2 Наурыз 2013, 09:29
Реализация генерального плана началась в 1963 г. строительством на окраине города нового жилого массива — микрорайона «А».
Хотя Целиноград застраивался по самым передовым для того времени градостроительным приемам и правилам, его архитектурный облик не отличался большой выразительностью. Причиной такого диссонанса между архитектурным обликом и градостроительным решением города явилось Постановление «О борьбе с излишествами в архитектуре», принятое ЦК КПСС и Советским правительством в 1954 году. Запрет на использование «художественных излишеств», переход на типовое проектирование и индустриальное домостроение лишили архитекторов возможности проявления своих композиционно-художественных способностей, ограничили им поле творческого поиска, что привело, в конечном счете, к однообразию и монотонности застройки советских городов, в том числе и Целинограда. Целые микрорайоны и улицы города были застроены однотипными, не обладающими архитектурной выразительностью 5-этажными панельными домами индустриального изготовления. Однако, несмотря на это, нельзя не отметить явного прогресса в развитии благоустройства и застройки Целинограда. В частности, была пробита и застроена пятиэтажными панельными домами ул. Мира, соединившая обе части города (пристанционный поселок и старый город) в единое целое. Проезжая часть улицы была выполнена с учетом наличия слабых просадочных грунтов. Под асфальтовым покры-тием дороги было устроено надежное основание из могцных железобетонных плит, уложенных на утрамбованный щебеночный слой. В отличие от других улиц, постоянно нуждающихся в ямочном ремонте по окончании каждого зимнего периода, полотно проезжей части улицы Мира практичес-ки не подвергалось воздействию морозного пучения грунта и не требовало восстановительных работ. Для преодоления монотонности, неминуе-мой при застройке улицы однотипными пяти-этажными панельными домами, ленинградские архитекторы предусмотрели закладывание через определенные интервалы нескольких курдоне-ров-скверов. Благодаря этому улица Мира приобрела озелененный, довольно живописный вид. В эти годы были построены объекты, сыгравшие большую роль в формировании архитектурного облика отдельных узлов и улиц города: железно-дорожный вокзал, здание «Целинэнерго», уни-вермаг «Москва», гастроном «Колос», аэровокзал. В короткие сроки был наращен градообразующий промышленный потенциал города — построены заводы торгового оборудования и газовой аппа-ратуры, мясокомбинат, экспериментальный цех завода «Казахсельмаш», механосборочный цех на-сосного завода, рыбозавод, хлебозавод и др. В 1963 году по проекту детальной планировки, разрабо-танному ленинградскими архитекторами, нача-лось строительство первых домов в новом восточ-ном районе города за ручьем Соленая балка (ныне Акбулак). В том же году были построены теле-центр и пешеходный мост из железобетонных конструкций, связавший город с парковой зоной. О росте темпов и масштабов строительных работ говоряттакие статистические данные: за 1962 год в ІДелинограде было построено 115 тыс. кв. м жи-лья, что в 10 раз болыпе, чем за весь предыдущий 1961 год. Не все объекты, возводимые в городе, характеризовались типовым однообразием и при-митивной рациональностью.
В 1963 году по проекту рижских архитекторов А. Крауклиса, Д. Доннеберга и Б. Фогельса был построен Дворец Целинников оригинальной архитектуры с многофункциональным, рассчитан-ным на показ панорамных кинофильмов, залом на 2500 зрителей. Выразительный, своеобразный архитектурный облик, соответствующий функци-ональному назначению здания, был присущ и Дому Советов, построенному по проекту красно-дарского архитектора Титова. В современном для того времени стиле функционализма были пост-роены и здания аэровокзала, гостиницы «Моск-ва», гастронома «Колос» и по «Целинэнерго». Зда-ние Дворца Целинников было взято под охрану государства как архитектурный памятник республиканского значения, как объект, символизирующий веху в истории развития строительного ис-кусства не только Казахстана, но и всего Советского Союза. Упразднение в 1964 г. Целинного края и снижение статуса города Целинограда до административного центра областного значения и, как следствие, сокращение бюджетного финансирования не могли не сказаться на планах развития города и объемах выполняемых строитель-ных работ. Вместе с тем, город продолжал расти довольно динамичными темпами, последователь-но и систематично совершенствовать и развивать свою планировочную структуру и архитектурный облик застройки.
Источник: энциклопедия АСТАНА