомбината и заводов стройиндустрии. В городе появляется новая гостиница «Север», больничный городок, строительный техникум, строится гостиница «Казахстан» и здание обкома партии. В 1969 году организовывается институт «Казсевсельпроект», сотрудники которого продолжали работу над архитектурным оформлением города. Открывается регулярное движение автобусов, связавших крупные стройки с городом. В 1965 году вводится в строй первый участок трамвайной линии. За счет заводов идет реконструкция всего павлодарского железнодорожного узла. Источник: акимат Павлодарской области

Именно купеческое сословие, все более возраставшее по численности, с середины 19 века начинает настойчиво добиваться изменения статуса казачьей станицы, что дало бы им право чувствовать себя здесь не гостями, а настоящими хозяевами. Наконец, 4 апреля 1861 года Коряковка получает статус «заштатного города с наименованием оного Павлодар, в честь новорожденного Великого князя Павла Александровича». Несколько позже город становится уездным центром Семипалатинской области.

Теперь у архитекторов появляется генеральный план застройки города – копия его также хранится сегодня в музее. В плане четко отражена история возникновения города: бывшая Коряковская станица остается как казачья часть города, а новое строительство в основном предполагается в мещанской северной части. Границей между этими районами станет переулок №1 – нынешняя улица Луначарского, на которой стоит русский драматический театр. Сохранилось описание этого места, относящееся к 1865 году: «Пять улиц обстроены по большей части ветхими домами (казачья часть), между которыми изредка выглядывают дома весьма приличной наружности. Новый город еще только отстраивается. Площадь, на которой помещена деревянная церковь, а за нею лавки, гостиный ряд – вот и весь Павлодар».

Но теперь начинает активно подниматься купеческая «элита». Отстраиваются торговые ряды из кирпича, закладывается торговый дом Дерева (в настоящее время областной краеведческий музей), почтово-телеграфная контора и множество других кирпичных и деревянных зданий, купеческих домов, магазинов, учебных заведений, церквей. Постепенно начинают нарастать купеческие капиталы. Татарский купец Ф. Рамазанов выстраивает мечеть (ныне действующая), А. Деров закладывает на свои деньги Владимирский собор, на базарной площади выстраивается деревянный цирк-шапито.

Смена общественно-экономической формации в стране в октябре 1917 года какого-либо резкого изменения в архитектурный облик города не внесла. Однако в районе Затона появился городок судостроителей с клубом имени Куйбышева и школой №13. В 1920-х годах строится новое деревянное здание для предполагаемого железнодорожного вокзала в районе нынешнего локомотивного депо. Оно представляло интереснейший образец деревянного зодчества, но в 90-е годы сгорело. В 30-е годы были разрушены все павлодарские церкви и мечети.

Следующим этапом развития города были целинные годы. Было решено построить комбайновый и алюминиевый заводы. В начале января 1955 года в Павлодар стали прибывать первые механизированные колонны строителей. Для управленческих служб и сотрудников с семьями строились щитосборные дома, открывались новые магазины и столовые, бытовые точки. Так на северной окраине города вырос временный городок, который стали называть Административным. Началось строительство стройбазы ТЭЦ-2 и производственных корпусов заводов. В городе начинается строительство сетей городского водопровода и канализации. Одновременно решаются вопросы электроснабжения.

Союзным планом создания промышленного энергетического района предусматривалось размещение в Павлодаре целого ряда крупных промышленных объектов: комбайнового, алюминиевого, нефтеперерабатывающего заводов, химкомбината и заводов стройиндустрии. В городе появляется новая гостиница «Север», больничный городок, строительный техникум, строится гостиница «Казахстан» и здание обкома партии. В 1969 году организовывается институт «Казсевсельпроект», сотрудники которого продолжали работу над архитектурным оформлением города. Открывается регулярное движение автобусов, связавших крупные стройки с городом. В 1965 году вводится в строй первый участок трамвайной линии. За счет заводов идет реконструкция всего павлодарского железнодорожного узла.

Источник: акимат Павлодарской области

Бөлісу: